XI. Обследование грамматического строя.

Содержание задания Используемый материал Ответ ребенка Характер выполнения
1. Составление предложений по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок. Задаются вопросы, требующие ответов сложными предложениями (почему?, зачем? и т.д.) сюжетная картинка и серия картинок     ответы простыми предложениями
2. Составление предложений по опорным словам   карточка с опорными словами: дети, лес, корзины, земляника, цветы, спелая, сладкая медленное и неуверенное выполнение задания
3. Составление предложений по отдельным словам, расположенным в беспорядке карточка со словами: на, катается, лыжах, Саша   Саша катается на лыжах.  
4. Подстановка недостающего предлога в предложении карточка с записью предложения: «Лампа висит ... столом» Лампа висит над столом.  
5. Пересказ текста после прослушивания: а) знакомый текст б) незнакомый текст «Лиса Патрикеевна»     «Лев и мышь» Толстой пересказ неполный, имеются значительные сокращения, неадекватные словесные замены, аграмматизмы
6. Рассказ из собственного опыта (о любимых игрушке, книге, животном, празднике и т.д.)   медленное и неуверенное выполнение задания, аграмматизмы
7. Словоизменение а) употребление существительного единственного и множественного числа в различных падежах. Исследование ведется по картинкам: «Чем покрыт стол? Чем мальчик режет хлеб? Кого кормит девочка? На кого смотрят дети? За чем дети идут в лес?» сюжетные картинки       скатертью ножиком братика на птицу за грибами   выполнение упражнений неуверенное  
б) образование форм родительного падежа множественного числа существительных. Задают вопросы: «Чего много в лесу? (деревьев, кустов, ягод, листьев), «Чего много в саду?», «Чего много в этой комнате?»         -шишек, грибов, рыбы, животных - растений, цветов, малины - стульев, горшков из-под цветов, зЕркалов, стаканчиков, тетрадей     - выполнение упражнений неуверенное, с восклицаниями, методом подбора, - неправильная постановка ударения, - неправильное образование слов
в) преобразование единственного числа имен существительных во множественное по инструкции: «Я буду говорить про один предмет, а ты про много» (рука - руки) существительные: коза, глаз, стул, отряд, лоб, ухо, дерево, рот, билет, перо, окно, рукав, воробей, доктор, болото, лев, рог, хлеб, сторож, завод стул – стулы, лоб - лобы ухо – ухи, окно – окошки, лев – лефы, хлеб - хлебы, сторож - сторожи   - неправильное преобразование слов
г) употребление предлогов. Предлагается ответить примерно на такие вопросы: «Где лежит карандаш?» (в коробке), «А теперь?» (вынуть из коробки и положить на стол), «Откуда я взял карандаш?» (из коробки), «Откуда упал карандаш?» (со стола), «Откуда ты достал карандаш?» (из-под стола), «Где лежит карандаш?» (за коробкой), «Откуда ты достал карандаш?» (из-за коробки) Где лежит карандаш? А теперь, где лежит карандаш? Откуда я взял карандаш? Откуда упал карандаш? Откуда ты достал карандаш? Где лежит карандаш?   Откуда ты достал карандаш? в коробке, на столе из коробки, со стола, из-под стола, за коробкой, из заднего места коробки         Не использует предлог из-за
8. Словообразование а) образование уменьшительной формы существительного. Задание может быть таким: «Я буду говорить про большие предметы, а ты про маленькие (стол - столик) ковер, гнездо, голова, сумка, ведро, птица, трава, ухо, лоб, воробей, стул, дерево   ковёр – ковёрик, голова – головёнка, ведро – ведьрё птица – птинец, трава – травИ, ухо – ухья, лоб – лёб, воробей – воробёнок, стул – стулик, дерево - деревёнок   - неправильное образование слов
б) образование прилагательных от существительных. Предлагается ответить на вопросы: «Из чего сделан стул (шкаф)?» снег, бумага, стекло, пластмасса, мех, шерсть, пух   мех – мЯховой, пух - пуховЫй - неправильное образование слов; - неправильное употребление ударения
в) образование сложных слов (из 2 слов образовать одно) камень дробить (камнедробилка), землю черпать (землечерпалка), сено косить (сенокосилка) камедобить, черпатеземлю, косить сено   невыполнение задания

Вывод: Имеются нарушения согласования и управления (аграмматизмы)

XII. Обследование чтения

Содержание задания Речевой и наглядный материал Ответ ребенка Характер выполнения
ОБСЛЕДОВАНИЕ УСВОЕНИЯ БУКВ 1. Назвать указанную букву   буквы разрезной азбуки     выполнение правильное
2. Найти буквы, обозначающие звуки (близкие по способу и месту образования и акустическим признакам)   п, б, с, з, ш, ж, р, л, с, ц, к, г     выполнение упражнений неуверенное,
3. Назвать буквы, написанные разными шрифтами       выполнение правильное
4. Указать правильно написанную букву рядом с зеркальным ее изображением       выполнение правильное
5. Назвать букву, перечеркнутую дополнительными штрихами       выполнение правильное
6. Найти среди сходных по начертанию букв нужную   ла, лм, ад, лд, гб, вр, вз, вы, гт, гe, кж, гп, пн, пш, шц, ею, со, кх, ни, ор     выполнение правильное
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОГОВ      
1.Прочитать прямые слоги   са, шу, ха, ну, ос, ры, да     выполнение правильное
2. Прочитать обратные слоги   ум, ах, ас, ор, ын, ус, ат, ом     выполнение правильное
3.Прочитать слоги со стечением согласных   ста, кро, тру, гло, цви     выполнение правильное
4.Прочитать слоги с твердыми и мягкими согласными   та-ты, ка-кя, зу-зю, ло-ле, са-ся, ду-дю      
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ СЛОВ 1 .Прочитать слова различной звукослоговой структуры (знакомые и малоупотребительные в речи)   рак, осы, яма, сажа, луна, очки, отряд, шалаш, санки, дятел, рюкзак, снежок, ножницы, полотенце, спички.   дятел - детел  
2. Прочитать слова и ответить на вопросы: «Где ты видел этот предмет? Что им делают?»   Бровь Журавль Строчка Кастрюля мотоциклист   здравница белка   балка баран банки   Бровь - у человека, почти что на лбу, для красоты; Журавль – это животное или птица, она может летать, иногда она попадается на болотах; Строчка – это там пишут буквы, слова, видел в тетрадях; Кастрюля – в кастрюлях варят, делают суп, когда мама готовит; Моцотоклист – это человек, который сидит на мотоцикле и ездит; Здравница – не знаю что это; Белка – это животное, которое питается грибами, орешками в лесу; Балка – это железная труба, она больше всего попадается в трубах; Баран – это животное, питается капустой, на полях он бывает; Банки – в банках может храниться вода, еда – консервы.     - смысл прочитанного понимает; - перестановки слогов в словах
3.При обследовании понимания слов предлагаются такие задания: а) прочитать слово, найти его изображение по картинке и положить соответствующую надпись   картинки с изображениями предметов, животных и т. д.; карточки с надписями к этим картинкам     - выполнение правильное, неуверенное
б) прочитать слово, напечатанное на карточке, и по памяти найти соответствующую картинку   картинки и карточки с надписями к этим картинкам     выполнение правильное, неуверенное
в) прочитать слова, сходные по буквенному составу, а после прочтения найти картинки, соответствующие словам-паронимам   зуб — суп, жук — сук, папа — баба, коза — коса, уточка — удочка, шкаф— шарф, стол — ствол       выполнение правильное
г) прочитать слова с пропущенными буквами   руч... а, ... апочки, к... ыш ... а, конве ......   Ручка, ….., камыш, конверт - буквы вставлял методом подбора; - задание выполнено частично
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЙ Предлагаются следующие задания:          
а) прочитать предложение и выполнить соответствующее действие   карточки с заданиями: «Покажи глаз », « Подойди к стене», «Возьми ручку», «Встань со стула»     выполнение правильное  
б) прочитать предложение, найти соответствующую картинку (предлагаются фразы различной синтаксической конструкции). После этого ответить на вопросы   сюжетные картинки и карточки с предложениями: «Лампа стоит на круглом столе», «Мама разливает из кастрюли суп в тарелки», «Собака хозяина убежала в сад», «Хозяин собаки привязал ее к конуре», «Оля старше Кати»       выполнение правильное  
ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧТЕНИЯ ТЕКСТА Проводят на основе пересказа и ответов на вопросы о прочитанном.   рассказы Толстого «Филиппок», «Чиж»     - пересказ по наводящим вопросам; - медленное и неуверенное выполнение задания;  

Выводы: Побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова.

XIII. Обследование письма

Прием Речевой и наглядный материал Ответ ребенка Характер выполнения
ПИСЬМО ПО СЛУХУ: 1. Записать буквы: а) строчные (в случае забывания обозначить букву точкой)   и, й, ш, т, ы, ш, з, ц, е, г, л, д, у, б, э, ф, и, ч, е, ы, в, ж, ь, х   ш - щ недостаточное усвоение букв
б) прописные   Г, 3, Д, Р, Ы, К, Ч, У, Е, Т, Ц, П, Л, В, М, Ф, Е , Ж, Щ   Д, Ы. Е, Ц, Ф, Ж – отсутствуют, Ч - ч неусвоение букв
в) близкие по месту образования и акустическим признакам   С, Ш, Ч, X, 3, Ц, Л, Р       выполнение правильное  
2. Записать слоги: а) прямые   на, ба, са, ко, ку, шо, чи, мя, ня, ля     выполнение правильное  
б) обратные   ан, от, ас, яр, ац     выполнение правильное  
в) закрытые   рак, сом, сон, нам, там, дам, ком   сом - сон  
г) со стечением согласных   ста, дро, тру, мло, кру, мто     выполнение правильное  
д) слоги, в которых один и тот же согласный звук входит то в мягкий,то в твердый слог   ма — мя, лу — лю, та — тя, ра — ря, са — ся, зу — зю, ка— кю, до—де       выполнение правильное  
е) оппозиционные слоги   са — за, па — ба, та — да, ку — гу, ши — жи, во — фо   па - по  
Прием Речевой и наглядный материал Ответ ребенка Характер выполнения
3. Диктант слов различной структуры   куст, щука, грач, утка, природа, лыжи, шарф, сильный, пружина, старушка, чтение, заснуть.     Исправление (ь – и, е – и) медленное и неуверенное выполнение задания
4. Запись предложения после однократного прослушивания   На лужайках зеленая трава.   Налужайках зелёная трава  
5. Диктант из текста   Наша школа большая. Всюду тихо. Идут уроки. Наш класс светлый. У доски Дима. Дима пишет. Мы тоже пишем в тетрадях. Наша школа большая всюдутихо идут уроки наш класс светлый у доскидима дима пишет имытожэпишем в тетрадях - нарушение границ предложения; - слитное написание слов; - замены гласных
6. А. Списывание рукописными буквами с печатного образца        
слов   бант, насмешка, ус, несет, ножницы, скворец, гнездо, морковь     выполнение правильное  
предложений   Вот замелькали в воздухе белые пушистые сне­жинки     большое количество исправлений
текста В Москве Москва — центр страны. Хороша Москва летом. Зеленые деревья украшают город. В садах и на бульварах много цветов.     выполнение правильное  
7. САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ПИСЬМО      
а) написать прописные гласные буквы, строчные согласные   А, О, Э, и, у, я, ю, выполнение правильное  
б) записать разные слоги (закрытые, открытые, прямые, обратные)     на, му, до, са, по, ри. не дифференцирует открытые – закрытые слои, прямые - обратные
в) написать одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова       рука, слон медленное и неуверенное выполнение задания
г) подписать предметные картинки (слова)   груша, яблоко, ножницы, свеча, заяц, помидор, огурец, тарелка, луна, куст, речка, трактор   ножныицы, памидор, агурец замены, дополнения гласных букв
д) придумать предложение и записать его       мальчики увидили лося нет выделения границ предложения.
е) дать подписи к сюжетным картинкам (предложения)   сюжетные картинки: девочка поливает цветы, мальчик играет с собакой   девочка поливает цветы мальчик десирует собаку - нет выделения границ предложения; - пропуски согласных букв
ё) составить предложения из данных слов и записать их   под, лежит, зайка, кустом; дождя, после, лужи; на, листья, береза, пожелтели   пожелтели на берёза листья - нет выделения границ предложения; - аграмматизмы
ж) составить и записать рассказ по серии сюжетных картинок   сюжетные картинки   Наступила зима прилетела птица посаилиеё в клетку и выпустили птиц весной  
з) составить и записать рассказ на определенную тему       нАчала скребётся наблюдаются аграмматизмы, неадекватное использование лексических средств

Таблица анализа ошибок письма

Тип ошибок   Вид ошибок   Кол-во ошибок   Пример ошибочного письма  
I. ДИСГРАФИ-ЧЕСКИЕ 1. Ошибки в звуковом составе слова   а) замены гласных; б) замены согласных; в) пропуски гласных; г) пропуски согласных; д) пропуски слогов и частей слова; е) перестановки; ё) вставки; ж) раздельное написание частей слова   а) 2     г) 2 па-по, тожэ десирует, мара (марта)
2. Лексико-грамматические   а) замена слов по звуковому сходству; б) замена слов по семантическому сходству; в) пропуски слов; г) слитное написание слов; д) нарушение согласования; е) нарушение управления; ё) неправильное обозначение границ предложения       г) 7     е) 1 ё) 11 г) имытожэпишим, всюдутихо е) под кустем ё) отсутствие заглавных букв, точек в конце предложения
3. Графические   а) замена букв по количеству элементов; б) замена букв по пространственному расположению; в) зеркальное письмо букв   а) 1   б) 2 ш – щ, сом-сон прулетела, дам - дом
II. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ   ошибки на правила правописания в соответствии с программными требованиями того класса, в котором обучается ребенок     Лыижь и памидор, агурец

ВЫВОДЫ: СОЧЕТАНИЕ АРТИКУЛЯЦИОННО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЙ ДИСГРАФИИ С ОПТИЧЕСКОЙ.

Заключение логопеда: Общее недоразвитие речи III уровня, отягощёное стёртой формой дизартрии.

Наши рекомендации