М.2.В.ДВ.1.2. Теория и методика этнокультурного образования 4 зет 144 ч.
Цель/цели ООП:
Основные цели ООП ВПО по направлению подготовки 071800. 68 «Социально-культурная деятельность»:
- воспитание личностных и профессионально-ценностных качеств студента в единстве мировоззренческих и поведенческих аспектов;
- подготовка творческой личности, способной осуществлять и развивать социально-культурную деятельность, сохранять и развивать культурный потенциал населения страны в контексте своей профессиональной деятельности.
3. Цель/цели дисциплины:
- теоретически подготовить будущих магистров социально-культурной деятельности к работе по возрождению, укреплению и сохранению перспективных традиций культур народов России и мира, к использованию полученных знаний на практике. Учебный курс «Теория и методика этнокультурного образования» призван содействовать духовно-нравственному воспитанию, росту национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей, совершенствованию профессиональной подготовки студентов для активного участия в последующем развитии всех сфер самобытных национальных культур.
(Указываются цели освоения дисциплины, соотнесенные с общими целями ООП ВПО).
2. В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать (текстовое описание с указанием кодов компетенций, реализуемых данной дисциплиной)
- - методы и способы использования современных достижений науки и передового опыта учреждений социально-культурной сферы в научно-исследовательских работах (ПК-3);
- - научные основы технологического процесса деятельности учреждений культуры, рекреационных объектов и индустрии досуга (ПК-1);
уметь:
- самостоятельно проектировать социокультурную деятельность на основе изучения запросов, интересов и с учетом возраста, образования, социальных, национальных, гендерных различий групп населения
(ПК 9);
– владеть навыками и технологиями:
– преподавания теоретических и практических дисциплин в области социально-культурной деятельности в образовательных учреждениях высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования, а также историко-культурных и культурологических дисциплин в образовательных учреждениях дополнительного образования детей и в общеобразовательных учреждениях (ПК 23)
– использования дидактических, методических и педагогических средств в соответствии с возрастными, личностно-психологическими, содержательными, социально-культурными особенностями организации учебно-воспитательного процесса (ПК 24); средствами народной педагогики и этнокультурного образования;
– разработки полного комплекса методических материалов к дисциплинам, по которым ведет педагогическую деятельность (ПК 26).
–
4. Краткое содержание дисциплины:(перечисляются основные дидактические единицы)
Раздел I:«Педагогическая традиция как условие сохранения и приумножения ценностей народной культуры и искусства»;
Тема 1.Теория и методика этнохудожественного образования как наука, её предмет и задачи
Предмет и задачи теории и методики этнохудожественного образования как науки. Категории и понятия. Значение традиций воспитания, обучения творчеству, ремеслам человека как представителя этноса, носителя культуры народа. Теория и методика этнохудожественного образования как раздел педагогики. Значение традиций воспитания, обучения творчеству, ремеслам человека как представителя этноса, носителя культуры народа Теория и методика этнохудожественного образования как раздел педагогики. История педагогики, народная педагогика, этнопедагогика искусства, теория и методика этнохудожественного образования. Формы, методы этнопедагогики искусства как условия сохранения и воспроизводства культурной «памяти народа». Теория и методика этнохудожественного образования как дисциплина, взаимосвязанная с этнопедагогикой, искусствознанием, этнографией, этнологией, этнолингвистикой. Теория и методика этнохудожественного образования и фольклор.
Тема 2.Педагогическая традиция народной культуры в истории педагогической мысли
Классики педагогической мысли о роли народной педагогики. Я.Коменский, И.Песталоцци, А.Дистервег о народной педагогике, культуросообразности в воспитании. Становление этнопедагогики искусства как самостоятельного научного направления.
Теория и методика этнохудожественного образования в России. Труды К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского о роли фольклора, языка народа, его искусства, народной школы, значения народных традиций обучения и приобщения к искусству для воспитания. Многообразие ремесел, видов этнических традиций в народном искусстве и значение приобщения к ним новых поколений. Круг проблем этнохудожественного развития, этнопедагогики искусства.
Тема 3. Религиозная традиция и этнохудожественное образование
Роль верований, религиозной традиции в формировании системы ценностей культуры, её духовных оснований. История формирования народа, этноса в его фольклоре, ремеслах, символике жилища, одежде, убранстве храмов как результат формирования святынь, приобщения к ним поколений народа, создания и освоения этнопедагогики искусства. Мировые религии, этнохудожественное обучение и образование поколений. Росписи храмов, церковная утварь, одежда священнослужителей, обрядовые предметы и украшения и их этнокультурная и этнохудожественнаяе ценность и идентичность. Сюжеты народной жизни в религиозной догматике и искусстве, в лубочных картинках и шедеврах национального искусства.
Тема 4. Ребенок как объект и субъект в этнохудожественном образовании
Ребенок в народной культуре как помощник и ученик в хозяйстве, в ремесленной и художественной традиции. Влияние статуса (родной, сирота, сын, племянник) и возраста ребенка на отношение взрослых, методы, формы приобщения к искусству, обряду, на формирование стиля обучения и воспитания. Оценка воспитателем работы детей, отношения к делу, роль поощрения, порицания, наказания. Гендерная дифференциация и обучение ремеслам девочек. Различие подходов к воспитанию. Развитие представлений о ценности детства и значении воспитания у разных народов.
Раздел 2. «Задачи, формы и методы воспитания в этнохудожественном образовании».
Тема 5. Задачи, направления, методы и методики этнохудожественного образования
Задачи этнохудожественного образования в свете возрождения этнокультурных традиций в России и мире. Источники этнохудожественных исследований: антропология, этномузыкология, фольклористика, письменные источники, лубок. Методы этнопедагогических исследований: наблюдение, контекстный анализ, сравнительно-педагогический и т.д. Методы комплексного и системного подхода к проблемам этнопедагогики искусства. Теория и методика этнохудожественного образования и современность. Направления этнохудожественного образования: ремесла (вышивка, вязание, роспись по дереву, бересте, глиняные изделия, стекло, металл…), песня, танец, музыка, досуговые занятия и игры - макраме, оригами, обучение, изготовление и приобщение к ним. Значение этнохудожествнного образования для эстетического развития, формирования этнокультурной идентичности, достоинства личности.
Тема 6. Этнохудожественное образование дошкольников
Педагогическая культура и педагогическая традиция в этническом искусстве. Специфика этнохудожественного обучения и её отражение в культурологических, этнографических и иных источниках. Колыбельная, поговорка, пословица, сказка, игрушка, посуда для ребенка в народной традиции как факторы приобщения к ценностям народной культуры. Возраст возможного порицания и наказания в разных культурах: причины и следствия. Ценности народной культуры в сюжетах искусства и ремесел
Цели приобщения к красоте, ремеслам в народной культуре, их место в современном воспитании дошкольников: эстетическом, нравственном развитии в ДОУ, семье. Программы приобщения к народной культуре, этнокультурного просвещения дошкольников в ДОУ. Этнокалендарь Санкт-Петербурга для ДОУ..
Тема 7. Этнохудожественное образование младших школьников
Народная школа ремесел и искусств в традициях разных народов. Воспитание и обучение детей младшего школьного возраста в традиции этноискусства и ремесел у разных народов и их условия: природные, религиозные, художественные, бытовой уклад, символы. Влияние природной среды и климатических условий на орнамент, сюжеты народного искусства, отражение их в этнопедагогике искуства. Значение ремесел и досуговых занятий в воспитательной практике детей. Прядение, вязание, вышивание, резьба, лепка, роспись, оригами и их роль в развитии интеллекта, формировании качеств личности. Оценка значимости воспитания в фольклоре. Этнокалендарь Санкт-Петербурга, Этнокалендарь России, 2012, ЯНАО для начальной школы.
Тема 8. Этнохудожественное образование в средней школе
Подросток и его развитие в этнопедагогической практике, этнохудожественном образовании. Методы обучения и воспитания подростков у разных народов, их статус в ремесленных цехах, сообществах. Роль примера, формы приучения, приобщения к практике искусств и ремесел, значение благословения, запрета, порицания, одобрения и наказания у разных народов. Возраст самостоятельности и ответственности в разных культурах: причины и следствия. Методы обучения в этнопедагогике искусства, их отражение в фольклоре. Этнохудожественное образование в современной средней школе. Народная традиция в эстетическом воспитании. Роль уроков истории, литературы, родного языка, курсов этнокультурного просвещения в приобщении к этнохудожественной традиции. Этнокалендарь Санкт-Петербурга для средней школы
Тема 9.Этнохудожественное образование старших школьников
Задачи этнокультурного просвещения старшеклассников. Роль экскурсий в краеведческие музеи, музеи народного искусства, этнографические, роль поисковой деятельности, участия в фольклорных экспедициях, обрядах, ритуалах, народных праздниках в воспитании патриотизма, нравственном и эстетическом развитии молодежи. Формы эстетического воспитания и приобщения к этническим традициям как факторы формирования этнической и национальной идентичности. Практический характер приобщения: совместный труд, поручение, спортивные игры, обряды, традиции. Влияние традиций межпоколенных отношений на специфику этнопедагогических систем, этнохудожественного образования
Тема 10. Этнохудожественное образование в системе дополнительного образования
Дополнительное образование как фактор формирования и развития творческого потенциала детей и взрослых. Материальные, технические, педагогические возможности культурно-досуговых центров, клубов, этнокультурных центров и объединений в возрождении, сохранении и создании условий для развития и популяризации этнохудожественных традиций. Значение деятельного и творческого досуга с элементами этнохудожественной деятельности для семейного и социального воспитания. : Примеры региональных форм и методов этнохудожественного образования.
Тема 11.Перспективы этнохудожественного образования
Актуальность современного искусства с этнотемой, популярность национальных традиций в современном мире искусства. Народное искусство как фактор самосознания, хранилище идентичных форм, стилевой специфики и источник для творческих поисков и развития современного искусства. Педагогическая традиция передачи приемов, инструментария, обучения как условие сохранения и приумножения ценностей этнического искусства и культуры. Теория и методика этнохудожественного образования в широком и суженном понимании. Перспективность этнохудожественного образования в учебных заведениях художественного профиля для возрождения и развитиянациональных культур.
Связь с другими дисциплинами учебного плана
Необходимые к изучению предшествующие дисциплины | Последующие дисциплины, базирующиеся на приобретенных компетенциях |
М.1.Б.1.Философские проблемы науки М.1.Б.2. Основы педагогической инноватики М.1.Б.3. Методика преподавания специальных дисциплин М.1.В.ОД.1.Педагогическая культурология М.1.В.ДВ. 2. Теория и методика этнохудожественного образования | М.2.В.ДВ.2.1. Ценности культуры мирового содружества М.2.В.ДВ.1.2.Теория и методика этнокультурного образования М.2.В.ОД.2. Инновационный менеджмент в сфере культуры и искусства |
5. Объем учебной дисциплины час/зет
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 4зачетных единиц 144академических часов.