Трансформации демонстрационного комплекса
3.53. Для удовлетворения требований, возникающих при проведении в одном зале спектаклей, различных по жанру и сценическим решениям, а также мероприятий другого рода общественных, кинопоказа, концертов и т.п. применяются трансформации сцены и зрительного зала. Вопрос необходимости трансформации оговаривается заданием на проектирование. Возможны планировочные и пространственные трансформации, а также их различные сочетания.
3.54. Особенностью планировочной трансформации является ее вспомогательный характер. Создавая варианты архитектурно-планировочных решений сцены и зала, она обеспечивает компромиссные условия для проведения различных мероприятий, не затрагивая основные параметры зала — форму и объем. Употребляются три основных вида планировочной трансформации, решающих различные задачи.
3.55. Первый вид — трансформация зоны планшета сцены, авансцены и оркестровой ямы. С помощью этого вида можно изменять рельеф планшета сцены, увеличивать число зрительских мест, а также тип глубинной сцены на другой тип. Этот вид трансформации обеспечивает также возможность проведения общественных мероприятий (собраний, конференций и т.п.), кинопоказа.
Для первого вида применяются различные способы и средства трансформации. Деление планшета сцены на части - как правило, подъемно-опускными площадками, имеющими большие пределы подъема, опускания и наклона, позволяет создавать на сцене любой рельеф. Тем самым придается большая мобильность и гибкость использования планшета сцены. Применяются и передвижные подъемно-опускные площадки, установленные на фурах, а также различной формы простые переставные объемные элементы.
Создание нескольких ступенчатых уровней планшета сцены в ее глубине может использоваться и при установке на ней дополнительных зрительских мест. При этом тип сцены меняется — она превращается в центральную. В этом варианте трансформации сцены необходимо предусмотреть новые безопасные и удобные проходы для зрителей, а для трансформируемых элементов — места хранения и средства доставки.
Перекрытие оркестровой ямы в уровне планшета сцены или в уровне партера (при этом делается трансформируемым барьер оркестровой ямы) осуществляется с помощью подъемно-опускных площадок, являющихся то полом оркестровой ямы (или продолжением пола партера), то (в верхнем положении) продолжением планшета сцены. В первом случае при трансформируемом барьере оркестровой ямы можно установить дополнительное количество зрительских мест, тем самым увеличивая вместимость партера зала, во втором — увеличить размеры авансцены, а также получить площадку для установки мест для президиума при проведении общественных мероприятий.
В практике для перекрытия оркестровой ямы используются также более простые средства - съемные щиты. При их использовании, а также для элементов трансформируемого барьера, временных зрительских мест и мест для президиума предусматриваются места хранения и средства доставки на сцену и в зал.
Одним из перспективных направлений является комплексное решение всех вариантов трансформации этой части зоны — возможность увеличить авансцену или вместимость партера, создать ступенчатый переход между уровнем планшета сцены и уровнем партера, использовать подъемно-опускной пол оркестровой ямы для доставки из трюма готовых мест для президиума или дополнительных рядов зрительских мест.
3.56. Второй вид - трансформация зоны партера. Этот вид планировочной трансформации позволяет изменять типы сцены (за счет изменения вместимости зала), а также получать зальное пространство для проведения мероприятий другого рода - танцев, выставок, устройства елок, банкетов и т.п.
Для достижения этих целей применяются различные способы и средства трансформации. Замена части партера трехстороннейили центральной сценой позволяет значительно расширить постановочные возможности зала, приблизить большее количество зрителей к месту действия, усилить контакт с актером и обеспечить равноценные условия восприятия. Этот способ трансформации осуществляется с помощью подъемно-опускных секций партера с трансформируемыми зрительскими местами; поворотными секциями (в горизонтальной плоскости) партера со стационарными местами и сценой; совместным использованием трансформируемых зрительских мест (переносных, на станках, платформах, блитчеры) и трансформируемых станков (секций) сцены.
Для получения зального пространства (для проведения танцев, выставок, елок и других мероприятий) используется превращение партера в зал с плоским полом с помощью подъемно-опускных площадок с трансформируемой мебелью или с помощью различных поворотных (в вертикальной плоскости) секций (частей) партера.
3.57. Третий вид - трансформация зоны портала. Этот вид трансформации обеспечивает необходимые величину строительного портала и количество порталов при различных взаимосвязях зала и сцены, а также позволяет изменять тип сцены. Для достижения этого изменяются размеры и пропорции строительного портала глубинной сцены вплоть до создания таким путем панорамной и трехпортальной сцен.
Основными средствами для этого вида трансформации являются: раздвижные занавесы и арлекин, передвижные портальные кулисы и башни, подъемно-опускные осветительные мостики, раздвижные и подъемно-опускные диафрагмы, панели.
Корректировка акустических условий при планировочной трансформации осуществляется над зоной авансцены с помощью подвижного акустического козырька, а в зале - с помощью изменения количества, положения и звукопоглощения поворотных панелей (на потолке и стенах), имеющих акустическую отделку поверхностей.
Для проведения кинопоказа рекомендуется применять подвижные экраны, которые по способу подвижности подразделяются на сворачивающиеся, подъемно-опускные, складные, выжимные.
Примеры с применением видов, средств и способов планировочной трансформации приведены на рис. 13-16.
3.58. Пространственная трансформация является радикальным средством, с помощью которого можно изменять как форму и объем, так и количество залов, что обеспечивает соответствующие варианты решения зала для каждого из проводимых мероприятий, повышает эффективность использования всего сооружения.
В отечественной и зарубежной практике применяется пять основных видов пространственной трансформации, решающих различные задачи.
3.59. Первый вид — выгородка из пространства зала его части, необходимой для проводимого вида мероприятий (оставшаяся часть зала не используется). С помощью этого вида сравнительно просто удается получить именно ту форму, объем и вместимость демонстрационного комплекса, которые наилучшим образом соответствуют требованиям жанра, технологии, условий видимости, акустикиили вида проводимого мероприятия. Но возможность обеспечения целенаправленных решений, а следовательно, и высокого качества условий проведения различных мероприятий, сопровождается потерей площади помещений, демонстрационного комплекса.
Достигаются эти цели путем изменения формы и объема зала в вертикальной и горизонтальной плоскости.
В вертикальной плоскости трансформация осуществляется с помощью подъемно-опускных или вращаемых потолков, позволяющих менять не только форму, объем и вместимость зала, но и углы отражения звука, а в горизонтальной плоскости — с помощью различного вида (типа) перегородок, отсекающих ту или иную часть зрительного зала.
Отличительной и общей чертой данной группы средств трансформации является требование зрительной изоляции перегородок с определенной обработкой их поверхностей для решения задач архитектурной акустики, но без такого фундаментального требования, как полная звукоизоляция.
Рис. 13. Основные виды и способы планировочной трансформации
I - трансформации зоны планшета, сцены, авансцены и оркестровой ямы (а - изменение рельефа сцены; б - изменение размеров сцены в плане; в - увеличение числа зрительских мест и изменение типа сцены, проведение общественных мероприятий; г - превращение сцены в трехпортальную и глубинную); II - трансформации зоны партера (а-изменение типа сцены фронтальная, трехсторонняя, центральная; б - сцена-арена, фронтальная; в получение зального пространства с плоским полом для мероприятий другого рода); III - трансформации зоны портала: изменение портала глубинной сцены с образованием трехпортальной и панорамной сцен (1 - сцена; 2 - зрительские места; 3 - оркестровая яма; 4 - место президиума; 5 - плоский пол партера)
3.60. Второй вид — деление пространства зала на несколько меньших, с одновременной эксплуатацией. Этот вид трансформации является наиболее сложным как в архитектурном (тесное взаимопроникновение композиционных и функциональных задач), так и в технологическом отношении. Основная сложность и специфика технологической задачи — обеспечение полной звукоизоляции больших по площади поверхностей перегородок, а архитектурная — сохранение функционально-композиционного единства на всех стадиях изменения формы и объема пространства зала (залов), когда должна обеспечиваться полноценность архитектурного решения как целого, так и всех составных частей (залов), получаемых в ходе пространственной трансформации.
Рис. 14. Трансформации оркестровой ямы
I - c одной подъемно-опускной площадкой; II - то же, с двумя; а - устройство оркестровой ямы; б - увеличение глубины авансцены; в - увеличение вместимости зрительного зала;
г - устройство ступенчатого спуска с авансцены в зрительный зал; д - увеличение глубины авансцены и устройство оркестровой ямы; е — увеличение глубины авансцены и вместимости зрительного зала; ж - увеличение вместимости зрительного зала в устройство оркестровой ямы; и - устройство авансцены спереди и сзади оркестровой ямы
Этот вид пространственной трансформации рекомендуется применять при необходимости максимально использовать площади зала и стационарные зрительные места при одновременном учете требований разных мероприятий как к масштабу, так и пространственной организации демонстрационного комплекса. При этом могут обеспечиваться высокие качества условий проведения и восприятия каждого мероприятия.
Достигаются эти цели на основе пяти основных способов трансформации: поперечного деления; продольного деления; отделения балконов; экседрального деления; полигонального деления.
Рис. 15. Трансформации оркестровой ямы (с тремя подъемно-опускнымм площадками)
а - и — см. рис. 14; к — увеличение глубины авансцены и вместимости зрительного зала с устройством оркестровой ямы; л - устройство ступенчатого спуска с авансцены в зрительный зал
Средства трансформации — перегородки — бывают в основном сплошными (жесткими в виде перегородок-стен или гибкими) и складными. Складные перегородки более компактны и мобильны, но проблема их звукоизоляции (большое количество стыков в самой плоскости перегородки) более сложная. Используются также поворотные части партера со стенами-перегородками (стационарными). Основные способы установки и съема перегородок характеризуют их как: выдвижные, подъемные, опускные, поворотные (вокруг горизонтальной или вертикальной оси).
Одно из решающих значений для обеспечения звукоизоляции перегородок имеет герметичность соединений и стыков перегородок, для чего используются различные типы уплотнения, основными из которых являются: фрикционные, легкосплавные, а также лабиринтные.
Для хранения перегородок предусматриваются места (ниши, сейфы и т.п.), преимущественно механические средства съема и установки.
Необходимо также учитывать, что после такой трансформации получается многозальный комплекс с вытекающими из этого требованиями ко всем зрительским и обслуживающим помещениям каждого из получаемых залов использовать эффект сообщающихся систем залов.
Рис. 16. Основные средства планировочной трансформации
а - подъемно-опускные площадки; б - пратикабли; в - подъемно-опускные площадки и трансформируемый барьер; г - поворотная часть сцены и партера (в горизонтальной плоскости); д - поворотные секции партера (в вертикальной плоскости);
е - трансформируемые зрительские места; ж - блитчеры; з - станки с местами; и - места на передвижных станках.
3.61. Третий вид — объединение пространства зала с другими залами в одно целое. Этот вид трансформации позволяет реализовать преимущества сообщающихся систем залов: обеспечение более равномерной загрузки залов и большой эффективности использования зрительского места, а также изменение пространственных решений зала и типов сцен.
Решается эта задача на основе подключения основному залу других залов: сбоку; сзади; со стороны сцены. Возможно сочетание этих способов. При использовании третьего способа можно изменить глубинный тип сцены на центральную.
Средства трансформации — аналогичны указанным во втором виде пространственной трансформации.
3.62. Четвертый вид — объединение пространства зала с другими помещениями в одно целое. Этот вид трансформации позволяет интенсифицировать использование основных помещений здания (кулуары, фойе, карманы сцены и т.д.), увеличивать размеры и вместимость зала, изменять тип сцены. В отличие от второго и третьего видов пространственной трансформации, помимо аналогичных способов и средств трансформации, здесь добавляются трансформируемые зрительские места и требование организации новых безопасных и удобных проходов дополнительных зрителей. Для трансформируемых зрительских мест предусматриваются места хранения и средства доставки.
Рис. 17. Основные виды и способы пространственной трансформации
I - выгородка из пространства зала его части, рациональной для проводимого вида мероприятия (оставшаяся часть зала не используется); изменение формы и объема зала в вертикальной (а) и в горизонтальной (б) плоскостях; II - деление пространства зала на несколько меньших, с одновременной эксплуатацией (а - поперечное деление; б - продольное деление; в– отделение балконов; г - экседральное деление; д - полигональное деление);
III - объединение пространства зала с другими залами в одно целое: подключение к основному залу со стороны сцены (а) сбоку (б) и сзади (в); IV – объединение пространства зала с другими помещениями в одно целое (а - сзади; б - сбоку; в - со стороны сцены);
V - объединение пространства зала с экстерьерным пространством (а - со стороны сцены; б - сбоку; в - раскрытие потолка)
Рис. 18. Основные средства пространственной трансформации
I - виды перегородок; II - способы установки и съема перегородок; III -звукоизолирующие перегородки (а - гибкие перегородки; б - жесткие перегородки-сцены; в - секционные перегородки)
3.63. Пятый вид — объединение пространства зала с экстерьерным пространством. Этот вид трансформации применяется для изменения степени замкнутости пространства зала, расширения постановочных возможностей за счет включения ландшафта и использования дополнительных зрительских мест, расположенных под открытым небом.
Осуществляется эта трансформация путем раскрытия заднейили боковых стен сцены, потолка, боковых стен зала.
Основные средства трансформации аналогичны применяемым во втором виде пространственной трансформации, кроме трансформируемого покрытия зала, позволяющего превращать зал в летний (открытый) театр.
Примеры с применением видов, средств и способов пространственной трансформации приведены на рис. 17, 18.