Раскрытие теоретических положений, представленных в работе
Алгоритм защиты КР
(регламент – до 10 минут)
Представление выступающего.
Речкина Алена Сергеевна, Специальность- Дошкольное образование, Тема: Формирование познавательной мотивации у дошкольников в процессе конструирования из различных материалов
, Хантова Мария Викторовна. научного руководитель, ученая степень, преподаватель.
2. Представление Введения выполненной работы ( 2 минуты).
Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы. Среди разнообразных мотивов дошкольника особое место занимает познавательный мотив, необходимость развития которого указывается в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее – ФГОС ДО). Более того, формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности является одним из принципов стандарта. В стандарте также заявлена образовательная область «Познавательное развитие», как одна из основополагающих в воспитании и образовании дошкольников. Отмечается научная новизна исследования и ее практическая значимость; Однако осуществление познавательного развития как одной из образовательных областей ФГОС ДО, является достаточно трудным в работе с детьми дошкольного возраста. По мнению У.В. Ульенковой, снижение познавательной активности у дошкольников проявляется в незначительной любознательности, недостаточного мотивационного компонента, пассивности в познании, преобладании игровой мотивации. Одни дети вообще не задают вопросов, они медлительные и пассивные, другие задают вопросы, касающиеся лишь внешних свойств, предметов и явлений. Игровые мотивы у детей преобладают над познавательными. Выделенные особенности приводят к фрагментарности представлений об окружающем мире детей, что препятствует их успешной подготовке к обучению в школе.
Анализ исследований в области формирования познавательной деятельности в дошкольном образовании сравнительно небольшую степень изученности данной проблемы. Встречаются лишь единичные рекомендации по применению мотивации в работе с дошкольниками. Это стало основанием для постановки проблемы исследования.
Раскрытие теоретических положений, представленных в работе
Известно, что мотивация определяет направленность личности и побуждения к деятельности. Маслоу А. утверждает, что в основе любой деятельности человека лежит мотив, побуждающий его к этой деятельности. Однако соотношение деятельности и мотива не однозначно. Тот или иной мотив, возникший у личности, не всегда в этой деятельности исчерпывается. В процессе деятельности мотив может измениться, и, напротив, при сохранности мотива может измениться выполняемая деятельность. Иногда формирование мотива опережает формирование деятельности, а иногда отстает, и то и другое сказывается на ее результате[7].
Сравнивания позиции Ожегова С.И., и Петровского А.В мы пришли к выводу, что ученые единогласно считают, что мотив является побудительной причиной; поводом, побуждающим к деятельности человека [1].
Более того, Рубинштейн С.Л. считает, что мотив выступает не только, как объект внешнего мира, но и как двигатель поведения, порождающие в человеке определенные побуждения к действию[7].
Божович Л.И. подчеркивает, что мотивация(«мотив» от лат. – толкать, приводить в движение) – обязательный компонент любой деятельности, развивается на протяжении всей жизни человека, обогащаясь жизненным опытом.
По мнению А.Маслоу, мотивация - это динамический психофизиологический процесс, который управляет поведением человека и определяет его организованность, направленность, устойчивость и активность [1].
Становление мотивационной сферы ребенка является основополагающей проблемой психологии развития. Проблема мотивации учения появилась тогда, когда человек осознал необходимость целенаправленного обучения подрастающего поколения и приступил к подобному обучении как специально организованной деятельности. Возникнув, эта проблема до настоящего времени является, если не главной, то одной из важнейшей в психологии и педагогике обучения, ей посвящено огромное число работ. Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения[13].
Мотивы поведения ребенка существенно изменяются на протяжении дошкольного детства. Младший дошкольник большей частью действует, как и ребенок в раннем детстве, под влиянием возникших в данный момент ситуативных чувств и желаний, вызываемых самыми разными причинами, и при этом не отдает себе ясного отчета в том, что заставляет его совершать тот или иной поступок. Поступки старшего дошкольника становятся гораздо более осознанными. Во многих случаях он может вполне разумно объяснить, почему поступил в данном случае так, а не иначе.Один и тот же поступок, совершенный детьми разного возраста, часто имеет совершенно разные побудительные причины[13].
Бучак Е.А. предлагает следующую классификацию мотивов,типичных для дошкольного возраста в целом. Раскроем каждый из мотивов:
Мотивы интереса детей к миру взрослых- это стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожими на взрослого руководит ребенком в ролевой игре. Нередко подобное желание может быть использовано и как средство, позволяющее добиться от ребенка выполнения того или иного требования в повседневном поведении. «Ты ведь большой, а большие одеваются сами» - говорят ребенку, побуждая его к самостоятельности. «Большие не плачут» -сильный аргумент, заставляющий ребенка сдержать слезы.
Игровые мотивы – Эти мотивы появляются в ходе овладения игровой деятельностью и переплетаются в ней со стремлением действовать, как взрослый.Выходя за пределы игровой деятельности, они окрашивают все поведение ребенка и создают неповторимую специфику дошкольного детства. Любое дело ребенок может превратить в игру.
В дошкольном детстве развиваются мотивы самолюбия и самоутверждения. Их исходный пункт – возникающее на рубеже раннего детства и дошкольного возраста отделение себя от других людей, отношение к взрослому как к образцу поведение.Взрослые не только ходят на работу, занимаются почетными в глазах ребенка видами труда, вступают между собой в различные взаимоотношения[14].
Одно из проявлений стремления к самоутверждению – притязания детей на исполнение главных ролей в играх Показательно, что дети, как правило, очень не любят брать на себя роли детей. Всегда гораздо привлекательнее роль взрослого, облеченного уважением и авторитетом. У младших и средних дошкольников самоутверждение обнаруживается и в том, что они приписывают себе все известные им положительные качества, не заботясь о соответствии их действительности, преувеличивают свою смелость, силу и т.п.