Просторечная лексикография
ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:
Познакомить студентов с теоретико-методологическими основами просторечной, субстандартной, или социальной, лексикографии (социолексикографии) как автономной отрасли языкознания, обладающей всеми атрибутами самостоятельной науки, с историей становления социолексикографии британского и американского национальных вариантов английского языка, а также русской социолексикографии, с типологией просторечных (субстандартных) словарей и фундаментальными современными монолингвальными толковыми и специальными просторечными (субстандартными) словарями английского и русского языков, с основными переводными англо-русскими и русско-английскими просторечными (субстандартными) словарями, с организацией просторечного (субстандартного) словаря, со структурой словарной статьи в просторечном (субстандартном) словаре, с типологией помет в просторечных (субстандартных) словарях, с социолексикографическим инструментарием и терминологией, с методами сбора и анализа социолексикографического материала и с принципами организации этого материала в монолингвальный и переводной просторечные (субстандартные)словари.
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Курс «Просторечная лексикография» входит как неотъемлемая составная часть в общую систему теоретических и практических дисциплин вариативной части профессионального цикла в профессиональной подготовке выпускника по специальности «филология». Он базируется на предыдущих теоретических и практических курсах: «введение в языкознание», «классические языки» (латинский язык), «лингвострановедение», «введение в германскую филологию», «история английского языка», «лексикология», «социолингвистика», «диалектология», «стилистика», «теория текста», «теория перевода», «социальная природа языка». В свою очередь он выступает в качестве теоретической основы для одновременного теоретического курса и для последующих теоретического курса «типология языков», а также для курсов по практической и теоретической фонетике и грамматике и для практического курс английского языка.
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Просторечная лексикография» у студентов формируются следующие общекультурные компетенции:
ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
ОК-13: владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации.
В результате освоения дисциплины «Просторечная лексикография» у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:
ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;
ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;
ПК-3: свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;
ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;
ПК-16: умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины «Просторечная лексикография» обучающийся должен:
· Знать:
11. Основные атрибуты просторечной (субстандартной) лексикографии, или социолексикографии, как самостоятельной науки.
12. Историю становления англоязычной социолексикографии в Великобритании и США и русскоязычной социолексикографии.
13. Типы просторечных (субстандартных) словарей английского и русского языков.
14. Структуру просторечного (субстандартного) словаря.
15. Структуру словарной статьи, типы дефиниций и помет и основной лексикографический инструментарий по данным разделам организации просторечного (субстандартного) словаря.
16. Основные проблемы англоязычной и русскоязычной социолексикографии.
17. Основные современные просторечные (субстандартные) словари английского и русского языков.
18. Английские и русские социолексикографические термины.
19. Основную научную литературу по социолексикографии.
· Уметь:
1. Пользоваться понятийной и терминологической системами социолексикографии как науки.
2. Анализировать структуру просторечного (субстандартного) словаря, словарной статьи, типологию словарных помет.
3. Пользоваться монолингвальными толковыми, энциклопедическими, идеографическими и специальными просторечными (субстандартными) словарями английского и русского языков и основными переводными англо-русскими и русско-английскими просторечными (субстандартными) словарями.
4. Проводить сбор словарного просторечного (субстандартного) материала из письменных и устных источников.
5. Составлять словарные картотеки и компьютерные базы социолексикографических данных.
6. Использовать словарные картотеки и компьютерные базы социолексикографических данных и основной социолексикографический инструментарий для составления просторечных (субстандартных) словарей в качестве приложений к своим научным исследованиям.
· Владеть:
1) навыками определения типа просторечного (субстандартного) словаря;
2) навыками анализа мега-, макро- и микроструктурной организации просторечного (субстандартного) словаря;
3) навыками работы с монолингвальными англоязычными и русскоязычными просторечными (субстандартными) словарями разных типов и с переводными англо-русскими и русско-английскими просторечными (субстандартными) словарями;
4) навыками сбора и социолексикографического описания английской и русской просторечной (субстандартной) лексики и фразеологии в одноязычных и переводных просторечных (субстандартных) словарях.
Содержание разделов дисциплины
Просторечная (субстандартная) лексикография (социолексикография) как автономная отрасль языкознания. Основные атрибуты социолексикографии как автономной отрасли современного языкознания: термин и понятие, предмет, объект, цели, задачи, категориально-понятийный аппарат, дисциплинарная структура, междисциплинарная матрица в науке о языке; проблематика современной субстандартной лексикографии.
История англоязычной просторечной лексикографии. Очерк общей истории возникновения и становления социолексикографии. История британской субстандартной лексикографии. История американской субстандартной лексикографии.
Типология просторечных (субстандартных) словарей английского языка. Общая типология просторечных словарей. Современные монолингвальные субстандартные словари английского языка: толковые и идеографические просторечные словари; специальные просторечные словари; толково-энциклопедические просторечные словари. Двуязычные и многоязычные переводные просторечные словари с участием английского, русского и других языков.
Социолексикографический инструментарий. Структурная организация субстандартных словарей разных типов: мега-, макро- и микроструктура субстандартного словаря; организация словника в корпусе субстандартного словаря; структура словарной статьи в субстандартном словаре; типы просторечных вокабул; типы транскрипций; филиация значений просторечных вокабул и способы их семантизации; типы дефиниций для субстандартных вокабул; типология словарных помет и условных знаков в словарях англоязычного лексического субстандарта; типы иллюстративных примеров для просторечных вокабул и способы их паспортизации; типы этимолого-дериватологических справок для просторечных вокабул. Английские социолексикографические термины и их русские эквиваленты.
Принципы и методы сбора и социолексикографического описания просторечного словарного материала. Специфика полевого сбора и описания просторечного словарного материала Специфика выборки и описания просторечного словарного материала из литературных произведений различных жанров. Специфика регистрации и описания просторечного словарного материала из СМИ и кинофильмов. Специфика выборки и описания социолексикографического материала из словарей разных типов. Особенности опроса и анкетирования как способов сбора и описания просторечного словарного материала.