Дидактические игры по развитию речи детей подготовительной группы с ОНР
1. Игра «Предложение с хвостиком». Детям раздаются карточки, на которых написаны имена героев и их поступки, только поступки героев перепутаны. Необходимо исправить ошибки - маркером соедините имя героя и поступок, который он совершил.
Дети выполняют задание и после выполнения читают его (проверяют).
Пример:
Айболит – вылечил зверей.
Воробей – съел таракана.
Крокодил – проглотил солнце.
Комар – спас Муху – Цокотуху.
Федора – помыла свою посуду.
Медведь – вернул солнце в небо.
Бабочка – потушила море.
Лисички – зажгли море.
2. Игра «Вставь буквы». Детям раздаются листы, на которых напечатаны слова, в которых недостаёт гласных букв Задание - маркером вписать недостающие гласные буквы и прочитать полученное слово.
Пример:
Ш _ Р _ К _ (шарики)
Б _ Р _ М _ Л _ Й (Бармалей).
3. Игра «Чудесный мешочек». В мешочке лежат магнитные буквы, на которых с обратной стороны приклеены цифры (порядковые номера). Дети опускают руку в мешочек, на ощупь отгадывают букву, называют её, вытаскивают из мешочка, проверяют. После того, как все дети отгадают свои буквы, каждый переворачивает свою букву и смотрит какой у него порядковый номер. И по порядку из букв составляются слово.
Пример:
М – 1, А – 2, Ш – 3, И – 4, Н – 5, А – 6. (МАШИНА).
4. Игра «Цифровая мозаика». Дети получают шифровки из чисел. Ключ с буквами к этим шифровкам на таблице. Нужно соотнести число и букву, получится слово.
Пример:
14645842 - КАРАНДАШ
К | Ш | О | А | Н | Р | П | Д |
5. Игра «Кто в каком домике живет?».На столе лежат перевёрнутые картинки. На коврографе висят два дома, один с синей крышей, другой с зелёной крышей. Задание:нужно взять картинку, определить первый звук в названии предмета, изображённого на ней. Если первый звук согласный твёрдый, то картинку нужно «поселить» в домик с синей крышей, а если первый звук согласный мягкий, то картинку нужно «поселить» в домик с зеленой крышей.
Пример:
В слове «картина» первый звук твердый согласный и поэтому я вставлю картинку в домик с синей крышей.
6. Игра «Исправь ошибку».На доске маркером написаны слова, в которых буквы переставлены местами. Задание – нужно исправить ошибки, переставить буквы в нужном порядке, прочитать полученное слово.
Пример :
ХИС – ТИ И ГАД – ЗА – КИ (Стихи и загадки).
7. Игра «Весёлый поезд». На столе картинки животных, на другом столе изображение поезда с тремя вагонами.. Задание - нужно животных отправить в путешествие. Животные отправляются в путешествие на поезде. В этом поезде три вагона. В первом вагоне - поедут животные, в названии которых один слог, во втором вагоне - поедут животные, в названии которых два слога, а в третьем вагоне - поедут животные, в названии которых три слога.
Пример:
В слове «слон» один гласный звук и один слог, поэтому слон поедет в первом вагоне.
8. Игра «Живые звуки».Детям раздаются символы звуков. На ковре разложена цифровая дорожка. Задание – дети должны охарактеризовать свой звук ( символ). После того как все дети выполнят задание, педагог просит детей выстроится в определённом порядке на цифровой дорожке в определённое слово.
Пример: Я звук «Р» - согласный твердый. Я звук «А» - гласный и т.д.
Выстроитесь дети в слово Маршак.
1 2 3 4 5 6
Пример символов звуков.