Акмеологическии категории высокопродуктивная
Малопродуктивная, непродуктивная деятельность
Профессионализм обязательно связан с высокой продуктивностью или эффективностью деятельности, это является его важнейшим условием. Поэтому высокопродуктивная деятельность в акмеологии рассматривается как базовая категория.
Виды деятельности
Виды деятельности | Характеристика |
Высокопродуктивная | профессиональная деятельность, отличающаяся высокими показателями качества по основным характеристикам – производительность, оптимальная интенсивность и напряженность, высокая точность и надежность, организованность, стабильность и опосредованность – допускающим квантификацию, преследующая положительные социально значимые цели, сохраняющая здоровье и способствующая прогрессивному развитию. |
Малопродуктивная | деятельность, если она не отличается высокими показателями качества и производительности, а также, если в ней не выражено стремление к достижению положительных социально значимых целей и она не способствует развитию. |
Непродуктивная | деятельность, если она характеризуется низкими показателями качества и производительности и не преследует положительные социально значимые цели. |
Высокая продуктивность деятельности, присущая профессионалам, нередко является основанием для отождествления профессионализма с профессиональным мастерством. Действительно, между этими базовыми категориями акмеологии много общего, но все же они не тождественны.
5. Акмеологическая категория «мастерство»
Мастерством в психологии труда называется свойство личности, приобретенное с опытом, как высший уровень профессиональных умений в определенной области, достигнутый на основе гибких навыков и творческого подхода.
Мастерство в содержательном отношении близко к категории профессионализма деятельности, так как во главу угла ставится высокий уровень гибких профессиональных навыков и умений. В то же время в данном определении речь не идет об уровне личностно-профессиональных качеств, хотя очевидно, что система умений и навыков вряд ли может быть сформирована без них. Для того чтобы достигнуть профессионального мастерства, необходимо обладать определенным «личностным потенциалом», или «стартовыми личностными возможностями» – общими и специальными способностями, базовыми знаниями, мотивацией достижений, направленностью на саморазвитие, адекватной самооценкой. Из представленных определений видно, что в содержательном отношении категория «мастерство» является важной составной частью категории «профессионализм», его условием. Таким образом, обретение профессионального мастерства является основополагающим этапом движения к АКМЕ, на основе которого происходит формирование профессионализма деятельности и личности.
Достижение профессионализма в акмеологическом понимании тесно связано не только с обретением профессионального мастерства, но и развитием важнейших личностно-профессиональных качеств (целеустремленности, инициативности, организованности и др.), черт характера (упорства, настойчивости, последовательности и др.), интеллектуальных качеств, раскрытием творческого потенциала личности и ее нравственным совершенствованием. Поэтому становление настоящего профессионала и его профессионализма всегда связано с личностно-профессиональным развитием, которое также рассматривается как базисная акмеологическая категория.
6. Категория «личностно-профессиональное развитие»
Личностно-профессиональное развитие – это процесс развития личности (в широком понимании), ориентированной на высокий уровень профессионализма и профессиональных достижений, осуществляемый с помощью обучения и саморазвития в процессе профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействии.
В акмеологических исследованиях подчеркивается, что личностно-профессиональное развитие должно иметь прогрессивный характер, проявляющийся в следующем:
· в изменении мотивационной сферы личности, в которой сильнее, чем раньше, начинают находить свое отражение общечеловеческие ценности;
· в возрастании умения на уровне интеллекта планировать, а затем осуществлять на практике именно те деяния и совершать те поступки, которые соответствуют духу названных ценностей;
· в проявлении большей способности мобилизовать себя на преодоление трудностей объективного характера, мешающих проявлять самостоятельность и совершать деяния в соответствии с этими ценностями;
· в более объективном оценивании своих сильных и слабых сторон и степени своей готовности к новым более сложным деяниям и ответственным поступкам.