Методические указания для выполнения курсовой работы

Курсовая работа предусмотрена учебным планом вуза, является неотъемлемой частью учебного процесса. Она представляет собой фрагмент целостной научной работы, выполняемой студентом под руководством преподавателей кафедры и является основой будущей дипломной работой.

Темы КР согласуются на заседании кафедры и предъявляются студентам на выбор из предложенного преподавателем тематического списка.

Выбранные студентами темы официально закрепляются за ними решением кафедры в определенный срок.

В отдельных случаях тема КР может быть предложена самим студентом по согласованию с научным руководителем (обязательным условием является соответствия предлагаемой темы предметной области дисциплины)

КР обобщает итоги работы студента над избранной темой в течение всего учебного года.

Курсовая работа должна базироваться на теоретических и методических положениях науки и содержать элементы новизны. В ней должна быть проведена хотя бы одна самостоятельная идея, а также предложения по более эффективному решению данного вопроса по сравнению с существующим положением.

Задачи, решаемые в рамках курсовой работы

 отразить степень освоения студентом навыков научно-исследовательской работы и умения использовать их на практике;

 проявить знания отечественной и зарубежной литературы по избранной теме, нормативно-правовых актов;

 применить исследовательский и научный подход к рассматриваемой проблеме;

 проявить навыки аргументированного и краткого изложения результатов своей работы.

Курсовая работа является самостоятельным теоретико-эмпирическим исследованием, характеризующим уровень мировоззренческой и теоретической профессиональной подготовленности студента, развитие его интеллектуальных способностей, умение применять теоретические положения к конкретному положению вещей, находить инновационные подходы.

В ней должны найти отражение методологические, теоретические и технологические аспекты социально-культурной деятельности. Содержание работы призвано отразить современную социокультурную ситуацию, противоречивость процессов и способов удовлетворения культурных потребностей, одновременное сосуществование различных моделей СКД, степень влияния и возможности учреждений культуры различной направленности в общем культурном процессе, обогащение досуговой деятельности в соответствии с культурными потребностями различных групп населения.

Курсовая работа пишется в несколько этапов. Выбирается тема, подбирается литература, делаются конспекты и составляется план. Собранные материалы студент с руководителем обсуждает их и, после утверждения, пишет введение, которое также должен утвердить научный руководитель. После этого студент полностью пишет курсовую работу, которую сдает в печатном виде. Студент имеет право получать консультации у научного руководителя по мере надобности. За курсовую работу ставится оценка, которая идет в диплом. Хорошо написанная курсовая может стать основой для выпускной дипломной работы.

Оценка «отлично» выставляется в том случае, если курсовая работа:

- содержит полную и глубокую характеристику объекта исследования, раскрывает все основные понятия;

- широко использует научные методы исследования;

- приводит историю возникновения проблемы и основные точки зрения на нее в литературе;

- предлагает сравнительный анализ зарубежного и российского опыта по проблеме;

- привлекает обширный местный материал;

- дает оригинальное практическое решение пробле­мы исследования;

- содержит детальную проработку этого решения;

- соблюдает правило логичности изложения;

- отвечает всем требованиям к оформлению.

Оценка «хорошо» выставляется в том случае, если рабо­та:

- раскрываются основные понятия;

- содержит достаточно глубокий теоретический анализ из­бранной темы;

- дается генезис проблемы;

- рассматривается местный материал;

- выдвигает обоснованные практические рекомендации по решению поставленных в работе задач;

- содержит логично выстроенную структуру;

- отвечает требованиям к оформлению.

Оценка «удовлетворительно» выставляется в том случае, если в работе:

- содержится поверхностный анализ объекта исследования;

- не полно раскрываются основные понятия;

- использовано мало источников;

- недостаточно логично изложено содержание;

- практические рекомендации не обоснованы;

- не учтены некоторые требования к оформлению.

Оценка «неудовлетворительно» выставляется в том случае, если работа:

- не содержит научно-теоретического и/или практического исследования объекта;

- не соответствует требованиям, предъявляемым кафедрой;

- не отвечает требованиям к оформлению.

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА

курсовых работ по предмету "Социально-культурная деятельность"

  1. Использование новых методов и форм хозяйствования в практике учреждений культуры (на примере конкретного региона).
  2. Социально-психологические проблемы жизнедеятельности неформальных молодежных объединений (на примере конкретного региона).
  3. Неформальное объединение (движение) как социокультурный феномен (на примере конкретного региона).
  4. Деятельность административных органов (общественных организаций, учреждений культуры – на выбор) по работе с неформальной молодежью (на примере конкретного региона).
  5. Детские общественные движения (организации) как фактор социализации и воспитания детей (подростков) (на примере конкретного региона).
  6. Специфика и проблемы научно-методического руководства учреждениями культуры (на примере конкретного региона).
  7. Специфика и проблемы деятельности учреждений культуры по развитию социальной активности людей (на примере конкретного региона).
  8. Социально-культурная деятельность производственных коллективов (на примере конкретного региона).
  9. Индустрия досуга и проблемы ее развития (на примере конкретного региона).
  10. Национальные традиции досуговых форм (на примере конкретного региона).
  11. Особенности формирования и реализации региональной социально-культурной политики (на примере конкретного региона).
  12. Культурно-досуговая деятельность в системе социально-духовной реабилитации взрослых и детей (инвалидов, многодетных и малоимущих семей, одиноких пенсионеров и других незащищенных групп населения - на выбор) (на примере конкретного региона).
  13. Сравнительный анализ зарубежного и современного российского опыта СКД и возможности применения зарубежного опыта в российских условиях (на примере конкретного региона).
  14. Меценатство в России: история и современность (на примере конкретного региона).
  15. Особенности социологических исследований основных проблем СКД (на примере конкретного региона).
  16. Семья как социально-культурный институт (семья и досуг, семья и другие социальные институты, культурный потенциал семьи и его реализация и т.д. на выбор): значение, направления, методы, формы, проблемы (на примере конкретного региона).
  17. Средства массовой информации (ТВ, радио и т.д. на выбор) как субъект СКД (на примере конкретного региона).
  18. Специфика воздействия СМИ (ТВ, радио и т.д. на выбор) на подростков (можно выбрать любую социальную группу) (на примере конкретного региона).
  19. СМИ (ТВ, радио и т.д. на выбор) как фактор нравственного (гражданского, эстетического и т.п. на выбор) формирования общества (или какой-либо социальной группы) (на примере конкретного региона).
  20. Досуговое значение средств массовой информации (на примере конкретного региона).
  21. Особенности СКД учреждений культуры и образовательных учреждений: клубов, Домов и центров культуры, Домов и центров детского творчества, школ, вузов и т.д. по выбору (на примере конкретного региона).
  22. Проблемы кадрового обеспечения учреждений культуры (на примере конкретного региона).
  23. Современные проблемы управления учреждениями культуры (на примере конкретного региона).
  24. Развитие творческих (эстетических и др.) способностей детей в любительском художественном коллективе.
  25. Маркетинг в сфере досуга (культуры): направления, формы, проблемы (на примере конкретного региона).
  26. Современные аспекты деятельности централизованной клубной системы по организации досуга населения (на примере конкретного региона).
  27. Общественные организации (профсоюзы, общества, ассоциации и др.) как субъект СКД (на примере конкретного региона).
  28. Федеральные и региональные социокультурные программы (можно выбрать какую-либо конкретную программу): опыт реализации (на примере конкретного региона).
  29. Развитие игровой культуры в условиях современной СКД (на примере конкретного региона).
  30. Массовые формы деятельности учреждений культуры в современных условиях (на примере конкретного региона).
  31. Новые формы организации досуга (рекреативной, оздоровительной, спортивной, художественной, коммуникативной и т.д. – на выбор – направленности) (на примере конкретного региона).
  32. Деятельность учреждений дополнительного образования по развитию способностей детей (познавательных, творческих, художественных и т.п. – на выбор) (на примере конкретного региона).
  33. Социально-реабилитационная деятельность детских летних учреждений (на примере конкретного региона).
  34. Социально-культурное (досуговое) значение и современная специфика отдельных отраслей индустрии досуга (туризм, игорный бизнес, культурно-развлекательные центры и т.д. – на выбор) (на примере конкретного региона).
  35. Влияние национальных обычаев и традиций на формирование и развитие национальной культуры (на примере конкретного региона).
  36. Формирование толерантности детей младшего возраста (подростков, молодежи и т.п. по выбору) средствами социально – культурной деятельности (на примере конкретного региона).
  37. Социально – культурная политика в отношении студенческой молодежи (одаренных детей и т.п.) и ее реализация (на примере конкретного региона).
  38. Культура взаимоотношений как фактор стабильности общества (на примере конкретного региона).
  39. Социально-культурные особенности профилактики экстремизма в молодежной среде (на примере конкретного региона).
  40. Досуговые программы как форма развития творческих (интеллектуальных или любых других) способностей детей (на примере конкретного региона).
  41. Современные проблемы управления учреждениями культуры (на примере конкретного региона).
  42. Социализация детей-сирот средствами СКД (в процессе зрелищно-игровой деятельности и т.д.) (на примере конкретного региона).
  43. Реабилитационная работа с детьми с ограниченными возможностями: специфика использования социально – культурных технологий (на примере конкретного региона).
  44. Деятельность комплексных молодежных центров по реализации программы «Молодежь Кубани» (или других региональных программ)
  45. Специфика работы социально-культурных учреждений по формированию здорового образа жизни молодежи (или любой другой группы населения) (на примере конкретного региона).
  46. Дополнительное образование как художественно-педагогическая система сферы свободного времени детей (на примере конкретного региона).
  47. Культурно-досуговая деятельность в санаторно-курортных условиях (на примере конкретного региона).
  48. Специфика и проблемы деятельности педагога-организатора досуга в учреждении дополнительного образования детей (на примере конкретного региона).
  49. Организация семейного (молодежного, детского и т.п.) досуга в учреждениях культуры (на примере конкретного региона).
  50. Парки в системе культурно-досуговой деятельности: проблемы и тенденции развития (на примере конкретного региона).
  51. Использование культурного наследия в деятельности учреждений культуры (на примере конкретного региона).
  52. Культурная среда как средство социально-психологической коррекции личности (на примере конкретного региона).
  53. Современная социально-культурная среда и ее влияние на формирование духовного мира подростков (или любой другой группы населения) (на примере конкретного региона).
  54. История, социокультурное содержание и современные проблемы развития различных видов туризма (взять любой конкретный вид туризма) (на примере конкретного региона).
  55. Использование зарубежного опыта организации туристического досуга в социокультурной сфере России (на примере конкретного региона).
  56. Проблемы развития туризма в России (можно выбрать одну проблему) (на примере конкретного региона).
  57. Специфика и организация туристского досуга в Краснодарском крае.
  58. Экотуризм как отрасль социально-культурной деятельности (можно выбрать любой другой вид туризма) (на примере конкретного региона).
  59. Проблемы анимации в туризме (на примере конкретного региона).
  60. Развитие туристической анимации в санаторно-курортной зоне Краснодарского края
  61. Туристический досуг: менеджмент и динамика развития (на примере конкретного региона).
  62. Историко-культурное наследие как потенциал развития туризма на Кубани
  63. Реализация функций и принципов социально-культурной деятельности на современном этапе в учреждениях культуры данного района или города.
  64. Новые направления деятельности учреждений культуры России в период социально-экономических реформ (на примере конкретного региона).
  65. Влияние национальной специфики на содержание и технологию деятельности культурно-досуговых учреждений (на примере конкретного региона).
  66. Содержание и особенности культурно-досуговой деятельности женщин (на примере конкретного региона).
  67. Содержание и особенности культурно-досуговой деятельности людей пожилого возраста (на примере конкретного региона).
  68. Содержание и особенности культурно-досуговой деятельности детей и подростков (на примере конкретного региона).
  69. Содержание и особенности культурно-досуговой деятельности людей среднего возраста (на примере конкретного региона).
  70. Содержание и особенности культурно-досуговой деятельности молодежи (на примере конкретного региона).
  71. Тенденции развития культурно-досуговой деятельности на современном этапе (на примере конкретного региона).
  72. Специфика и технология гражданского воспитания в учреждениях культуры (на примере конкретного региона).
  73. Специфика и технология патриотического воспитания в учреждениях культуры (на примере конкретного региона).
  74. Специфика и технология эстетического воспитания в учреждениях культуры (на примере конкретного региона).
  75. Специфика и технология нравственного воспитания в учреждениях культуры (на примере конкретного региона).
  76. Специфика и технология физического воспитания в учреждениях культуры (на примере конкретного региона).
  77. Специфика и технология экологического воспитания в учреждениях культуры (на примере конкретного региона).
  78. Содержание, основные направления и формы взаимодействия учреждений культуры, семьи и школы в семейном воспитании (на примере конкретного региона).
  79. Возрождение народных праздничных досуговых традиций (на примере конкретного региона).
  80. Взаимодействие различных социальных институтов общества в культурно-досуговой сфере (на примере конкретного региона).
  81. Деятельность клубов по внедрению новых праздников и обрядов (на примере конкретного региона).
  82. Формирование досуговой культуры у современной молодежи (на примере конкретного региона).
  83. Сфера досуга и оптимизация форм и методов изучения культурно-досуговых потребностей населения (на примере конкретного региона).
  84. Пути развития взаимодействия школы, альтернативных форм обучения семьи, КДД и трудовых коллективов в работе с подростками (на примере конкретного региона).
  85. Культурно-досуговая деятельность в системе социализации личности (на примере конкретного региона).
  86. Многофункциональные учреждения культуры: виды, структура, возможности, направления и формы работы, значение в КДД (на примере конкретного региона).
  87. Специфика и проблемы любительского творчества в учреждениях культуры (на примере конкретного региона).
  88. Специфика формирования нравственной культуры у различных групп населения (детей, молодежи и т.д.) средствами массовых форм СКД (на примере конкретного региона).
  89. Специфика формирования эстетической культуры у различных групп населения (детей, молодежи и т.д.) средствами массовых форм СКД (на примере конкретного региона).
  90. Специфика и проблемы деятельности творческих коллективов (хореографического, хорового, театрального и т.д. на выбор) в учреждениях культуры (на примере конкретного региона).

ПРИМЕЧАНИЕ.Студент самостоятельно выбирает тему курсовой работы. Предложенные темы специально сформулированы предельно широко для того, чтобы студент мог определить интересный для себя аспект. Например, тема "Специфика и проблемы любительского творчества в учреждениях культуры (на примере конкретного региона)" может быть рассмотрена как "Любительские объединения как средство социализации детей и подростков" или "Общение в любительском объединении как фактор формирования личности" и т.д.

Кроме того, студент имеет право обратиться к теме не только из предложенного списка, но она должна отражать достаточно значимую проблему современной социально-культурной деятельности, рассматривать ее именно с точки зрения СКД и содержать региональный компонент. Тему с одинаковой формулировкой может взять только один человек.

ТРЕБОВАНИЯ

Наши рекомендации