Лесенка воспитателя Лесенка ребенка
Очарованный
Зритель
Артист
Дирижер |
|
«Вкусный собеседник» |
«Вкусный собеседник» |
Очарованный зритель |
(чародей«Том Сойер, который красит забор)
Четыре ступеньки «Лесенки» (см. рис. 1) соответствуют четырем уровням овладения деятельностью (узнавание, воспроизведение под руководством, самостоятельность, творчество). Каждая ступенька получила свое метафорическое звучание.
Первая ступенька обозначает этап знакомства с новой деятельностью. На ней ребенок оказывается в роли «очарованного зрителя», а воспитатель — в роли артиста, чародея, он — «Том Сойер, который красит забор». Такой формулировкой мы подчеркиваем азартность, непринужденность ознакомления детей с новым опытом.
Эту форму «спектакля» воспитатель применяет в разных вариантах до тех пор, пока ребенок действительно не будет «очарован» и не проявит инициативу учиться, сказав: «Научи меня. Я тоже хочу так делать».
На второй ступеньке актерскую импровизацию воспитателя можно назвать так: «вкусный» собеседник. Ребенок уже включился в освоение заинтересовавшей его деятельности, но ему еще необходимы содействие взрослого, диалог с ним. Причем время обучающего общения определяется именно дошкольником. До тех пор, пока интересно, «вкусно», он упражняется в деятельности, а как устанет от работы, как только она ему наскучит, станет «невкусно», он откажется от общения. Но и воспитателю, чтобы достичь цели, нужно проявить очень большое терпение и мастерство, чтобы подольше оставаться «вкусным» собеседником для воспитанника.
Вторая ступенька непростая, ведь «старт» у всех ребятишек разный. К тому же еще разнятся и специфика решения задач мальчиками и девочками, к тому же и темпераменты и характеры разные... В общем, у каждого ребенка скорость восхождения к третьей ступеньке разная. Значит, и актерская палитра воспитателя должна тоже расцвечиваться по-разному с каждым ребенком, на каждом виде деятельности, более того, на каждом уровне освоения ее каждым из детей! А в старшей и подготовительной группах на первое место выйдет такое качество взрослого собеседника, как эрудиция и владение сказочной формой адаптации избыточной научно-популярной информации воспитанникам. Если в младшем дошкольном возрасте инициатива общения преимущественно исходит от воспитателя, то в последующих группах «Детского сада — Дома радости» мастерство педагогического общения проявляется в том, что дети берут инициативу на себя. Общение превращается в «посиделки», когда у каждого равные возможности вступать и выходить из общения как с взрослым, так и между собой. (То есть каждая «ступенька» обозначает не только этап восхождения ребенка вверх, но и отражает уровень развития каждого воспитанника внутри самой этой формы — условно говоря, по горизонтали.)
Третья ступенька «Лесенки успеха» — это уровень самостоятельности, для которого характерны инициатива, автономность и ответственность в достижении результата. Именно на третьей ступеньке и возникает место того, что принято называть «занятием». Здесь реализуется возможность каждого ребенка стать участником новой коллективной формы деятельности (занятия, игры, труда, рисования и т. д.). Здесь можно независимо от непосредственной помощи взрослого ответственно и радостно, с уверенностью в успехе достигать результата, давать самооценку и себе как автору созданного, и тому продукту, который был получен. А потом (это особенно важно подчеркнуть) ребенок решает, нуждается ли работа в изменении, сам находит время, когда ее можно улучшить или сделать заново. Здесь раскрываются возможности выбора, прогнозирования успеха, применения волевых усилий, переживания радости от сотрудничества.
Теперь мы можем обозначить воспитателя метафорой «режиссер»,«дирижер» совместной детской деятельности, а детей назвать «заботливыми исполнителями».
Ярким фактом, свидетельствующим об уровне самостоятельности, на наш взгляд, может служить смех детей над теми проблемными ситуациями, в которые попадают никогда не унывающие, добродушные персонажи: Мишка, Незнайка, Недотепа. Ведь способность видеть смешное отражает радость понимания.
Уровень самостоятельности стимулирует экспериментально-поисковую деятельность ребенка, в недрах которой идет поиск собственного неповторимого стиля исполнения. Происходит переход от изучения деятельности как предмета познания в форму самовыражения человеком своей индивидуальности.
И наконец, четвертая ступенька — вершина и одновременно старт для новых начинаний. Дети, научившись самостоятельно что-то делать, найдя индивидуальный стиль исполнения деятельности, используют уже ее как средство и форму для самовыражения своей неповторимости, превращаются в «артистов», творцов. Самостоятельность и потребность в творчестве позволяют им строить между собой отношения, основывающиеся на признании взаимных достоинств, искреннем интересе и симпатии друг к другу. Этот уровень проявится сам, если предыдущие освоены полноценно. Это следствие работы.
На этой ступени деятельность из предмета познания превращается в форму бытия и становится для ребенка (как и для человека любого возраста) средством самопознания и совершенствования себя как неповторимой индивидуальности.
Иначе говоря, ребенок, научившийся «восходить на вершину успеха», и далее будет строить свою жизнь как путь «от ученика к мастеру», создателю своей неповторимой индивидуальности.
А что же воспитатель?
А его «вершина» оказывается зеркально противоположной. Теперь он занял место очарованного зрителя, открывающего для себя новое и удивительное в ребенке.
...Для воспитателя каждый этап восхождения ребенка по «Лесенке успеха» (а особенно достижение четвертой ступени каждым из воспитанников) отражает успешный результат, эффективность всей работы, служит показателем сотворчества с ребенком и его семьей.
Восхищаясь воспитанниками, педагог утверждается в своем профессиональном мастерстве, в чувстве собственного достоинства. Он начинает ощущать и оттачивать в себе свой особый неповторимый стиль, в совершенствовании которого находит путь личностного и духовного роста.
Пять пальцев от задумки до результата
Любой вид деятельности ребенка воспитателем раскрывается ему как взаимосвязь пяти компонентов (рис. 2).
Сначала воспитатель на основе понимания содержания каждого компонента и места его в структуре деятельности организует деятельность малыша, а уже в старшем возрасте сам ребенок использует модель для изучения разных видов деятельности.
Ведущими видами деятельности в младшей и средней группах являются продуктивные: конструирование, лепка, аппликация, рисование. В каждом из этих занятий ребенок видит, соответствует ли тот продукт, который он задумал,первоначальному замыслу. В младшей и средней группах на основе этого подхода (теория Н.П. Сакулиной) дети овладевают в игровой форме техническими умениями.
А в старшей и подготовительной группах, когда овладение техникой уже не является препятствием для создания замысла, главным становится детское творчество.
На основе овладения моделью деятельности, старший дошкольник уже по-научному смотрит на взаимодействие людей разных профессий на предприятиях, осознает значение труда каждого члена семьи на производстве, а потом уже ему открываются и взаимосвязи предприятий, работающих в городе и в селе, в России и за ее пределами. Понимая международное разделение труда, дети узнают и о взаимодействии разных народов.
Почему «сценарий дня», а не «конспект занятия»?
Нашу программу и технологию встречали до смешного противоречиво.
В каких-то городах методисты говорили воспитателям: «Зачем идти в “Дом радости”? Там же нет творчества». В других говорили иное: «Ох вы, бедненькие, ох, несчастненькие, это столько надо работать! Вам памятник при жизни надо ставить!»
На самом же деле, работая на основе книг- сценариев, педагог получает возможность осваиваться не на выставке достижений методического хозяйства, а на «педагогической кухне», работать технологично и в то же время творчески. Ведь надо артистично связать предлагаемые сюжеты с жизнью каждого воспитанника, жизнью своеобразной и неповторимой.
...Если обратиться к «Лесенке успеха» (или к лежащим в ее основе работам А.А. Люблинской об уровнях умственной активности), то занятие — это уже третья ступень, уровень самостоятельности, следующий за уровнями узнавания и воспроизведения под руководством.
И в свое время конспекты, «вершки», пришли к воспитателям. Воспитатели стали проводить последовательно занятия: конспект номер 1, номер 2, номер 3...
И методическая служба что увидела? А дети-то не готовы! Почти никто за темпом занятий не успевает!
И воспитатель стал работать с единицами, со звездочками, которые умудрялись схватывать все на лету. А остальные — ну вот такие бестолковые уродились... В результате у воспитателей хватало сил подготавливать всех детей только к занятиям, на которые ожидались проверяющие.
Так идея конспектов занятий превратилась в свою противоположность. Вместо необходимых рабочих материалов для воспитателей получились сценарии дидактических праздников для проверяющих. И естественно, нормальные методисты стали говорить: нельзя по конспектам работать. Абсолютно правильная, грамотная реакция.
В результате провала идеи конспектов расцвела привычная доныне «фразеология» о том, что «воспитатель должен быть творцом!». Вовсе не от любви к педагогической свободе родилась она — а от бессилия методической службы.
А дело ведь действительно непростое. Я вспоминаю себя, когда была воспитателем. Я не умела рисовать, но очень хотела, чтобы мои дети рисовали. Я прошусь поучиться у коллеги, замечательного мастера в этом деле. Она меня с удовольствием приглашает на открытое занятие. Я прихожу — дети уже рисуют. «Да послушай, мне же надо понять, откуда это взялось!» — говорю. «О, это особая история...» — слышу в ответ. Как научить — это дело интимное, это тайна.
Долгое время у меня крепло убеждение, что не занятия надо прописывать, а всю жизнь воспитателя с детьми в группе. С этим я и обратилась однажды к великому педагогу Валентине Тарасовне Ивановой: «Мы должны с вами написать, что мы делаем. У нас ведь есть и ваш личный опыт, и опыт совместной работы со многими учеными-исследователями и разработчиками методик: с В.И. Логиновой (система знаний о труде и трудовое воспитание), Л.С. Метлиной (математика), с Н.А. Кондратьевой (знания о природе)...»
Так мы раскрывали то, что было содержанием работы с детьми до занятий. Надо было показать воспитателям, что конспект — это итог. Что до «конспекта» и происходит все воспитание. Мы писали книги, в текстах которых постоянно присутствует обращенность педагога к детям и к каждому конкретному ребенку в форме вопросов, жестов, интонации и т. д. Диалоги — образцы вариантов общения с воспитанником (конкретного возраста, темперамента, стартов и темпов развития и т. п.). Анализируя их во время подготовки к работе с детьми, воспитатель учится мастерству содействия ребенку в процессе его обучения.
Итак, чем «сценарий дня» не похож на «конспект занятия»?
1. Это не про занятия — это про целые дни жизни. Не про «вершки», а про «корешки».
2. Соответственно, сценарий рассказывает не только и не столько про общую, коллективную работу, сколько про индивидуальное общение и про общение с малой группой детей.
3. Это не только описание действий, но и постоянные комментарии, обсуждения возможных ситуаций, советы воспитателю про варианты поведения в зависимости от того, каков ребенок, к которому он обращается, что с этим ребенком происходит. Я старалась давать как можно больше комментариев к каждой фразе Валентины Тарасовны, записанной в наши сценарии. Не столько текст имеет значение, сколько подтекст.
4. Сценарий дня — элемент технологии. В этом смысле он представляет и содержание деятельности воспитателя, и форму диагностики успешности дела. В отличие от конспекта (как бы предполагающего, что неудача на занятии вытекает из плохого его проведения), неготовность детей справиться с предлагаемыми им задачами в «сценарии дня» не означает сегодняшней ошибки, а показывает, что что-то упущено прежде — и эту «дыру» надо бы определить и заполнить.
5. Наконец, жанр «сценария дня» — это не «засушенный» жанр конспекта. Напротив, это текст эмоционально-выразительный, иллюстрирующий для воспитателя необходимость яркого, волнующего, легко воспринимаемого ребенком стиля общения.
Детский сад и родители
Мы исходим из понимания, что любой ребенок в группе — одаренный. Неодаренных детей не может быть, но у каждого одаренность своя: один будет творить на кухне, другой в ателье, третий в мастерской, а кто-то будет избранным в творческих профессиях. К 5 годам одаренность у детей уже видна, если их развивали на основе моей программы. Задача — открыть каждому взрослому дар их ребенка и содействовать вместе с семьей осторожному сопровождению, чтобы раньше времени не исчерпать «золотой источник».
Направленность программы на содействие обогащению развития и саморазвития дошкольника как неповторимой индивидуальности сразу привлекает к ней родителей. Прежде всего, тем, что дети в этих группах редко болеют, то есть для родителей самым главным критерием при выборе программы является здоровье детей. Поэтому очередь родителей, которые целенаправленно ведут детей именно в сад с программой «Детский сад — Дом радости» — постоянная. Для мам и пап самым сложным испытанием в режиме их собственной жизни является выполнение графика индивидуального обучения малыша. Каждую неделю в течение месяца семьям предлагается приводить 5 малышей от 7:00 до 7:15. Все родители, которые записывают детей в наши группы, находят решение: обращаются за помощью к старшим членам семьи, к соседям по дому. В течение месяца дни индивидуального обучения у ребенка будут разные.
На первой неделе отдельного месяца — в понедельник — время уделяется обучению конструированию и одновременно происходит решение математических задач.
На второй неделе месяца — во вторник — проходит подготовка руки ребенка к письму (лепка, рисование, аппликация) и одновременно общее развитие.
На третьей неделе — среда — ребенка готовят к овладению чтением (работа над звуковой культурой речи) и одновременно он участвует в театральных играх.
На четвертой неделе — в четверг — идут занятия по развитию связной речи, а также сюжет-но-ролевые игры.
На пятой неделе — в пятницу — работа над развитием логического мышления, постановка опытов и экспериментов и одновременно дидактические настольные игры.
В младшей и средней группах необходима разъяснительная, убеждающая беседа с родителями, а в старшей и подготовительной группах дети сами вынуждают кого-то из взрослых привести их пораньше.
Вечером содержание утреннего обучения проводится с теми детьми, чьи родители не могут приводить малыша так рано.
Для родителей очень убедительным аргументом являются результаты индивидуального и подгруппового обучения, которое проводит второй воспитатель перед обедом. Благодаря такой четкой многократной индивидуальной системе обучения, все дети — выпускники «Детского сада — Дома радости» очень успешны в последующие годы обучения, отличаются хорошим здоровьем, потому что всю программу осваивают играючи.
Кроме того, важно иметь в виду, что родители принимают самое активное участие в создании среды в наших группах. Этого удалось добиться благодаря умению правильно договариваться с ними, чтобы взрослые не просто приняли идею, но и после проявили инициативу в подборе материала. Этой работе с семьями тоже нужно учиться.
Например, в младшей группе у детей закладываются основы понимания слова «семья». На полках, которые называются «Миры», одна семья собирает «Мир домашней птицы». На одной неделе это может быть семья петуха, на следующей — селезня и т. д. Причем, разрешено использовать самые разные материалы. В другом «Мире» перед нами уже «Мир домашних животных»: семья быка, козла и т. д. Если ребенок проходит тему «Мир красоты», то одна семья собирает хохлому, а другая — гжель и т. п.
Что важного показала предшествующая практика реализации программы?
Новое профессиональное отношение к своему делу и к детям не вычитывается из книг; оно рождается в личных переживаниях, в переосмыслении своей работы. А необходимым поводом, толчком к таким переменам служат события, встречи, знакомство с другим личным опытом.
Казалось бы, если технология прописана, остается ее пропагандировать и издавать массовыми тиражами? Но мы, напротив, продаем свои книги только тем воспитателям, которые проходят через наши курсы, хорошо понимая: чем подробнее написан текст педагогических рекомендаций, тем больше опасных иллюзий он создает при поверхностном отношении или фрагментарном «внедрении».
Если технология — это то, что мы старались максимально уложить в тексты, то инноватика, обеспечение условий восприятия нового характера работы по преимуществу связаны как раз с личным общением: с авторами, с педагогами, уже работающими по нашей системе, с коллегами, тоже берущимися за незнакомое дело...
На своих лекциях я меньше всего говорю о науке как о том, «чему детей учить». Я говорю о том, как к детям относиться. Мы обсуждаем, как сделать, чтобы воспитатель не был все время занят лишь тем, чтобы сбивать детей в кучу, чтобы все силы тратить на организационные моменты. То есть речь идет о закономерностях в организации деятельности воспитателя, о принципах конструирования развивающей среды, об условиях профессиональной работы, об отношении к детям и к организации своего труда. А следовательно, и об отношении к себе и как к человеку, и как к профессионалу.
Мы заметили, что особенно осмысленно воспринимают программу и технологию ее внедрения те воспитатели, у которых высшее образование не педагогическое. Уровень их развития позволяет понимать содержание научного образования, а разработанная технология объясняет специфику выполнения задач. Но и у них без обучения на курсах понимания не происходит. Зато для многих, проработавших хотя бы год по нашей программе, является значимым получение второго высшего образования или прохождение годичных курсов по изучению специфики дошкольного дела.
...Специалистов нужно выращивать. Например, в балете даже выпускников академии продолжают сопровождать педагоги. В нашем случае аналогом такого сопровождения служат ежегодные курсы у автора, а также методическая служба внутри садов или сетевое взаимодействие между дошкольными организациями.
И еще в ходе реализации программы стало понятно, что поскольку предлагается система, то начинать внедрять ее нужно только с младшей группы на основе работы по законам «Лесенки успеха».
Каковы новшества последней редакции программы, на которые полезно обратить внимание опытным педагогам?
Впервые совместно с компанией «ЭЛТИ-КУДИЦ» (С.А. Аверин, Т.Г. Коновалова) мы разработали подробный и точный расчет материально-технических и финансовых условий реализации программы «Детский сад — Дом радости». В нем учтено методическое, материально-техническое и учебно-дидактическое обеспечение программы.
Содержание программы переструктурировано с учетом определенных во ФГОС образовательных областей. Существенная доработка произошла в организационном разделе.
В программе представлены мониторинговые мероприятия, направленные на выявление уровня овладения детьми программными видами деятельности.
Разработаны методические рекомендации для руководителей и педагогов по разработке Основной образовательной программы ДОО на основе примерной программы.