Упражнение 2. Игра «Чудо-лесенка»

Каждую последующую фра­зу дети произносят, повышая тон голоса.

Чу-до-ле-сеп-кой—ша-га-ю,

Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:

Шаг—на—го-ры,

Шаг—на—ту-чи...

А—подъ-ем—все— вы-ше, кру-че...

Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,

Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!

Упражнение 3. «Самолёт» (выше – ниже, быстро – медленно).

Встретил петушок кота

И спросил его тогда:

- Почему ты черный, кот?

- Лазал ночью в дымоход.

- Почему сейчас ты бел?

- Из горшка сметану ел.

- Почему ты серым стал?

- Пес меня в пыли валял.

Упражнение 4. Прослушайте своих товарищей, подготовивших чтение. Оцените их чтение (правильно ли выбран темп, на месте ли паузы, логическое ударение, выразителен ли эмоциональный тембр голоса и т. д.). Особенно следите за соблюдением правил орфоэпии.

Упражнение 5. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям и к инсценированию.

А Береснев Тыква

- Почему, скажи мне, тыква,
Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик
Крепко-накрепко к ботве!

Приложение №3

Содержание работы по подготовке чтеца к выразительному чтению:

1. Литературно-исполнительский анализ текста:

1) знакомство с текстом произведения и его автором, обоснование выбора текста для исполнения;

2) предварительное выявление основного замысла автора и главной задачи исполнения;

3) определение композиции произведения, его смысловых частей;

4) выяснение основных черт характеров, взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев;

5) анализ отношения автора к изображенной им действительности;

6) пробуждение собственного верного и активного отношения к изображенному;

7) раскрытие подтекста и поиски средств его передачи (создание «образа рассказчика»).

2. Постановка исполнительской задачи.

3. Составление партитуры текста.

4. Чтение вслух перед воображаемым слушателем или на диктофон (репетиционный период).

Приложение №4

Классификация жанров русского фольклора

Жанры Определение Особенности исполнения Примеры
МАЛЫЕ ЖАНРЫ
Колыбельная Песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка. Исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т. е. созвучия гласных. Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мои детоньку качать, прибаюкивать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: дам кусок пирога да кувшин молока.
Пестушки (пестовать-нянчить) Короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе и т.п. Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь. Купание: Вода текучая. Дитя растучее. С гуся вода, С тебя худоба. Вода — к низу, А дитя — к верху.
Прибаутки Небольшой стишок, в котором присутствует сюжет, направлены на развитие воображения малышей. Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Читается весело, лукаво. Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь?
Докучные сказки Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.. Их произносительной особенностью являются быстрый темп, монотонная, ровная, усыпляющая интонация. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Скажи! - Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Не хочу! - Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Отстань! - Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Вот пристал! - Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Молчание… - Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?
Страшилки Жанр современного фольклора: короткие рассказы, цель которых — испугать слушателя, являются психологическим защитным механизмом, помогающим справиться со страхом (превратить страшное в смешное). Читаются тихим, «тягучим», таинственным голосом, с паузами, замедлением темпа и повышением высоты голоса в конце истории. В черном-черном лесу Стоит черный-черный дом. В этом черном-черном доме Есть черная-черная комната. На черном-черном столе Там стоит черный-черный гроб, В этом черном-черном гробу Лежит черный- черный скелет. Скелет кричит: ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ!
Потешки Небольшие стихи, предназначенные для младенцев, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. « Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело. «Ладушки», «Сорока», «Коза».
Небылицы Стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом. При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов.Небылицы читаются весело, с юмором. Стучит-гремит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке.
Скороговорки Ритмичный, простой, обычно шуточный текст, который построен на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. Читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность. У четырех черепашек четыре черепашонка.
Поддёвки Разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох. Произносятся с насмешливой интонацией. - Скажи: лук. - Лук. - По лбу стук!
Дразнилки Короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. Произносятся быстро, иронически, с лукавой издевкой. Коля-Коля-Николай! Сиди дома, не гуляй! А то девочки придут, Поцелуют и уйдут.
Считалки Жеребьевки для деления в игре. Исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие.   На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей
Заклички Обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям. Произносить с интонацией просьбы, зова или клича. Солнышко,солнышко, Выгляни в окошко. Там твои детки Кушают конфетки. А тебе не дают, Всем ребятам раздают.
Молчанки Стихотворный уговор молчать. Произносятся монотонно, ритмично, с логическим ударением на последней фразе. Тише, мыши: кот на крыше, кошку за уши ведёт; кошка драна, хвост облез, кто промолвит, тот и съест!
Присказки Прибаутки, которая иногда предшествует зачину в сказках. Читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства. Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли.
Припевки Короткая песенка, с которой начинают игру, или связывают части игрового действия. Поются соло, хором, в припляс. Играющие становятся в кружок, в середине на скамье сидит Дрёма. Хор поёт о Дрёме: Сиди, Дрёма, Сиди, Дрёма, Выбирай-ай, Дрёма, Выбирай-ай, Дрёма, Бери-и, Дрёма, Бери-и, Дрёма! Дрёма встаёт со скамьи, выбирает кого-нибудь, и выбранный считается Дрёмой.
Загадки Краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. Загадка вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера. Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает.
Пословицы Короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни. Пословицы и поговорки произносятся выразительно, четко, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п.), а также сопровождаются жестами и мимикой. Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Кончил дело — гуляй смело.
Поговорки Образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. Семь пятниц на неделе Два сапога пара Мал, да удал
БОЛЬШИЕ ЖАНРЫ
Песни Эпическое произведение, которое повествует о каком-нибудь историчес­ком событии.   Включение песен, былин, преданий в детские книги затрудняется тем, что они без разъяснения событий и лексики не вполне понятны детям. По­этому для работы с малышами лучше использовать литературные пересказы этих произведений. От 6-7 лет - «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок из былины); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок из былины) – по Гербовой В.В.
Былины Народная эпическая песня о богатырях и их подвигах.
Предания Устный эпический рассказ о реальных или вполне возможных событиях прошлого.
Сказки Прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового харак­тера с установкой на вымысел. Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. От 2-3 лет - «Теремок» От 3-4 лет – «Гуси-лебеди» От 4 -5 лет - «Лисичка-сестричка и волк» От 5-6 лет - «Финист — Ясный сокол» От 6-7 лет - «Василиса Прекрасная» (по Гербовой В.В)
             

Приложение №5

Наши рекомендации