Изучение материалов более быстрым темпом
Теория общего развития Л.В. Занкова
Занков Леонид Владимирович (1901-1977) педагог и психолог, академик АПН СССР, последователь школы Л. С. Выготского, выдвинул и экспериментально подтвердил свою модель развивающего обучения.
Развитие детей в данной системе понимается не в узком смысле, не как развитие отдельных сторон — внимания, памяти, воображения и т. п., а как общее развитие личности. Под общим развитием личности понимается развитие ума, воли и чувств, т. е. фундаментальных сторон психики, составляющих ее основу.
Развитие ума проявляется не только в усвоении, но и в переработке знаний, в которых участвуют различные виды умственной деятельности — логическое мышление, наблюдательность, различные виды памяти, воображения.
Развитие ума связано с развитием воли — умением поставить перед собой цель и мобилизовать себя на достижение ее.
Развитие чувств — эстетических, нравственных, интеллектуальных — составляет духовное богатство человека.
В процессе обучения, направленного на общее развитие, складываются и определяются мотивы деятельности и духовных потребностей школьников, без чего не мыслится общее развитие личности. За основу разработки новой дидактической системы были взяты теоретические положения Л. С. Выготского. Положения Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития» были развиты Л. В. Занковым и его лабораторией. В центре внимания при обучении по новой системе — растущая и развивающаяся личность младшего школьника.
Система отличается верой в каждого ребенка, в его силы. При этом учитывается, что развитие каждого ребенка идет неравномерно — то замедленно, то скачкообразно — в зависимости от его индивидуальных особенностей, от особенностей высшей нервной системы, его опыта и т. д. Система принимает ребенка таким, каков он есть, видя в каждом взрослого человека, со своими особенностями, складом ума и характера.
Регулирующую и направляющую роль в системе имеют дидактические принципы, сформулированные Л. В. Занковым:
Принцип обучения на более высоком уровне трудности;
Принцип включения изучаемых дидактических единиц в многообразие функциональных связей или изучение материалов более быстрым темпом;
Принцип сочетания чувственного и рационального познания или ведущая роль теоретических знаний;
Принцип осознания процесса учения;
Принцип работы над развитием всех учащихся, в том числе и самых слабых, и самых сильных.
Принцип обучения на более высоком уровне трудности
нельзя понимать прямолинейно, только как увеличение тяжести, трудности- учения. Процесс овладения знаниями идет у школьников без преодоления трудностей, т. е. без какого-либо напряжения духовных сил, по накатанной дороге, то их развитие идет медленно и вяло. И наоборот преодоление трудностей, но не каких бы то ни было, а определенных, доступных для ребенка, таких, которые идут в зоне ближайшего развития, вызывает у него духовный подъем, употребляет веру в свои силы. Если же мера трудности не будет соблюдаться, если ученики из урока в урок встречаются с непреодолимыми трудностями, тогда этот принцип из положительного фактора, воздействующего на развитие, превращается в отрицательный, вызывающий спад духовных сил ребенка и интерес к учению.
Изучение материалов более быстрым темпом
Активность аналитического осмысления учебного материала младшими школьниками быстро снижается, если ученики на протяжении нескольких уроков вынуждены анализировать одну и ту же единицу учебного материала, выполнять однотипные мыслительные операции (например, подбирать проверочные слова путём изменения формы слова), их работа становится малоэффективной, замедляется процесс развития.
Чтобы избежать «топтания на месте», система Л. В. Занкова рекомендует в процессе изучения той или иной единицы учебного материала исследовать её связи с другими единицами. Сравнивая содержание каждой части учебного материала с другими, находя сходства и различия, ученики осмысливают материал как взаимодействующую логическую систему.
Другой аспект этого принципа заключается в повышении ёмкости учебного времени, коэффициента его полезного действия. Достигается это, во-первых, за счёт комплексного изучения материала, во-вторых, за счёт отсутствия отдельных периодов для повторения ранее изученного.
Учебный материал компонуется в тематические блоки, куда входят тесно взаимодействующие и зависящие друг от друга единицы. Их одновременное изучение позволяет, с одной стороны, экономить учебное время, а с другой стороны, даёт возможность изучать каждую единицу в течение большего количества уроков.