III. Работа по новой теме.
1. Работа по учебнику (с. 35).
Ждет нас сказочный, прекрасный
Долгий-долгий трудный путь!
– Отгадайте, кого мы сразу повстречали:
«Я решил просто попутешествовать по свету и не знал, что все так обернется. Я думал, что все такие же добрые, как мои дедушка и бабушка, но оказалось, что в мире есть и злые, и хитрые...» (Колобок.)
– Рассмотрите иллюстрацию.
– Как называется сказка?
– Каких персонажей сказки нарисовал художник?
– О чем рассказывается в этой сказке?
– Расскажите первый эпизод – встреча Колобка с Зайцем –
с подробностями.
Аналогичная работа с остальными эпизодами.
– Кого забыл художник изобразить? (Медведя.)
– Отличается ли встреча Колобка с Медведем от двух предыдущих? (Нет, текст сказки полностью повторяется, изменился только герой, с которым повстречался Колобок.)
Вывод: эта сказка похожа на цепочку: эпизоды текста похожи друг на друга, меняются только персонажи (звери), которых встречает Колобок на своем пути, а текст сказки остается прежним. Как у цепочки все звенья одинаковые, так и эпизоды сказки похожи друг на друга.
Учитель может проиллюстрировать каждый эпизод.
Физкультминутка
САМОКАТ
Здравствуй, зайка (ежик, барсук, папа)!
У меня самокат.
Самокат, самокат,
Самокату очень рад.
Сам качу, сам качу
Самокат куда хочу.
(Имитация езды на самокате.)
Повстречался ежик (зайка, барсук, папа).
(Повтор стихотворения.)
2. Работа в рабочей тетради № 1 (с. 24, № 1–3).
3. Работа по учебнику (с. 36).
Познавательные УУД:логические–анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: анализ композиционных особенностей сказки-цепочки (кумулятивной сказки) с целью обнаружения ее жанровых признаков: каждое следующее звено цепочки повторяет предыдущее, обогащенное очередным новым элементом.
а) Чтение сказки «Репка».
Познавательные УУД:логические– подведение под понятие: формирование понятия «сказка-цепочка» через анализ фрагментов-«звеньев» текста и изучение дидактической иллюстрации; установление причинно-следственных связеймежду наличием повторов в жанрах устного народного творчества и выводом: эти тексты легко запомнить.
– Почему сказку «Репка» легко запомнить? (Эпизоды сказки похожи. Прежде чем очередной персонаж присоединится к цепочке героев, все персонажи перечисляются еще раз в заданном порядке.)
– Попробуйте изобразить персонажей сказки с помощью схемы. Договоримся, что для больших, крупных и сильных персонажей следует рисовать большой квадрат (или треугольник, или круг), а для слабых, маленьких, легких – маленький квадрат (или треугольник, или круг).
Дед бабка внучка Жучка кошка мышка
б) Игра «Найди иллюстрацию эпизода к схеме».
Познавательные УУД:осуществлениепоиска и выделение необходимой информации (работа с текстом, дидактическими иллюстрациями).
– В учебнике пронумеруйте иллюстрации эпизодов сказки от 1 до 6.
Учитель показывает схему, ученики называют номер эпизода.
Например:
(Эпизод 4. Дедка, бабка, внучка, Жучка.)
4. Работа в парах (коммуникативные УУД).
– Нарисуйте схему любого эпизода сказки, предложите соседу по парте отгадать номер эпизода.
– Как вы думаете, почему сказку «Репка» можно назвать сказкой-цепочкой? – спросил Кот. (Сказка «Репка» – сказка-цепочка потому, что состоит из похожих законченных частичек (эпизодов). Эти частички (эпизоды) напоминают звенья длинной цепи.)
5. Чтение сказки «Репка» по цепочке с опорой на цветные пометки в учебнике.
IV. Итог урока.
– С какими сказками познакомил нас ученый Кот?
– Почему сказки-цепочки легко рассказывать? (В сказках есть повторяющиеся эпизоды.)
– Кто знает другую сказку-цепочку? Миша сказал: «Это "Колобок"». Маша добавила: «Это еще и "Теремок"». А вы как думаете: оба правы? (Правы оба.)
Урок 18
СКАЗКА-ЦЕПОЧКА. «Теремок».
С. Маршак «Багаж»
Страницы: (хрестоматия) 72–79; (тетрадь) 26, № 4.
Цель деятельности педагога:создать условия для формирования представления о жанровом разнообразии фольклорных произведений, понятии «сказка-цепочка», развития речи, пополнения словарного запаса; способствовать привитию любви к устному народному творчеству.
Планируемые результаты: личностные УУД:проявляют интерес к чтению; имеют первоначальные представления о нравственных понятиях, отраженных в литературных текстах; метапредметные УУД: регулятивные – принимают учебную задачу и следуют инструкции учителя; познавательные – выделяют в тексте основные части; коммуникативные – уважают мнение собеседников; предметные УУД: научатся глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное, различать фольклорные произведения и авторские; получат возможность научитьсяопределять сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказка-цепочка).
Образовательные ресурсы: выставка книг.
Сценарий урока