Одели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования

орядок формированияX классов в учреждении общего среднего образования

Зачисление учащихся в профильные классы средних школ, учебно-педагогических комплексов (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа) проводится на конкурсной основе по результатам обучения на II ступени общего среднего образования: отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам, средний балл свидетельства об общем базовом образовании – не ниже 6. В профильные классы без учета среднего балла свидетельства об общем базовом образовании и отметок по профильным предметам зачисляются победители третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по соответствующим (профильным) учебным предметам.

Зачисление в X класс, в котором все учебные предметы изучаются на базовом уровне, осуществляется в соответствии с пунктом 94 Положения об учреждении общего среднего образования.

При формировании X классов в учреждении образования необходимо учитывать:

1) количествовыпускниковIX классов, желающих продолжить обучение на III ступени общего среднего образования (в целом, в другом учреждении образования, например, в лицее и непосредственно в данном учреждении образования);

2) количество потенциальных учащихся X профильных классов (т.е. учащихся IX классов, имеющих отметки не ниже 7 баллов по профильным учебным предметам и средний балл свидетельства об общем базовом образовании не ниже 6 баллов) и их индивидуальные запросы, потребности и способности;

3) количество учащихся X классов, желающих изучать все учебные предметы на базовом уровне и (или), изучая все учебные предметы на базовом уровне, осваивать образовательную программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) (за счет учебных часов факультативных занятий; возможна организация обучения на базе учреждений профессионально-технического образования).

Требования к формированию профильных классов в средней школе, учебно-педагогических комплексах (ясли-сад – средняя школа, детский сад – средняя школа), указанные в абзаце первом данного раздела, не распространяются на порядок приема в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназии.Учащимся X классов лицеев, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, гимназий предоставляется право выбора учебных предметов, которые они планируют изучать на повышенном уровне.

Прием в X класс лицея, учреждений высшего образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования, осуществляется по конкурсу на основе вступительных испытаний в соответствии с требованиями Положения об учреждении общего среднего образования.

В соответствии с пунктом 4 статьи 159 Кодекса Республики Беларусь об образовании лица, получившие общее базовое образование в гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств, по их желанию продолжают получение образования на III ступени общего среднего образования в этих гимназиях, гимназиях-интернатах, гимназиях – колледжах искусств без сдачи вступительных испытаний и проверки способностей в области отдельных видов искусства.

одели формирования X профильных классов в учреждении общего среднего образования

При организации в 2016/2017 учебном году профильного обучения реализуется три модели формирования X классов:

модель 1: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне одинаковые учебные предметы;

модель 2: объединение в одном классе учащихся, изучающих на повышенном уровне разные учебные предметы;

модель 3: объединение в одном классе учащихся, изучающих отдельные учебные предметы на повышенном уровне и изучающих все учебные предметы на базовом уровне (за исключением гимназий и лицеев).

3. Разработка учебного плана учреждения общего среднего образования на учебный год

Разработку учебного плана учреждения общего среднего образования на учебный год предлагаем осуществлять по следующему алгоритму:

– учащимся и их законным представителям предлагается учебный план учреждения общего среднего образования, в котором предусмотрено количество учебных часов для изучения учебных предметов на базовом и повышенном уровнях;

– учащиеся определяют два-триучебных предмета, которые будут изучать на повышенном уровне, и передают свои предложения руководителю учреждения общего среднего образования;

– на основе имеющейся информации с учетом возможностей учреждения общего среднего образования определяется количество направлений, по которым желают обучаться учащиеся (это может быть всего несколько конкретных направлений, например, физико-математическое и химико-биологическое; или химико-биологическое и гуманитарное; или достаточно большой набор сочетания учебных предметов для изучения их на повышенном уровне). Исходя из этих данных формируются профильные группы учащихся (в соответствии с пунктом 62 Положения об учреждении общего среднего образования). Учебные часы на изучение учебных предметов на повышенном уровне (профильных предметов) выделяются из общего количества часов факультативных, стимулирующих, поддерживающих занятий, предусмотренных в Типовом учебном плане в целом на учреждение образования.

Учащиеся, которые выбрали учебные предметы для изучения на повышенном уровне, изучают их отдельно от тех учащихся, кто эти же учебные предметы изучает на базовом уровне (разные учебные программы).

Изучение учебных предметов, не выбранных учащимися в качестве профильных, осуществляются в составе класса. Если учебный предмет изучается на базовом уровне не всеми учащимися класса, то может формироваться одна группа из учащихся нескольких классов параллели.

Учебные часы факультативных занятий, указанные в типовом учебном плане, считаются в целом на учреждение общего среднего образования и распределяются на проведение как обязательных факультативных занятий, указанных в Положении об учреждении общего среднего образования, так и на изучение учебных предметов на повышенном уровне, а также иных факультативных занятий в соответствии с запросами и интересами учащихся и их законных представителей (в том числе на проведение допрофильной подготовки учащихся).

Суммарный объем учебных часов не должен превышать общего количества часов, финансируемых из бюджета на учреждение образования в каждом классе. В случае, если в профильном X классе суммарный объем учебных часов превышает общее количество учебных часов, финансируемых из бюджета по данному классу (39 часов), то недостающее количество учебных часов выделяется из общего количества учебных часов факультативных занятий, имеющихся в учреждении образования.

При организации образовательного процесса класс делится на группы по отдельным учебным предметам в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования,

Возможный вариант учебного плана для X класса, в котором объединены учащиеся, изучающие на повышенном уровне одинаковые учебные предметы,(модель 1) представлен в приложении 2.

При реализации модели 2, когда в одном классе объединены учащиеся, изучающие на повышенном уровне разные учебные предметы, возможны два варианта:

первый – один учебный предмет, изучаемый на повышенном уровне, является одинаковым для всех (левый столбец таблицы), а другие учебные предметы – разные для разных учащихся (правый столбец таблицы);

Таблица

Математика Иностранный язык
Физика
Химия
Иностранный язык Белорусский язык
Русский язык
История Беларуси
Биология Химия
История Беларуси
География
Всемирная история История Беларуси
Обществоведение
Русский язык
И т.д…… …..

Рассмотрим пример расчета учебных часов для класса, в котором все учащиеся изучают на повышенном уровнематематику, а также одна группа изучает на повышенном уровне иностранный язык, вторая – физику, третья – химию.

По данному X классу, в котором сформированы 3профильные группы, финансируется 39 часов (а требуется 23 часа по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне, + 31 час по профильным предметам = 54 часа). Таким образом, в соответствии с учебным планом на факультативные занятия остается 16 часов (39 часов, финансируемых из бюджета, – 23 часа для изучения учебных предметов на базовом уровне). Из этого количества учебных часов для факультативных занятий 1 час выделяется на «Час здоровья и спорта» (обязательные часы), 2 часа на поддерживающие и стимулирующие занятия (по усмотрению руководителя), 13 часов остается на изучение профильных предметов. Еще необходимые 15 учебных часов для профильных предметов перераспределяются из общего количества часов факультативных занятий в учреждении образования. Возможный вариант учебного плана для класса, в котором организовано профильное обучение по данной модели, приведен в приложении 1;

второй – в одном X классе сформировано несколько профильных групп с разным набором учебных предметов, изучаемых на повышенном уровне (мультипрофильное обучение).

При разработке учебного плана для X класса, в котором профильное обучение организовано по модели 2, определяется не только количество учебных часов по каждому учебному предмету с учетом выбранного учащимися уровня его изучения, но и количество профильных учебных групп с указанием необходимого количества учебных часов для обеспечения образовательного процесса каждой учебной группы и всей параллели в целом в рамках бюджетного финансирования. Количество групп обуславливается сочетаниями индивидуальных выборов учащихся и общим количеством учебных часов, определенных учебным планом учреждения общего среднего образования на текущий учебный год для данной параллели.

Математика – физика (6+4) +10

Английский язык – русский язык (5+3) +8

Химия – биология(4+4) +8

История Беларуси – обществоведение (3/2+2) +5/4

Всего только на один X класс будет использовано 31/30 учебных часа из часов факультативных занятий (это самый затратный вариант).

По X классу, в котором сформированы 4 профильные группы, финансируется 39 часов (а требуется 27 часов по учебным предметам, изучаемым на базовом уровне, + 31/30 часов по профильным предметам =58/57 часов). Из 12 учебных часов, указанных в типовом учебном плане для факультативных занятий, 1 час выделяется на «Час здоровья и спорта» (обязательные часы), 2 часа на поддерживающие и стимулирующие занятия (по усмотрению руководителя), 9 часов остается на изучение профильных предметов. Еще необходимые 22/21 учебных часа для профильных предметов перераспределяются из общего количества часов факультативных занятий в учреждении образования. Пример учебного плана для класса, в котором организовано профильное обучение по данной модели, приведен в приложении 2.

Каждый учащийся X класса имеет свою индивидуальную образовательную траекторию (свой индивидуальный образовательный маршрут).

Расписание учебных занятий составляется для каждой группы (или класса) и для каждого учащегося с учетом требований Санитарных норм и правил «Требования для учреждений общего среднего образования», утвержденных постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 206.

Возможный вариант учебного плана для X класса, в котором профильное обучение реализуется по модели 2, представлен в приложении 2.

4. Расписание учебных занятий

С целью снижения учебной нагрузки на учащихся, обучающихся в профильных классах, как и в 2015/2016 учебном году, в новом учебном году рекомендуется проводить факультативные занятия, в том числе и профессионально ориентированные факультативные занятия, в шестой школьный день.

В то же время результаты мониторинга организации профильного обучения показывают, что шестой школьный день для проведения факультативных занятий используется недостаточно. Это означает, что при соблюдении санитарно-гигиенических требований к расписанию учебных занятий и проведению факультативных занятий учащиеся профильных классов находятся в учреждении с 8.00 и примерно до 16.00.

Обращаем особое внимание руководителей учреждений общего среднего образования на недопустимость учебной перегрузки учащихся в течение учебной недели.

V. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФИЛЬНЫХ КЛАССОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Профильное обучение должно способствовать выявлению и развитию у учащихся необходимых качеств личности и ценностных ориентаций, знаний, умений, навыков, опыта деятельности, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

В этой связи в рамках профильного обучения в учреждениях общего среднего образования могут функционировать классы профессиональной направленности для ориентации на получение педагогических специальностей, специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь и иных специальностей.

В соответствии с Протоколом поручений Президента Республики Беларусь Лукашенко А.Г., данных 21 ноября 2014 г. при посещении учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», рассматривается возможность введения особого порядка приема в учреждения высшего образования для получения образования по педагогическим специальностям лиц, прошедших обучение в профильных классах педагогического направления учреждений общего среднего образования (далее – педагогические классы).Поэтому необходимо обратить особое внимание на открытие и функционирование педагогических классов в учреждениях общего среднего образования.

Учащиеся, обучающиеся в педагогических классах, в рамках учебных часов изучают учебные предметы на повышенном уровне. Как правило, это те учебные предметы, учителями которых они планируют стать в будущем. Кроме этого, учащиеся педагогических классов должны обязательно освоить программу факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», утвержденную Министерством образования Республики Беларусь (размещается на портале Министерства образования и Национальном образовательном портале).

В случае, если в учреждении образования нет возможности сформировать педагогический класс по учебным предметам из числа желающих изучать обязательные факультативные занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», возможно обучение учащихся в различных классах одной параллели и объединение их в одну группу (педагогический класс) при изучении обязательного факультативного занятия.

В учреждении общего среднего образования с малым количеством классов на параллели возможно объединение учащихся в группу (педагогический класс) для изучения обязательного факультативного занятия из числа учащихся близлежащих учреждений образования, желающих освоить программу данного факультативного занятия (по принципу межшкольного факультативного занятия). В этом случае состав группы (педагогического класса) для проведения факультативного занятия «Введение в педагогическую профессию. X-XI класс»утверждаетсяприказом директора учреждения общего среднего образования, на базе которого организуется проведение данного факультативного занятия.

Открытие педагогических классов должно быть утверждено приказом учредителя и решением районного (городского) исполнительного комитета, которым утверждается сеть учреждений общего среднего образования на очередной учебный год.

Для ориентации на получение специальностей государственных органов обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь могут использоваться следующие учебные программы факультативных занятий:

– военно-патриотической (пограничной) направленности «Юный пограничник» – Минск: Национальный институт образования, 2015;

– «Защитники Отечества» (X-XI классов учреждений общего среднего образования) – Минск: Национальный институт образования, 2016.

При освоении программы указанного факультатива в полном объеме в аттестате об общем среднем образовании будет сделана запись «Усвоена программа факультативных занятий«Введение в педагогическую профессию. X-XI класс», или «Усвоена программа факультативных занятий «Защитники Отечества. X-XI класс» и т.д.

VI. Психолого-педагогическое сопровождение допрофильной подготовки и профильного обучения

Целью психолого-педагогического сопровождения профильного обучения является выявление, развитие и реализация профессионально-психологического потенциала учащихся, т.е.:

профессионально значимых качеств личности;

ключевых компетенций;

профессиональных и личностных интересов, ценностей, мировоззренческих взглядов, профессионально-этических норм и др.

Основные задачи психолого-педагогического сопровождениядопрофильной подготовки и профильного обучения учащихся:

– изучение интересов, склонностей, образовательных потребностей учащихся III ступени общего среднего образования;

– реализация принципов дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе на основе предоставления возможностей учащимся в построении индивидуальных образовательных маршрутов с учетом профессиональных интересов;

– расширение возможностей социализации учащихся на основе реализации принципа преемственности между общим средним и профессиональным образованием;

– формирование и развитие у учащихся ценностных ориентаций в сфере профессиональной деятельности, творческой самостоятельности, активности, исследовательских компетенций, обеспечивающих выпускнику возможности жить, трудиться, непрерывно совершенствоваться, быть конкурентоспособным на современном рынке труда;

– повышение уровня мотивации учащихся для получения качественного образования;

Основными направлениями психолого-педагогического сопровождения допрофильной подготовки и профильного обучения являются:

– психологическая диагностика учащихся с целью выявления уровня сформированности у учащихся представлений об особенностях выбора будущей профессиональной деятельности, определения характера ожиданий учащихся в профессиональном самоопределении;

– консультационная работа с педагогами и  законными представителями учащихсяпо оказанию им содействия в определении эффективных путей разрешения совместно с учащимися трудностей их профессионального определения, коррекциисубъект-субъектных отношений в процессе решения учащимися вопросов «выбора»;

– методическая работа с педагогическими работникамипо вопросам профессионального развития, теоретической и методической подготовки с учетом особенностей допрофильной и профильной подготовки учащихся;

– профилактическая работа, которая осуществляется педагогом-психологом и педагогом социальным, по оказанию поддержки каждому учащемуся в его личностном развитии и проектировании профессионального будущего;

– коррекционно-развивающая работас учащимися, которые испытывают трудности в профессиональном самоопределении для развития их профессиональных интересов на основе выявленных реальных возможностей и способностей личности;

 – аналитическая работа: изучение созданных условий, организации психолого-педагогической помощи учащимся, ее результатов в контексте допрофильной и профильной подготовки учащихся; анализ готовности подростка к осознанному выбору профессии, продолжению образования; оценка эффективности деятельности.

VII. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМИ КАДРАМИ

С целью повышения уровня профессиональной компетентности руководителей и специалистов по вопросам организации профильного обучения и допрофильной подготовки учащихся в учреждениях общего среднего образования в 2016/2017 учебном году государственным учреждением образования «Академия последипломного образования» запланировано проведение ряда мероприятий для различных категорий специалистов. Важнейшими из предлагаемых мероприятий являются:

· Повышение квалификации руководителей и заместителей руководителей учреждений общего среднего образования «Организационное, научно-методическое сопровождение профильного обучения на основе компетентностного подхода» (октябрь, ноябрь 2016 г.).

· Повышение квалификации специалистов СППС «Психолого-педагогическая поддержка профильного обучения в учреждениях общего среднего образования» (август 2016 г.).

· Повышение квалификации педагогических работников, выполняющих обязанности классных руководителей «Деятельность классного руководителя в условиях профильного обучения в учреждениях общего среднего образования» (август 2016 г.).

· Повышение квалификации заместителей директоров учреждений общего среднего образования по воспитательной и учебно-воспитательной работе «Особенности воспитательной работы в условиях профильного обучения в учреждениях общего среднего образования» (август 2016 г.).

· Тематический семинар для членов республиканской творческой группы учителей химии «Проектирование работы учителя химии с высокомотивированными учащимися» (июнь 2016 г.).

· Обучающие курсы для учителей английского языка «Проектирование педагогической деятельности учителя английского языка с высокомотивированными учащимися» (август 2016 г.).

· Обучающие курсы для учителей немецкого языка «Проектирование педагогической деятельности учителя немецкого языка с высокомотивированными учащимися» (август 2016 г.).

· Web-семинар для проректоров, начальников структурных подразделений институтов развития образования «Деятельность института развития образования по повышению качества дополнительного образования работников в условиях реализации профильного обучения» (сентябрь 2016 г.).

· Обучающие курсы для учителей химии «Совершенствование умений решения расчетных задач по химии различного уровня сложности» (октябрь 2016 г.).

· Тематический семинар для членов республиканской творческой группы учителей математики «Современные методы и технологии преподавания математики в условиях профильного обучения» (декабрь 2016 г.).

· Тематический семинар для членов республиканской творческой группы учителей физики «Современные методы и технологии преподавания физики в условиях профильного обучения» (декабрь 2016 г.).

На региональном уровне обеспечивается прежде всего методическое сопровождение профильного обучения по соответствующим учебным предметам. Для этого в рамках методической работы с учителями целесообразно использовать прежде всего активные формы обучения (летние школы, языковые и методические практикумы, повышение квалификации в дистанционной форме, обмен эффективным педагогическим опытом, семинары в online-формате, консультации и др.) с привлечением педагогов-практиков – учителей квалификационной категории «учитель-методист» и высшей квалификационной категории, которые имеют эффективный опыт работы в профильных классах.

Материалы по организации профильного обучения предлагаются также на сайтах Академии последипломного образования и областных и Минского городского институтов развития образования.

Заместитель Министра Р.С.Сидоренко

Приложение 1

Учебный план

государственного учреждения образования «Средняя школа № ---»

(X класс)

на 2016/2017 учебный год

№ пп Учебный предмет Количество часов в неделю по направлениям
матем.+ иностр. язык матем.+ физика матем.+ химия
I. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
1.1. Базовый элемент
1. Белорусский язык
2. Белорусская литература 2/1
3. Русский язык
4. Русская литература 1/2
5. Иностранный язык -
6. Математика -
7. Информатика
8. История Беларуси
9. Всемирная история
10. Обществоведение
11. География
12. Биология
13. Физика. Астрономия -  
14. Химия -
15. Физическая культура и здоровье
16. Допризывная и медицинская подготовка
Всего по базовому элементу на каждую группу
Всего по базовому элементу на класс
1.2. Повышенный элемент
1. Иностранный язык - -
2. Математика
3. Химия - -
4. Физика. Астрономия -  
  Всего по повышенному элементу на каждую группу
  Всего по повышенному элементу на класс
  Всего по обязательному компоненту на каждую группу
  Всего по обязательному компоненту на класс
1. Час здоровья и спорта -  
Стимулирующие и (или) поддерживающие занятия  
3. Факультативные занятия      
Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка
Общее количество часов, финансируемых из бюджета, в соответствии с типовым учебным планом
Требуется учебных часов факультативных занятий (за счет перераспределения из общего количества на учреждение)  

Приложение 2

Учебный план

государственного учреждения образования «Средняя школа № ---»

(X класс)

на 2016/2017 учебный год

№ пп Учебный предмет Количество часов в неделю по направлениям
физико-матем. филолог. химико-биолог. общест-воведч.
  I. ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
  1.1. Базовый элемент
1. Белорусский язык
2. Белорусская литература 2/1
3. Русский язык - (1)1
4. Русская литература 1/2
5. Иностранный язык - (3)
6. Математика -
7. Информатика
8. История Беларуси -
9. Всемирная история  
10. Обществоведение -
11. География
12. Биология - (2)
13. Физика. Астрономия -
14. Химия - («)
15. Физическая культура и здоровье
16. Допризывная и медицинская подготовка
Всего по базовому элементу на каждую группу
Всего по базовому элементу на класс
1.2. Повышенный элемент
1. Иностранный язык - - -
2. Математика - - -
3. Обществоведение - - -
4. Физика. Астрономия - - -
5. Русский язык - - -
6. Химия - - -
7. Биология - - -
8. История Беларуси - - - 3/2
  Всего по повышенному элементу на каждую группу 5/4
  Всего по повышенному элементу на класс 31/30
  Всего по обязательному компоненту на каждую группу 30/29
  Всего по обязательному компоненту на класс 58/57
1. Час здоровья и спорта
Стимулирующие и (или) поддерживающие занятия
Максимальная допустимая недельная учебная нагрузка
Общее количество часов, финансируемых из бюджета, в соответствии с типовым учебным планом
Требуется учебных часов факультативных занятий (за счет перераспределения из общего количества на учреждение) 22/21  

Наши рекомендации