Решите лингвистическую задачу (10 баллов)
В левой колонке приведены слова чешского языка, а в правой – их значения в произвольном порядке. Учитывая родственные связи чешского и русского языков, приведите в соответствие слова и их значения (5 б.); обоснуйте свой ответ (5 б.).
(Справка: в чешском языке сочетание букв ch обозначает звук, похожий на русский звук [х], буква h – такой же звук, как в словах ого, ага; буква y обозначает звук, похожий на русский [ы]; č - звук, похожий на русский [ч]; ž – звук, похожий на русский звук [ж]).
Слова чешского языка | Значения этих слов | Комментарий |
dorost dotyk dovažek dráha hlína hnilička holota hrabivost chapadlo chrup | перезрелая груша прикосновение довесок молодежь сброд корыстолюбие зубы щупальце земля трамвай |
1.4.Какие значения слова двор можно вывести на основании его производных? Сгруппируйте слова в соответствии с выделенными вами значениями (5 баллов).
Гостинодворец, дворик, дворище, дворник, дворняжка, дворовая (постройка), задворки, однодворец, подворная (перепись), подворье.
1.5. Прочитайте стихотворение и выполните задания:
Мой дом Мой дом везде, где есть небесный свод, Где только слышны звуки песен, Всё, в чём есть искра жизни, в нём живёт, Но для поэта он не тесен. До самых звёзд он кровлей достигает, И от одной стены к другой Далёкий путь, который измеряет Жилец не взором, но душой. | Есть чувство правды в сердце человека, Святое вечности зерно: Пространство без границ, теченье века Объемлет в краткий миг оно. И всемогущим мой прекрасный дом Для чувства этого построен, И осуждён страдать я долго в нём, И в нём лишь буду я спокоен. М.Ю. Лермонтов |
Сколько сложных предложений в тексте? (1 б.) Выделите основы в каждом сложном предложении. (2 б.) Составьте схему первого сложного предложения. 2 б.) (5 баллов).
2-й уровень ЛИТЕРАТУРА (5 заданий = 30 баллов). Выполните задания
2.1. Проанализируйте стихотворение М. Цветаевой «Окно». Почему М. Цветаева не использовала в этом стихотворении ни одного глагола? (9 баллов).
ОкноАтлантским и сладостным Дыханьем весны — Огромною бабочкойМой занавес — и —Вдовою индусскоюВ жерло златоустое,Наядою* сонноюВ моря заоконные… 5 мая 1923 | Вопросы и задания 1. Настроение, тональность стихотворения (1 б.). 2. Проблематика стихотворения (1 б.). 3. Предложите интерпретацию стихотворения, проведите параллели (3 б.). 4. Характерныепоэтические средства стихотворения (4 б.). |
* Наяды — в древнегреческой мифологии нимфы, богини, населяющие ручьи и озёра. В славянской мифологии Н. соответствуют русалки.
2.2. В каких произведениях ХIХ встречаются сцены бала или маскарада? Назовите не менее четырёх художественных произведений(2 б.)и их авторов (2 б.) (4 балла).
2.3. Определите имя писателя (поэта) по историко-биографическим или историко-литературным сведениям (3 балла):
а) «Сельцо Грешнево стоит на низовой Ярославско-Костромской дороге… барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства».
б) «В Баден-Бадене и в Париже, где он провел большую часть последних двадцати лет жизни, его по-прежнему волновали перипетии кипевшей на родине политической борьбы, последствия освобождения крестьян в 1861 г., вопрос о современном состоянии и будущем России».
в) «Без своей Ясной Поляны я трудно могу себе представить Россию и свое отношение к ней».
Определите размер стихотворения (3 балла).
И гордый Демон не отстанет,
Пока живу я, от меня,
И ум мой озарять не станет
Лучом чудесного огня.
Покажет образ совершенства
И вдруг отнимет навсегда.
И дав предчувствие блаженства,
Не даст мне счастья никогда.
М. Ю. Лермонтов