Художественно-творческая деятельность школьников, её виды.

ОЛекция № 1.

Тема: Предмет«Теория и методика обучения изобразительному искусству»

1. Цели и задачи курса

2. Художественно-творческая деятельность школьников, её виды

3. Художественный образ – основа всех видов художественно-творческой деятельности.

Цели и задачи курса.

Цель изучения дисциплины «Теория и методика обучения изобразительному искусству» – профессиональная подготовка студентов к преподавательской деятельности, к обучению школьников изобразительному искусству, освоению методов преподавания, развитие способностей организации художественно - творческой деятельности детей разного возраста.

Задачи дисциплины:

- овладение знаниями в области теории детского художественного творчества, возрастной эволюции изобразительной деятельности детей;

- развитие способностей к педагогическому руководству изобразительной деятельностью детей и подростков;

- формирование у студентов профессиональных навыков и приемов художественно-педагогической деятельности;

- формирование умений и навыков по планированию педагогической деятельности, по практическому руководству детским рисованием;

- формирование способностей к исследовательской работе по изучению детского и подросткового художественного творчества, к проведению экспериментальной работы в школе;

- усвоение цели и задачи преподавания изобразительного искусства в художественных студиях, кружках;

- овладение методами преподавания изобразительного искусства.

Курс «Теория и методика обучения изобразительному искусству» объединяет и обобщает материал, полученный в ходе изучения дисциплин психолого-педагогического блока и дисциплин предметной подготовки, предлагая пути и способы реализации полученных знаний в процессе педагогической практики. В ходе прохождения практики художественные и психолого-педагогические компетенции будущих учителей взаимно обогащаются и обеспечивают прочность знаний, связь теории с практикой.

В результате изучения курса теории и методики обучения изобразительному искусству и прохождения педагогической практики студенты приобретают следующие специальные компетенции:

1. Способность разбираться в содержании и требованиях программ по изобразительному искусству, в содержании и методическом аппарате школьных учебников, пособий; реализовывать требования программы, методические возможности учебников и пособий в учебно-воспитательной работе.

2. Умение адаптировать учебный материал по изобразительному искусству, предложенный программой, к конкретному контингенту учащихся, обоснованно выбирать методы педагогического воздействия, планировать уроки изобразительного искусства.

3. Умение определять уровень художественного развития учащихся, объем художественных знаний, умений и навыков у школьников, оценивать их; анализировать и классифицировать причины ошибок в изобразительной деятельности, организовать работу по их исправлению и предотвращению.

4. Владение способами решения следующих задач формирования художественной культуры учащихся: развитие нравственно-эстетической отзывчивости к прекрасному и безобразному в жизни и в искусстве, развитие творческой активности школьников; обучение языку изобразительного искусства на основе овладения художественными знаниями, умениями и навыками; формирование представлений об искусстве как образном отражении действительности.

5. Способность к руководству художественно-творческой деятельностью учащихся, осуществлению организации, планированию и контроля процесса создания художественного образа.

6. Умение изучать, анализировать, оценивать и использовать в собственной практике педагогический опыт учителей изобразительного искусства.

Художественно-творческая деятельность школьников, её виды.

В профессиональной подготовке учителей изобразительного искусства на современном этапе происходит смещение акцентов с подготовки к обучению школьников графической грамоте на подготовку к развитию креативности, творческих способностей учащихся. Оно основано на стремлении к обобщению противоречивых достижений прошлого, к многообразию концепций и технологий обучения искусству. Наблюдается также тенденция к системности и структурированности подходов в построении обучающих технологий художественной педагогики, главным ориентиром которых становится творческая составляющая. Формирование творческих качеств личности происходит, как известно, только в процессе подлинно творческой деятельности. Это утверждение является аксиомой и для профессионально-педагогической деятельности, направленной на подготовку специалистов в области художественного образования, и для собственно педагогической деятельности в области искусства, т.е. на художественное образование детей и подростков.

«Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое, всё равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке», – писал Л.С.Выготский.

Художественно-творческой деятельностью мы можем по аналогии назвать такую деятельность человека, которая создаёт нечто новое в области искусства. Результатом творческой деятельности может быть художественное произведение, отвечающее определенным профессиональным требованиям или критериям художественности. Деятельность по восприятию искусства также может носить художественно-творческий характер, если она предполагает восприятие, переживание и оценку художественных явлений.

«Художественно-творческая деятельность ребёнка – это деятельность по созданию новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в рисунке, лепке, аппликации и т.д.), а также деятельность по восприятию и переживанию художественных явлений, которая с необходимостью содержит эстетические оценки действительности и искусства» Продукты художественно-творческой деятельности – рисунок, а также мысли и чувства, возникающие при его создании, содержат эстетическую оценку действительности. «Детское искусство начинается там, где начинаются эстетические оценки воспринимаемой действительности, хотя сама работа детей в этой области есть творчество, но не обязательно искусство» – писал В.С. Щербаков.

Художественно-творческая деятельность подразумевает определённый уровень развития художественно-творческих способностей учащихся. Они не могут развиваться вне практической изобразительной и художественной деятельности. В процессе освоения средств художественного выражения, оперирования цветом, линией, формой, объёмом у ребёнка формируются особые качества мышления, способность к нетривиальному решению проблем.

Наряду с художественно-творческой деятельностью, в художественной педагогике принято выделять изобразительную деятельность–деятельность учебно-познавательного плана, направленную на создание «правильного» или «грамотного» изображения, предполагающего передачу визуальных признаков предмета – конструкции, пропорций, объема, освещенности, объема, фактуры, цвета. Овладение изобразительной деятельностью предполагает способность к особому, художественному видению, с одной стороны, с другой – готовность к воплощению своего понимания увиденного, своих впечатлений в конкретном художественном материале, с третьей – способность переносить полученные знания и умения в новые условия.

Художественно-творческая деятельность – более широкое понятие, включающее в себя решение изобразительных задач, а значит, и элементы изобразительной деятельности, но кроме этого, и более сложные задачи – передача отношения, настроения, образной характеристик изображаемого.

Художественное творчество присутствует там, где ребёнок создаёт (в рисунке, лепке, аппликации) нечто новое для себя – находит новые способы изображения, композиционные приёмы, новые выразительные средства.

Руководство художественно-творческим развитием ученика, его самоопределение через деятельность по овладению изобразительным искусством осуществляются через педагогическое планирование, организационное обеспечение художественно-творческого процесса, корректирование и анализ результата. Овладевая практическими умениями в области обучения искусству, студенты должны постичь многоаспектность педагогического воздействия на личность ребенка в художественном воспитании, что требует способностей к конструированию особых подходов к руководству детским творчеством.

Виды детской художественно-творческой деятельности: изобразительная, декоративная, конструктивная.

Изобразительная: рисование (графика, живопись, нетрадиционные техники).

Декоративная: аппликация, лепка, коллаж.

Конструктивная: конструирование (плоскостное, объёмное).

3. Художественный образ – основа всех видов художественно-творческой деятельности.

Подготовка будущих учителей изобразительного искусства к руководству процессом художественно-творческого развития школьников предполагает всестороннее знание сущности творческого процесса и его основных этапов.

Целью художественно-творческой деятельности является создание художественного образа. В решении художественно-образной задачи выделяют следующие стадии:

1. Столкновение с неожиданной, ещё не сформулированной художественной задачей, которая вызывает недоумение, так как не соответствует обычному представлению.

2. Формирование образа решения художественного замысла.

3. Пробы решений, воплощение художественного замысла в эскизах и этюдах с целью выбора наиболее адекватного образу способа изложения.

4. Фаза открытия, внезапного усмотрения решения, озарения, то есть возникновения в сознании субъекта ясного, детального представления образа, его реализация в материале.

5. Фаза проверки, при которой полученный результат проверяется на соответствие замыслу, мысленному образу.

Рождение образа – процесс, который требует создания специальных условий, руководство эти процессом требует от педагога понимания природы такого явления, как художественный образ.

Художественный образ, как специфическая форма отражения объективной действительности в искусстве, является результатом мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.Раскрытие понятия «художественный образ» позволит нам глубже рассмотреть сущность художественной деятельности. Проблему образа в искусстве исследовали как с философских, так с психолого-педагогических позиций (Ю.Б. Борев, В.П. Бранский, В.В. Ванслов, Н.Н. Волков, Е.С. Громов, В.П. Зинченко, М.С. Каган, Л.Г. Медведев, С.Х. Раппопорт, Б.П. Юсов и др.). Б.П. Юсов считал, что художественный образ «является наиболее концентрированным выражением культуры, её мировым языком, предметом и продуктом художественного творчества и продуктивного мышления».

В каждом виде искусства художественный образ имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с другой – характером материала. Рассмотрение внутреннего качественного своеобразия художественного образа позволяет выявить его сущность: проявление выразительности через изобразительность, единство содержания и формы, рационального и эмоционального, логического и интуитивного, общего и индивидуального, объективного и субъективного.

Художественный образ представляет собой целостное образование, в котором идеальное и материальное начала пребывают в неразрывном единстве, потому что содержательная сторона художественного образа воплощается в той или иной материальной форме. Именно с художественным образом связана способность искусства доставлять человеку глубокое эстетическое наслаждение, пробуждающее в нем чувство прекрасного.

Отличительной чертой художественного образа является новизна, возникающая из-за стремления запечатлеть индивидуальное понимание, видение, а соответственно и новое неповторимое сочетание, возникающее во взаимодействии человека с миром. Новизна является важнейшим критерием истинности художественного образа. Осваивая один и тот же жизненный материал, раскрывая одну и ту же тему на основе общих идей, разные художники создают разные произведения.

Важнейшим фактором существования художественного образа является обобщение, т.е. умение отыскивать общие, типические черты, представляющие как бы сгусток характерных свойств многих подобных вещей или предметов, жизненных явлений.

Правдивость художественного обобщения выражается через условность изображения. Цель художественной условности – найти наиболее адекватные формы существенному, заключающемуся в этих формах, с тем, чтобы выявить смысл, придав ему наиболее экспрессивное метафорическое звучание.

Создание или преобразование художественных образов является основой всех художественных профессий и специальностей, но степень условности зависит от особенностей образного отражения действительности, от «языка» различных видов и жанров искусства. Следует пояснить, что под «языком искусства» понимается совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественного образа, т.е. изобразительно-выразительных средств.

Как основе создания художественного образа в творческом процессе Б.П. Юсов большое значение придавал воображению. По его мнению, воображение – это вектор будущего, основа творчества, предполагающего форму для воплощения мечты и устремлений человека. Ученый разводит понятия «воображение» и «творчество». Творчество он рассматривает как деловую сторону художественного продукта, уровня его внешнего совершенства – в профессиональных понятиях. Воображение – как ведущее качество духовного проявления человека в искусстве и как важнейшая составляющая формирования культуры.

Лекция №2.

Наши рекомендации