I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока. II. Проверка домашнего задания
II. Проверка домашнего задания
III. Орфографическая разминка
Р.бина раскинула гроздья-
И тоненькой веткой д..вно, .
Как будто нежданная гост..я,
(Не)смело стучится в ..кно.
Румянец, да свеж..сть, да сила,
Да молодость — все по пл..чу!
Лишь солнышка ч..ть (не) хв..тило,
На каждую гроз..ь — по луч.. . В. Якуничева
— Вставьте пропущенные орфограммы, раскройте скобки.
— Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами предложения.
— Назовите имена существительные 1-го склонения.
IV. Чистописание
рябина ребенок ремонт
— Что объединяет эти слова? (Это имена существительные.)
— Чем они отличаются? (Рябина — имя существительное 1-го склонения.)
— Составьте со словами словосочетания (устно).
Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин. В. Волина
— Подберите синонимы к слову алый.
— Какие слова употреблены в переносном значении?
— Обозначьте склонение имен существительных.
V. Работа с учебником
Наблюдение за окончаниями имен существительных множественного
числа в родительном падеже.
1.Упр. 213, с. 129; упр. 214, с. 129.
Физкультминутка
2. Работа с правилом (с. 129).
3. Самостоятельная работа изложение текста-описания упр.211
VI. Рефлексия
— Какие окончания имеют имена существительные множественного
числа 1-го, 3-го склонений в родительном падеже? :
Домашнее задание
Упр. 216, с. 130; правило (с. 129).
Урок 45. Тема: Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе в дательном, творительном и предложном падежах. Контрольный словарный диктант.
Цели:обобщить знания о правописании падежных окончаний имен существительных во множественном числе; развивать речь и орфографическую зоркость учащихся; показать красоту зимней природы.
Ход урока
I. Организационный момент. Сообщение темы и целей урока
II. Проверка домашнего задания
III. Орфографическая разминка
М..роз тр..щит, з..ма м..тет,
Сн..гирь как маков цвет цв..тет,
П..ет и В..с..ЛИТСЯ,
М..роза не б..ится.
Да что ему, друз..я м..ро..,
Когда он на м..розе рос,
Ветрами умывался,
М..розом зак..лялся.
М. Хведорович
— Объясните написание выделенных орфограмм.
— Объясните постановку знаков препинания в сложном предложении, в предложении с однородными членами, в предложении с обращением.
— Подчеркните имя существительное во множественном числе. Определите его склонение, падеж. Выделите окончание.
IV. Чистописание
сн..гирь сне..ный сн..гопад
— Что объединяет эти слова? (Эти слова однокоренные.) Обозначьте в словах корень, подберите однокоренные слова.
— Составьте со словами предложения (устно).
Проплясали по снегам
Снежные метели.
Снегири снеговикам
Песню просвистели.
С. Погореловский
— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.
— В однокоренных словах выделите корень.
V. Работа с учебником
1. Упр. 217, с. 131;
— Укажите падеж имен существительных, выделите окончания.
2. Работа с правилом (с. 132).
Физкультминутка
3. Письмо по памяти.
Загадка:
Каждый го., я к вам л..чу — -
3..мовать у вас х.лу.
И еще кр..сней з..мой .
Ярко-красный галстук мой.
(Снегирь.)
— Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.
— Что вы знаете о снегирях? Почему их называют" <<перелётными»
птицами?
4. Работа с текстом:
С наступлением первых замаразков к нам прилитают снигири.
Осинью снигири собираются в стайки. Литают по лисам, садам, паркам. Клюют ягады ребины, боярышника и шыповника. Гнездышко сни-гиря свито из тонких сухих прутиков, мха, лишайников и выстлано пухом и перьями. Висну, лето и осинь снигири праводят в тиши густых дремучих северных лисов.
Т. Шорыгина
— Исправьте ошибки в написании слов. Объясните свой выбор.
— Выделите окончания имен существительных множественного числа. Обозначьте их падеж.
Физкультминутка
5. Упр. 218, с. 132. Выполнение упражнения согласно заданиям учебника.
6. Объясните написание пропущенных букв в корне и в окончаниях имен существительных.
Ни зер..н, ни тр..вин..к —
Г..лодная п..ра!
Бл..стят иголки льдин..к,
Исчезла м..шкара.
Но здесь, в с.ду за школ..й,
Среди седых в..твей,
Готов обе., в.селый
Для птич..к у д..тей.
М. Пожарова
—Обозначьте падеж имен существительных.
7.Работа с деформированным текстом:
1) Но очень скоро лес превратится в настоящ..ю зимнюю ска..ку. 2) Еще спит заснеженный лес. 3) Поблескивают сер .бристымин..рядамир..бинки и б..р..зки. 4) Но вот солнечные лучи касаются в..рхушек д.ревьев. 5) Св..ркают з..л..тыми искринками сугробы и кусты. 6) Пр..рода л..ниво присыпается. 7) Их еще только сле..ка коснулось солнышко. 8) Пасмурь и серость в л..су постепенно исчезают.
— Расположите предложения в нужном порядке, чтобы получился связный текст.
— Объясните написание пропущенных букв.
— Выделите окончания имен существительных множественного числа. Укажите их падеж.
8. Работа с текстом:
1) Зимой, сказочен, лес, чудесен. 2) Снег, белый, на, пушистый, повис, ветвях. 3) По, вершинам, красногрудые, обсыпанным, перелетают, шишками, снегири. 4) Попискивают, хлопотдивые, в, синицы, сучьях, возятся, тихо. 5) На, лисьи, пухлых, узором, заячьи, написаны, cyгробах, хитрым, следы.
— Составьте из слов предложения.
— Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.
— Объясните постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами.
— Выделите окончания имен существительных множественного числа, укажите их падеж.
Обобщение знаний об имени существительном. Учащиеся отвечают на вопросы на с. 133
VI. Рефлексия
— В каких падежах в окончаниях имен существительных множественного числа пишутся буквы а, я?
Домашнее задание
Упр. 219, с. 133; правило (с. 132).
Урок 46. Тема: Проверочный диктант по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Цели:проверить умение правильно писать безударные падежные окончания имен существительных, определять падеж и склонение имен существительных.
Ход урока