III.Информационно-методическая часть
Учебная программа
Первой учебной практики по основной специальности
для специальности / специализации:
1–03 04 01 Социальная педагогика.
1–03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность
Согласовано: декан факультета _____________________________
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры
протокол № ________ от «_____» _____________ 20__ г.
Минск 2012
Пояснительная записка
Первая учебная практика по основной специальности студентов III курса осуществляется на базе общеобразовательных школ в течение 4-х недель и является важным этапом практической подготовки будущего социального педагога.
Цель практики: закрепление профессиональных теоретических и практических знаний студентов и их реализация в практической деятельности, обеспечение овладения студентами основными умениями, необходимыми для работы социального педагога в условиях школы.
Задачи практики:
- ознакомление со спецификой социально-педагогической работы в условиях школы, ее организацией;
- изучение основных направлений деятельности и функций социального педагога в школе;
- изучение микрорайона школы, форм работы социального педагога в микрорайоне;
- формирование и развитие у студентов умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом и педагогами;
- формирование умений устанавливать профессионально-этические отношения с родителями (лицами, их замещающими) детей;
- совершенствование коммуникативных, организаторских, диагностических, дидактических, аналитических умений и профессионально значимых личностных качеств; формирование умений и навыков проектирования.
Программа практики направлена на выработку у студентов следующих умений:
· эффективно использовать на практике полученные теоретические знания;
· анализировать социальные факторы и условия социально-педагогических явлений фактов;
· анализировать состояние социально-педагогической работы в деятельности учреждения образования;
· осуществлять сбор, анализ и интерпретацию информации о состоянии процесса социального воспитания в общеобразовательной школе;
· осуществлять социально-педагогическое взаимодействие с детьми;
· осуществлять анализ социальной ситуации ребенка, разрабатывать и проводить программу социально-педагогической помощи;
· анализировать результаты своей педагогической деятельности.
Дифференцированный зачет выставляется при условии выполнения всех заданий и предоставлении отчетной документации студентом-практикантом в заключительный день практики. Практика оценивается по 10- балльной системе.
Итоговая конференция на факультете проводится факультетским руководителем совместно с групповыми методистами при участии студентов не позднее, чем через две недели с момента окончания практики.
I. Организация практики
Практика начинается с установочной конференции. Студенты знакомятся с программой практики, распределяются по объектам, проводится беседа с групповым руководителем.
На базе практики студенты знакомятся с администрацией школы, структурой школы, ее материально-технической базой.
На период практики студенты работают непосредственно с социальным педагогом школы.
II. Содержание практики
Практика включает:
1) ознакомление студентов:
• со школой, администрацией,социально-педагогической и психологической службой;
• со спецификой организации социально-педагогической работы в школе, ее направлениями;
2) изучение студентами:
• работы социального педагога в школе;
• опыта работы социально-педагогической и психологической службы школы и работы социального педагога в системе и структуре службы;
• совместной работы социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора в системе работы специалистов социально-педагогической и психологической службы;
• особенностей работы социального педагога в микрорайоне;
• системы работы социального педагога с семьей;
3) самостоятельную работу студентов:
• наблюдение за методикойсоциально-педагогических взаимодействий социального педагога;
• наблюдение за классным коллективом;
• проведение исследования по теме курсовой работы;
• изучение микрорайона школы и составлениеего социально-педагогического паспорта;
• социально- педагогическое и психолого-педагогическое изучение личности школьника;
• участие студентов в социально-значимых делах класса (школы) и проведение мероприятия с изучаемой группой учащихся;
• организация диалога с родителями по результатам диагностики референтной группы (совместно с социальным педагогом);
• посещение семьи, составление акта обследования семьи.
Результаты самостоятельной работы студентов отражаются в «Дневнике практики».
III.Информационно-методическая часть
Календарный план практики
1 неделя
Содержание деятельности студентов:
Установочная конференция: цели, задачи, содержание, организация практики, план ее проведения, требования к деятельности студентов в период практики в школе.
Распределение студентов по школам в соответствии с приказом ректора.
Общее знакомство со школой, администрацией; собеседование с социальным педагогом. Распределение студентов по классам согласно предложениям социального педагога школы (закрепление по классам не является обязательным и обусловлено организацией деятельности студентов в роли социальных педагогов).
Установочная беседа группового руководителя и социального педагога школы со студентами.
Изучение направлений социально-педагогической деятельности в школе. Проведение интервью «Деятельность социального педагога в школе». Изучение важнейших функций социального педагога.
Изучение основных нормативно-правовых документов, регламентирующих работу школы, а также с документов, определяющих статус и основные функциональные обязанности социального педагога. Оформление краткой характеристики нормативно-правовой базы деятельности социального педагога в школе.
Изучение документации социально-педагогической работы.
Изучение целевых комплексных воспитательных программ школы.
2 неделя
Содержание деятельности студентов:
Изучение направлений деятельности и форм сотрудничества социального педагога в микрорайоне школы.
Составление описательной характеристики инфраструктуры микрорайона школы. Составление социально-педагогического паспорта микрорайона школы.
Изучение диагностического инструментария в работе социального педагога и социально-педагогической и психологической службы школы.
Изучение направлений профилактической деятельности социального педагога и социально-педагогической службы школы.
Изучение работы социального педагога по организации досуговой и социально-значимой деятельности.
Организация и проведение творческого дела с детским коллективом.
3 неделя
Содержание деятельности студентов:
Изучение совместной работы социального педагога, педагога-психолога и других специалистов в системе социально-педагогической и психологической службы. Изучение деятельности социально-педагогической службы школы. Участие в заседаниях Педагогического совета школы, Совета профилактики правонарушений, КДН.
Изучение сотрудничества социально-педагогической и психологической службы школы, взаимодействия социального педагога с РУВД, ИДН, КДН, ЖЭС, ЖРЭУ, другими социальными инфраструктурами.
Участие студентов, оказание помощи в подготовке и проведении досуговых, социально-значимых дел общешкольного или классного характера.
Изучение семьи школьника. Составление социально-педагогического описания семьи ребенка, нуждающегося в социально-педагогической помощи и поддержке.
4 неделя
Содержание деятельности студентов:
Составление схемы контактного взаимодействия социального педагога в процессе социально-педагогической работы.
Составление описательных характеристик различных категорий учащихся школы, нуждающихся в социально-педагогической помощи и поддержке. Составление социально-психологического и социально-педагогического портрета учащегося. Составление социально-педагогической карты-характеристики школьника.
Помощь классным руководителям в проведении воспитательных мероприятий с учащимися класса.
Помощь социальному педагогу в оформлении документации социально-педагогической работы.
Круглый стол по итогам практики с участием студентов-практикантов, социально-педагогической службы школы, групповых руководителей практики.
Обработка результатов практики и составление отчетной документации.
Итоговая конференция, творческий отчет студенческих групп и выступление руководителей.
Задания
Задание 1. Составление социально-педагогического паспорта школы (прил.1).
Задание 2. Изучение и анализ опыта работы социального педагога и социально-педагогической службы школы.
Задание 3. Составление социально-педагогического паспорта микрорайона школы (прил.2). Осуществление анализа социальных потребностей и проблем в микрорайоне.
Задание 4. Проведение опроса-интервью «Деятельность социального педагога в школе» (с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом) (прил. 3).
Задание 5. Ознакомление с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность школы, а также с документами, определяющими статус и основные функциональные обязанности социального педагога, оформление краткой характеристики нормативно-правовой базы деятельности социального педагога в школе.
Задание 6. Изучение важнейших направлений работы и функциональных обязанностей социального педагога в школе (прил. 4).
Задание 7. Ознакомление с планом работы социального педагога и другой документацией.
Задание 8. Изучение диагностического инструментария в работе социального педагога и социально-педагогической службы школы.
Задание 9. Изучение важнейших направлений профилактической деятельности социального педагога и социально-педагогической службы школы. Выявление основных форм, методов и содержания социально-педагогической профилактики в работе с учащимися.
Задание 10. Изучение деятельности социально-педагогической службы школы, совместной работы социального педагога, педагога-психолога и педагога-организатора. Участие в заседаниях Педагогического совета школы, Совета профилактики правонарушений, КДН.
Задание 11. Составление схемы контактного взаимодействия социального педагога в процессе социально-педагогической работы.
Задание 12. Изучение сотрудничества социально-педагогической и психологической службы школы, взаимодействия социального педагога с РУВД, ИДН, КДН, ЖЭС, ЖРЭУ, другими социальными инфраструктурами (УО, СПЦ, социальные приюты, приемники-распределители и т.п.) (посещение совместно с социальным педагогом школы).
Задание 13. Изучение целевых комплексных воспитательных программ школы.
Задание 14. Изучение семьи школьника (участие в рейде «Семья» (совместно с социальным педагогом), посещение детей и семей, находящихся в СОП), составление акта обследования материально-бытовых условий проживания учащегося (прил. 5).
Задание 14. составление описательной характеристики семьи школьника, нуждающегося в социально-педагогической помощи и поддержке.
Задание 15. Составление социально-педагогического и социально-психологического портретов школьника.
Задание 16. Составление социально-педагогической карты-характеристики школьника (прил.6).
Задание 17. Помощь социальному педагогу в оформлении документации социально-педагогической работы.
Задание 18. Организация социально-педагогической помощи школе, участие в проведении социально-значимых дел. Задание выполняется в течение всей практики под руководством социального педагога школы и включает в себя:
- участие в социально-педагогической деятельности школы;
- участие в разработке социально-значимых дел с различными категориями
учащихся;
- индивидуальную социально-педагогическую помощь учащимся;
- проведение диагностического обследования учащихся, семей по заданиям
социального педагога и других специалистов социально-педагогической и
психологической службы школы;
- помощь классным руководителям в организации социально значимых дел
с учащимися класса.
Задание 19. Разработка сценария и проведение коллективного творческого дела с учащимися школы.
Задание 20. Осуществление самоанализа и самооценки реализации и результатов социально педагогической практики в школе, перспективы дальнейшего профессионального совершенствования.
Содержание и результаты деятельности фиксируются в «Дневнике практики».
Форма отчетности:
1) дневник практики с самоанализом-отчетомсвоей деятельности в роли социального педагога;
2) социально-педагогический паспорт школы;
3) социально-педагогический паспорт микрорайона;
4) обработанные результаты интервью с социальным педагогом школы;
5) анализ опыта работы социального педагога и социально-педагогической службы школы;
6) краткая характеристика нормативных документов, используемых в деятельности социального педагога;
7) основные направления деятельности социального педагога (с указанием на приоритетные);
8) анализ функциональных обязанностей социального педагога;
9) план работы социального педагога;
10) анализ диагностического инструментария в работе социального педагога и социально-педагогической службы школы;
11) анализ основных направлений профилактической деятельности социального педагога и социально-педагогической службы школы, основных форм, методов и содержания социально-педагогической профилактики в работе с учащимися;
12) план-сценарий мероприятия, разработанного и проведенного студентом;
13) материалы изучения семьи;
14) социально-педагогическая карта-характеристика школьника;
15) отзыв супервизора (социального педагога школы) о работе студента в период прохождения практики.
Дневник с самоанализом-отчетом студента-практиканта подписывает социальный педагог школы. Отчетная документация предоставляется групповому руководителю в трехдневный срок после окончания практики.