III.Информационно-методическая часть

Учебная программа

Первой учебной практики по основной специальности

для специальности / специализации:

1–03 04 01 Социальная педагогика.

1–03 04 02 Социальная педагогика. Дополнительная специальность

Согласовано: декан факультета _____________________________

Рассмотрено и рекомендовано к утверждению на заседании кафедры

протокол № ________ от «_____» _____________ 20__ г.

Минск 2012

Пояснительная записка

Первая учебная практика по основной специальности студентов III курса осуществляется на базе общеобразовательных школ в течение 4-х недель и является важным этапом практической подготовки будущего социального педагога.

Цель практики: закрепление профессиональных теоретических и практических знаний студентов и их реализация в практической деятельности, обеспечение овладения студентами основными умениями, необходимыми для работы социально­го педагога в условиях школы.

Задачи практики:

- ознакомление со спецификой социально-педагогической работы в условиях школы, ее организацией;

- изучение основных направлений деятельности и функций социального педагога в школе;

- изучение микрорайона школы, форм работы социального педагога в микрорайоне;

- формирование и развитие у студентов умений и навыков самостоятельной работы с детским коллективом и педагогами;

- формирование умений устанавливать профессионально-этические отношения с родителями (лицами, их замещающими) детей;

- совершенствование коммуникативных, организаторских, диагностических, дидактических, аналитических умений и профессионально значимых личностных качеств; формирование умений и навыков проек­тирования.

Программа практики направлена на выработку у студентов следующих умений:

· эффективно использовать на практике полученные теоретические знания;

· анализировать социальные факторы и условия социально-педагогических явлений фактов;

· анализировать состояние социально-педагогической работы в деятельности учреждения образования;

· осуществлять сбор, анализ и интерпретацию информации о состоянии процесса социального воспитания в общеобразовательной школе;

· осуществлять социально-педагогическое взаимодействие с детьми;

· осуществлять анализ социальной ситуации ребенка, разрабатывать и проводить программу социально-педагогической помощи;

· анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Дифференцированный зачет выставляется при условии выполнения всех заданий и предоставлении отчетной документации студентом-практикантом в заключительный день практики. Практика оценивается по 10- балльной системе.

Итоговая конференция на факультете проводится факультетским руководителем совместно с групповыми методистами при участии студентов не позднее, чем через две недели с момента окончания практики.

I. Организация практики

Практика начинается с установочной конференции. Студенты знакомятся с программой практики, распределяются по объектам, проводится беседа с групповым руководителем.

На базе практики студенты знакомятся с администрацией школы, структурой школы, ее материально-технической базой.

На период практики студенты работают непосредственно с социальным педагогом школы.

II. Содержание практики

Практика включает:

1) ознакомление студентов:

• со школой, администрацией,социально-педагогической и психологической службой;

• со спецификой организации социально-педагогической работы в школе, ее направлениями;

2) изучение студентами:

• работы социального педагога в школе;

• опыта работы социально-педагогической и психологической службы школы и работы социального педагога в системе и структуре службы;

• совместной работы социального педагога, педагога-психолога, педагога-организатора в системе работы специалистов социально-педагогической и психологической службы;

• особенностей работы социального педагога в микрорайоне;

• системы работы социального педагога с семьей;

3) самостоятельную работу студентов:

• наблюдение за методикойсоциально-педагогических взаимодействий социального педагога;

• наблюдение за классным коллективом;

• проведение исследования по теме курсовой работы;

• изучение микрорайона школы и составлениеего социально-педагогического паспорта;

• социально- педагогическое и психолого-педагогическое изучение личности школьника;

• участие студентов в социально-значимых делах класса (школы) и проведение мероприятия с изучаемой группой учащихся;

• организация диалога с родителями по результатам диагностики референтной группы (совместно с социальным педагогом);

• посещение семьи, составление акта обследования семьи.

Результаты самостоятельной работы студентов отражаются в «Дневнике практики».

III.Информационно-методическая часть

Календарный план практики

1 неделя

Содержание деятельности студентов:

Установочная конференция: цели, задачи, содержание, организация практики, план ее про­ведения, требования к деятельности студентов в период практики в школе.

Распределение студентов по школам в соответствии с приказом ректора.

Общее знакомство со школой, администрацией; собеседование с социальным педагогом. Распределение студентов по классам согласно предложениям социального педагога школы (закрепление по классам не является обязательным и обусловлено организацией деятельности студентов в роли социальных педагогов).

Установочная беседа группового руководителя и социального педагога школы со студентами.

Изучение направлений социально-педагогической деятельности в школе. Проведение интервью «Деятельность социального педагога в школе». Изучение важнейших функций социального педагога.

Изучение основных нормативно-правовых документов, регламентирующих работу школы, а также с документов, определяющих статус и основные функциональные обязанности социального педагога. Оформление краткой характеристики нормативно-правовой базы деятельности социального педагога в школе.

Изучение документации социально-педагогической работы.

Изучение целевых комплексных воспитательных программ школы.

2 неделя

Содержание деятельности студентов:

Изучение направлений деятельности и форм сотрудничества социального педагога в микрорайоне школы.

Составление описательной характеристики инфраструктуры микрорайона школы. Составление социально-педагогического паспорта микрорайона школы.

Изучение диагностического инструментария в работе социального педагога и социально-педагогической и психологической службы школы.

Изучение направлений профилактической деятельности социального педагога и социально-педагогической службы школы.

Изучение работы социального педагога по организации досуговой и социально-значимой деятельности.

Организация и проведение творческого дела с детским коллективом.

3 неделя

Содержание деятельности студентов:

Изучение совместной работы социального педагога, педагога-психолога и других специалистов в системе социально-педагогической и психологической службы. Изучение деятельности социально-педагогической службы школы. Участие в заседаниях Педагогического совета школы, Совета профилактики правонарушений, КДН.

Изучение сотрудничества социально-педагогической и психологической службы школы, взаимодействия социального педагога с РУВД, ИДН, КДН, ЖЭС, ЖРЭУ, другими социальными инфраструктурами.

Участие студентов, оказание помощи в подготовке и проведении досуговых, социально-значимых дел общешкольного или классного характера.

Изучение семьи школьника. Составление социально-педагогического описания семьи ребенка, нуждающегося в социально-педагогической помощи и поддержке.

4 неделя

Содержание деятельности студентов:

Составление схемы контактного взаимодействия социального педагога в процессе социально-педагогической работы.

Составление описательных характеристик различных категорий учащихся школы, нуждающихся в социально-педагогической помощи и поддержке. Составление социально-психологического и социально-педагогического портрета учащегося. Составление социально-педагогической карты-характеристики школьника.

Помощь классным руководителям в проведении воспитательных мероприятий с учащимися класса.

Помощь социальному педагогу в оформлении документации социально-педагогической работы.

Круглый стол по итогам практики с участием студентов-практикантов, социально-педагогической службы школы, групповых руководителей практики.

Обработка результатов практики и составление отчетной документации.

Итоговая конференция, творческий отчет студенческих групп и выступление руководителей.

Задания

Задание 1. Составление социально-педагогического паспорта школы (прил.1).

Задание 2. Изучение и анализ опыта работы социального педагога и социально-педагогической службы школы.

Задание 3. Составление социально-педагогического паспорта микрорайона школы (прил.2). Осуществление анализа социальных потребностей и проблем в микрорайоне.

Задание 4. Проведение опроса-интервью «Деятельность социального педагога в школе» (с заместителем директора по воспитательной работе, социальным педагогом) (прил. 3).

Задание 5. Ознакомление с основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими деятельность школы, а также с документами, определяющими статус и основные функциональные обязанности социального педагога, оформление краткой характеристики нормативно-правовой базы деятельности социального педагога в школе.

Задание 6. Изучение важнейших направлений работы и функциональных обязанностей социального педагога в школе (прил. 4).

Задание 7. Ознакомление с планом работы социального педагога и другой документацией.

Задание 8. Изучение диагностического инструментария в работе социального педагога и социально-педагогической службы школы.

Задание 9. Изучение важнейших направлений профилактической деятельности социального педагога и социально-педагогической службы школы. Выявление основных форм, методов и содержания социально-педагогической профилактики в работе с учащимися.

Задание 10. Изучение деятельности социально-педагогической службы школы, совместной работы социального педагога, педагога-психолога и педагога-организатора. Участие в заседаниях Педагогического совета школы, Совета профилактики правонарушений, КДН.

Задание 11. Составление схемы контактного взаимодействия социального педагога в процессе социально-педагогической работы.

Задание 12. Изучение сотрудничества социально-педагогической и психологической службы школы, взаимодействия социального педагога с РУВД, ИДН, КДН, ЖЭС, ЖРЭУ, другими социальными инфраструктурами (УО, СПЦ, социальные приюты, приемники-распределители и т.п.) (посещение совместно с социальным педагогом школы).

Задание 13. Изучение целевых комплексных воспитательных программ школы.

Задание 14. Изучение семьи школьника (участие в рейде «Семья» (совместно с социальным педагогом), посещение детей и семей, находящихся в СОП), составление акта обследования материально-бытовых условий проживания учащегося (прил. 5).

Задание 14. составление описательной характеристики семьи школьника, нуждающегося в социально-педагогической помощи и поддержке.

Задание 15. Составление социально-педагогического и социально-психологического портретов школьника.

Задание 16. Составление социально-педагогической карты-характеристики школьника (прил.6).

Задание 17. Помощь социальному педагогу в оформлении документации социально-педагогической работы.

Задание 18. Организация социально-педагогической помощи школе, участие в проведении социально-значимых дел. Задание выполняется в течение всей практики под руководством социального педагога школы и включает в себя:

- участие в социально-педагогической деятельности школы;

- участие в разработке социально-значимых дел с различными категориями

учащихся;

- индивидуальную социально-педагогическую помощь учащимся;

- проведение диагностического обследования учащихся, семей по заданиям

социального педагога и других специалистов социально-педагогической и

психологической службы школы;

- помощь классным руководителям в организации социально значимых дел

с учащимися класса.

Задание 19. Разработка сценария и проведение коллективного творческого дела с учащимися школы.

Задание 20. Осуществление самоанализа и самооценки реализации и результатов социально педагогической практики в школе, перспективы дальнейшего профессионального совершенствования.

Содержание и результаты деятельности фиксируются в «Дневнике практики».

Форма отчетности:

1) дневник практики с самоанализом-отчетомсвоей деятельности в роли социального педагога;

2) социально-педагогический паспорт школы;

3) социально-педагогический паспорт микрорайона;

4) обработанные результаты интервью с социальным педагогом школы;

5) анализ опыта работы социального педагога и социально-педагогической службы школы;

6) краткая характеристика нормативных документов, используемых в деятельности социального педагога;

7) основные направления деятельности социального педагога (с указанием на приоритетные);

8) анализ функциональных обязанностей социального педагога;

9) план работы социального педагога;

10) анализ диагностического инструментария в работе социального педагога и социально-педагогической службы школы;

11) анализ основных направлений профилактической деятельности социального педагога и социально-педагогической службы школы, основных форм, методов и содержания социально-педагогической профилактики в работе с учащимися;

12) план-сценарий мероприятия, разработанного и проведенного студентом;

13) материалы изучения семьи;

14) социально-педагогическая карта-характеристика школьника;

15) отзыв супервизора (социального педагога школы) о работе студента в период прохождения практики.

Дневник с самоанализом-отчетом студента-практиканта подписывает социальный педагог школы. Отчетная документация предоставляется групповому руководителю в трехдневный срок после окончания практики.

Наши рекомендации