Понятие об инвалидности и реабилитации
Термин "реабилитация" в широком смысле означает "восстановление". С английского языка на русский слово "Ability" переводится как "способность", "Rehabilitation" - как "восстановление возможности".
Согласно определению Комитета экспертов ВОЗ, "реабилитация - это применение целого комплекса мер медицинского, социального, образовательного и профессионального характера с целью подготовки или переподготовки индивидуума до наивысшего уровня его функциональных способностей".
Применительно к лицам с нарушениями слуха под реабилитацией понимают комплекс медицинских, педагогических, технических, социально-культурных мероприятий, цель которых - обеспечить им адаптацию и интеграцию в общество, полноценную жизнь. Предпосылкой самореализации глухого (слабослышащего) человека является достижение им максимально возможной самостоятельности и независимой жизни.
Люди с серьезными нарушениями слуха - уязвимая часть общества, поэтому важнейшей является задача улучшения их положения, защиты их прав и социальных интересов. Эта проблема требует консолидации усилий всего общества. Реабилитация человека с нарушением слуха возможна, когда государство предоставляет неслышащим людям равные гражданские права и гарантирует их специальными законодательными актами, причем последние должны обеспечивать им привилегированные возможности. Это естественно, ведь глухой человек находится в неравных условиях со слышащим человеком. Поэтому создаваемые на основе Конституции РФ законы в целях обеспечения социальной справедливости в общественной жизни предусматривают определенные права для отдельных категорий граждан. Эти права, учитывая комплексный характер проблемы глухоты, распространяются на все сферы социальных услуг: медицинское обслуживание, общее и профессиональное образование, трудо-
ройство, социальная поддержка, культурное обслуживание, обеспечение специальными техническими средствами.
Глухие имеют право на материальное обеспечение и удовлетворительный жизненный уровень; право на защиту от эксплуатации, злоупотребленийи унизительного обращения; право на образование, дающее возможность приобрести как мож-во большую самостоятельность; право на то, чтобыих особые нужды принимались во внимание на всехстадиях экономического и социального пла-вирования.
Общественно полезный труд и социальная полезность человека - это еще не решение проблемы: главное - это ликвидация социально-экономического и нравственно-этического притеснения глухого человека со стороны слышащего большинства общества, признание его социальных институтов, его общественной значимости.
Инвалидность
Международное движение за права инвалидов считает наиболее правильным следующее понятие инвалидности: "Инвалидность - препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются из активной жизни". Таким образом, инвалидность - одна из форм социального неравенства. Она - социальное, а не медицинское понятие. А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.
Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
Инвалидность - социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойкими расстройствами функций организма, приводящая к
ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Социальная недостаточность - социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к нарушению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты.
Основные категории жизнедеятельности:
• способность к самообслуживанию;
• способность к самостоятельному передвижению;
• способность к обучению;
• способность к трудовой деятельности;
• способность к ориентации во времени и в пространстве;
• способность к общению (установление контактов между людьми, переработка и передача информации);
• способность контролировать свое поведение. Признание лица инвалидом осуществляется
Государственной службой медико-социальной экспертизы на основании Классификаций и временных критериев, установленных Министерством -руда и социального развития и Министерством здравохранения Российской Федерации.
В большинстве случаев глухим присваивается инвалидность с детства III группы. При определенииинвалидности принимаются во внимание социальная недостаточность, требования по социальной защите или помощи, степени нарушения здоровья и расстройства функций организма, характер последствий травм или дефектов, степени ог-раничений жизнедеятельности или их сочетание. К примеру, для установления группы инвалидно-
сти (глухота, слепоглухота) обязательно учитываются следующие показания:
• нарушения сенсорных функций (зрения, слуха);
• способность к общению - способности к установлению контактов между людьми путем восприятия, переработки и передачи информации;
• ограничение самообслуживания;
• способность к обучению в учебных заведениях общего типа, потребность в соблюдении специального режима учебного процесса и (или) с использованием вспомогательных средств, с помощью других лиц (кроме обучающего персонала);
• способность к выполнению трудовой деятельности, уровень квалификации или объем производственной деятельности, невозможность выполнения работы по своей профессии;
• способность к общению, скорость и объем усвоения, получения и передачи информации.
В 1995 г. Президентом РФ был подписан Феде-) ральный Закон "О социальной защите инвалидов в | Российской Федерации". Этот закон имеет боль-' шое значение, так как ранее действовавшее законодательство не имело единого правового акта об инвалидах. Инвалидность трактовалась только как частичная или полная утрата трудоспособности, что означало невозможность причисления к категории инвалидов детей до 16 лет (с выходом приказа Минздрава СССР № 1265 от 14 декабря 1979 г. в нашей стране официально появился термин "дети-инвалиды", однако данный приказ не являлся правовым документом).
В соответствии с указанным Законом инвалидом считается лицо, имеющее нарушение здоро-вья, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, связанное со стойким расстройством функций организма и ведущее к ограничению жизнедеятельности организма. Именно последнее вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов. Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ (№ 117 от 4 июля 1991 г.) ( "О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет". К этой категории относятся дети, имеющие "значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем".
Согласно действующей нормативной классификации в России, реабилитация инвалидов - это процесс и система медицинских, психологических и социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности. Цель реабилитации определяется как восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация. Закон "О социальной защите / инвалидов в Российской Федерации" обозначил смену приоритетов социальной политики государства по отношению к инвалидам: целью государственной политики ныне является не социальное обеспечение инвалидов, а предоставление им рав-
ных с другими возможностей полноценного участия в экономической и общественной жизни, т.е. их активная реабилитация и социальная интеграция.
В соответствии с указанным Законом, образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение детьми-инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Государство гарантирует необходимые условия для реализации права инвалидов на образование. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Предусмотрено создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных образовательных учреждениях общего типа.
В 1996 г. Постановлением Правительства РФ была утверждена комплексная программа "Социальная поддержка инвалидов", включающая 5 целевых программ:
- "Медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов";
- "Научное обеспечение и информатизация проблем инвалидности и инвалидов";
- "Формирование доступной для инвалидов среды жизнедеятельности";
- "Разработка и производство технических средств реабилитации инвалидов";
- "Разработка и производство средств протезирования; строительство, реконструкция и техническое перевооружение протезно-ортопедических предприятий".