Исследование памяти детей с общим недоразвитием речи.
Здесь также, как и в контрольной группе первым для обследования детей был предложен тест А.Р. Лурия «10 слов». Цель обследования заключалась в выявлении особенностей речеслуховой памяти детей.
Порядок обследования был аналогичным порядку обследования детей из контрольной группы. Результаты обследования также заносились в протоколы.
В соответствии с протоколом обследования можно сделать вывод о том, что испытуемая Евгения Б. назвала все слова в правильной последовательности с седьмого раза, при этом при первых трех повторений она даже не смогла вспомнить все слова, при четвертом и пятом повторении Евгения вставила слово, не принадлежащее к предложенному ряду, на шестом повторении она назвала все слова, но перепутала последовательность, так что результат оказался ниже, чем в предыдущий раз. И лишь на седьмом повторении Евгения смогла заучить весь предложенный ряд слов в правильной последовательности.
В экспериментальной группе протоколы обследования также составлялись на каждого ребенка. По окончании обследования на их основании были составлены сводные таблицы результатов обследования, аналогичные составленным в контрольной группе для дальнейшего сравнения и анализа результатов.
Таблица 5. Сводная таблица результатов обследования экспериментальной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов».
Фамилия, имя ребенка | Количество повторений | Общее кол-во воспроизведенных слов при каждом повторении | |||||||||||||||||
Евгения Б. | |||||||||||||||||||
Катя А. | |||||||||||||||||||
Алина Р. | |||||||||||||||||||
Таким образом, результаты обследования показали, что двое детей так и не смогли воспроизвести предложенные набор слов за десять повторений. один ребенок выполнил задание верно только на десятом повторении.
Определим уровень развития речеслуховой памяти у детей экспериментальной группы.
Таблица 6. Уровень развития речеслуховой памяти контрольной группы по методике А.Р. Лурия «10 слов».
Уровень развития речеслуховой памяти | Количество детей |
Очень высокий | |
высокий | |
средний | |
низкий | |
Очень низкий |
Очень высокий , высокий и средний уровень развития речеслуховой памяти не наблюдается ни у кого из детей экспериментальной группы. Низкий уровень развития речеслуховой памяти имеют 2-ое детей, назвавшие в правильной последовательности с первого раза 2 слова. Очень низкий уровень развития речеслуховой памяти имеет 1 ребенок, назвавший в первый раз в правильной последовательности 1 слово.
При исследовании речеслуховой памяти с помощью методики «10 слов» А.Р. Лурия у детей с общими нарушениями речи обнаруживается ряд особенностей: они медленнее ориентируются в условиях задачи, и их результаты, по сравнению с нормой, значительно ниже. Дети после первого предъявления (на слух) не всегда воспроизводят длину ряда слов (их количество), при этом могут повторять одно и то же слово несколько раз или называть новые слова (парамнезия). Словесные парамнезии отражают специфическую для этой категории детей внутреннюю неустойчивость их речемыслительной системы. Допущенные ошибки воспроизведения дети с речевой патологией, как правило, не замечают и не исправляют, а иногда даже возвращаются к ним. Отсроченное воспроизведение оказывается одинаково низким у всех детей. Особенно сложным для детей оказывается воспроизведение середины серии из десяти слов.
Следующим этапом обследования стало обследование зрительной памяти с помощью методики «Запомни рисунки». Цель обследования – выявить отклонения развития зрительной памяти детей с общим недоразвитием речи и детей без речевого нарушения.
В ходе исследования каждого ребенка, также, как и в контрольной группе, составлялся протокол обследования. На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица.
Таблица 7. Уровень развития зрительной памяти экспериментальной группы по методике «Запомни рисунки».
Уровень развития зрительной памяти | Количество детей |
Очень высокий | |
высокий | |
средний | |
низкий | |
Очень низкий |
Таким образом, в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с высоким и средним уровнем зрительной памяти. Значительная доля детей с ОНР обладает низким и очень низким уровнем зрительной памяти – 2 и 1 детей соответственно.
Проанализируем результаты обследования двигательной памяти детей экспериментальной группы, проведенного с использованием методики «Сложи пальчики». На основании протоколов обследования была составлена сводная таблица.
Таблица 8. Уровень развития двигательной памяти экспериментальной группы по методике «Сложи пальчики».
Уровень развития двигательной памяти | Количество детей |
Очень высокий | |
высокий | |
средний | |
низкий | |
Очень низкий |
Вывод: в экспериментальной группе не выявлено ни одного ребенка с очень высоким ,высоким и среднем уровнем развития двигательной памяти. Значительная доля принадлежит детям с очень низким уровнем активной памяти –2 -ое детей.