Обзор учебных программ по математике для нач шк.
Учебные программы как нормативный документ УП- документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический план и учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения. УП- нормативный документ, кот. утверждается МО и науки РФ. Она составляется по каждому учебному предмету в соответствии с ГОСом. В ней представлено содержание образования по каждому учебному предмету. УП бывают типовые (они разрабатываются на основе треб ГОС и утверждаются мин.образ.РФ раскрывают ведущие положения об науки и практике, носят рекомендател. характер.Фурсенко), рабочие (они отражают требования ГОС. В отличие от типовой описывается национально-региональный уровень, учитываются возможности методической информации, а не техническое обеспечение учебного процесса.) и авторские (утверждаются педсоветом школы. Авторские программы чаще всего используются для курсов по выбору и факультативных занятий).
Любая УП включает 3 раздела: 1.Пояснит. записка. Определение цели, постановка задач, раскрытие особенностей содержания(в том числе по классам), описываются особенности использования конкретных методов обучения, организационные формы и наиболее общие подходы. 2.Собственно содержание программ, указано содержание учебного предмета по классам и разделам с указанием учебного времени. Содерж учебного предмета преподносится в виде тезисов, каждый элемент содержания (тезис) должен быть реализован учителем. По отношению к учебнику программа первична, это документ для учителя. 3. Требования ЗУН ученика на конец каждого года обучения. Даёт информацию учителю (и родителю) о том, что должен знать и уметь ученик в соотв-ии с мин.треб.образ.стандарта. Значение учебной программы: Не одна программа, не один учебник не может быть написан без опоры на Гос.Образ.Стандарт. Только после проверки программы на соответствие требованиям стандарта она может быть утверждена мин.образования. Требования стандарта находят своё отражение в программе в виде требований к знаниям и умениям учащихся.
Вариативность учебых программ по математике Количество программ по математике достаточно большое. Существует 2 направления – традиционное, развивающее. К традиционным относятся программы: «Школа России» (учебник Моро), «Начальная школа 21 века» (учебник Рудницкая), «Школа 2100»(1 комплект: учебник-тетрадь Л.Г.Петерсон, 2 комплект: Демидова, Козлова и др), «Гармония» (учебник Истомина). К развивающим системам относят 2 программы: Л.В Занкова (учебник И.И,Аргинской) и Д.Б.Эльконина-В.В,Давыдова (1 комплект: Т,И,Захарова) комп.: В.В.Давыдов и др.)
Сравнит-ая хар-ка:Основные линии во всех программах:-)число(нумерация, АД и их св-ва);-)сюжетные задачи;-)алгебр-ий мат-ал;-)геометрич мат-ал.V изучения нумерации и арифм действий везде одинаков.Разница только в распределении по годам.Моро(традиц направление).Цель–ЗУН+общ матем-ое развитие;Принципы:принцип концентрического изложения материала–идет расширение числового множ-ва;принцип от простого к сложному;принцип – ведущая роль теоретических Зн.Н.Б.Истомина:Цель – курс направлен на форм-е приемов умств-й деят-ти,таких как:анализ и синтез;сравнение,классификация,аналогия и обобщение.Принципы:тематический принцип построения учеб материала;в процессе обучения использ-ся модели(предметная, символическая, вербальная)разного уровня в единстве.При изучении материала должны присутствовать все модели;обеспечение баланса м/у логикой и интуицией,словом и нагляд образом,догадкой и рассуждением.Явл-ся наименее загруженной доп к традиционному V материалом.Осн роль двигателя разв-ия реб в процессе обуч-я отводится построению методической системы целенаправл-ого формир-ия приемов умств-х действий.Такой подход позволяет без особых содерж-ых изм-ий трад-ого V в обуч-ии математике нацелить обучающий процесс на развитие таких способов познания ребёнка,кот-е становятся достоянием субъекта,характеризуя его интеллектуальный потенциал и познавательные способ-ти.И.И.Аргинская(Занков):Цель-общее развитие–развитие мышления,воли,чувств.Принципы: обуч-е на высоком уровне трудности;вед.роль теоретич.Зн;быстрый темп изучения материала (практически на каждом уроке новая тема);осознание школьником процесса учения;работа над общ развитием всех учащ-ся.Содержит значительный по V материал с обыкновенными дробями,изучаются объёмные тела.Во главу угла становится необходимость соблюдать дидактич принципы организации разв-его обуч-ия и опора на систему проблемных ситуаций на уроке.В.Н.Рудницкая:Цель- восп-е культуры математич мышления.Курс насыщен алгебраич материалом и дробями.Знакомит с эл-ми формальной логики.Демидова,Козлова(Школа 2100):Цель–форм-е образовательной и иницитивной личности владеющей системой математич Зн и У,идейно нравственных и этических принципов,норм поведения,кот-я готовит её к активной деятельности и непрерывному образованию.Принципы:принцип психологической комфортности;принцип целостной картины мира;принцип управленческого перехода от деят-ти в учебной ситуации к деят.в жизненной ситуации.
Э.И.Александрова(Давыдов):Цель – обеспечение условий для становления реб-ка как субъекта(право выбора,несет ответственность за выбор и признает выбор другого)учебной деят-ти, заинтересованного в саморазвитии и способного к нему.Принципы:принцип постановки учеб.задачи;принцип моделирования;принцип соответствия содерж-я и формы. (учеб.задача – это задача выявления общего способа действия для класса практич.задач, кот-ю поставил сам себе ученик).