Молодых ученых региональных вузов

Проблема воспроизводства кадрового потенциала науки и образования приобретает сегодня все более острый характер и обуславливается, прежде всего, нехваткой высококвалифицированных кадров нового поколения, обладающих высоким исследовательским потенциалом, мотивированных на научные инновации. Молодежь, занятая в сфере образования и науки, является одной из специфических социально-профессиональных групп. С одной стороны, свойства и признаки этой группы отражают тенденции развития молодежи в целом, с другой — профессионального сообщества, занимающегося интеллектуальной деятельностью (научной и научно-педагогической). При этом, как отмечает М.А. Лешина в статье «К вопросу актуальности стимулирования преподавателей Российской высшей школы»: «возможности привлечения молодых ученых и преподавателей в вузы сегодня достаточно ограничены: с одной стороны — низкой оплатой труда преподавателей вузов, не имеющих ученых степеней и званий, а также стажа работы в высшей школе, с другой, — дополнительными финансовыми затратами на получение послевузовского образования (отсутствие необходимого количества бюджетных мест в аспирантурах» [4].

Одной из тенденций развития российского высшего образования в последние годы становится ограничение роста и сокращение численности профессорско-преподавательского состава вузов, уменьшение притока молодых кадров из числа выпускников аспирантуры, что препятствует нормальному развитию высшей школы [1].

Противоречия между требованиями к формированию новой личности молодого ученого-преподавателя вуза и существующими проблемами в организационной и мотивационной сфере научно-преподавательской деятельности свидетельствует об актуальности проблемы мотивация труда молодых ученых в условиях современной российской высшей школы.

По мнению Гохберг Л.М., Китовой Г.А., Кузнецовой Т.Е., Шуваловой О.Р. «основное значение для научной деятельности имеет интерес к познанию, формирующийся на основе осознанной мотивации, опредмеченной потребностью. Мотивация, интерес, потребность познания - все это необходимые условия для научно-исследовательской деятельности. Важнейшим фактором творческой деятельности является ее мотивация как совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным действиям» [6]. Мотивы научной деятельности имеют в своей основе все многообразие интересов и потребностей личности и показывают, что успешность научного творчества связана с удовлетворением потребностей, главным образом, высшего порядка. Среди мотивов научной деятельности решающая роль отводится также «мотиву достижения» - стремлению к успеху, достижению цели. Мотив достижения признается исследователями в качестве глубинного фактора, свойственного ученым, и определяемого как желание соответствовать высшим критериям и преуспевать в условиях конкуренции, как стремление достигать поставленные цели наиболее эффективно. Хайнц Хекхаузен, развивая теорию мотивации достижения, акцентирует внимание на том, что «мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным способностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Мотивация достижения, таким образом, по сути своей ориентирована на цель. Она подталкивает человека к «естественному» результату ряда связанных друг с другом действий» [9]. Мотивация достижения, согласно определению ученого, это «попытка увеличить или сохранить максимально высокими способности человека ко всем видам деятельности, к которым могут быть применены критерии успешности и где выполнение подобной деятельности может, следовательно, привести к или успеху, или к неудаче» [9]. О преобладании среди творческих работников не мотивации роста (познавательной и самоактуализации), а мотивации достижений утверждает на основе эмпирических данных А. М. Матюшкин [5]. Стремление заниматься научной деятельностью, по данным Е.П. Ильина (2000), обусловливается следующими причинами: – стремлением к познанию и созиданию нового, неизвестного (познавательные и творческие потребности) или потребность в творческой деятельности,– Анри Пьерон (1970); – желанием понять данное явление самому и раскрыть глаза на его сущность другим; – интересом к определенной науке или какому-то конкретному вопросу; – желанием принести пользу своим открытием всему человечеству или, по крайней мере, решить какую-либо народнохозяйственную задачу; – желанием «оставить след в истории» публикацией своей работы; – желанием достижения определенного социального статуса (получение ученых степеней, званий); – стремлением к самореализации, к славе, известности; – возможностью получения, благодаря научной деятельности, высокой должности, различных материальных благ [3].

Результаты социологических мониторингов, проведенных исследователями на всероссийской выборке в российских вузах показывают, что сегодня ведущими мотивами осуществления субъектами трудовой деятельности являются материальные стимулы (стабильность и повышение денежного вознаграждения). Однако для преподавателей вузов получение материальных выгод не является сверхзначимой ценностью, ради достижения которой они занимаются профессиональной деятельностью [7]. Исследователи Телегина И.П., Краковецкая И.В. [8] среди ведущих мотивов трудовой деятельности преподавателей вузов выделяют: - самореализацию – престиж специальности, имидж и престиж вуза, возможность карьерного роста; - познавательный процесс, поиск истины, интерес к выбранной специальности, желание вести научно-исследовательскую деятельность, творческий характер и содержание работы; - социальные мотивы – желание передать знание и опыт молодому поколению, интерес к воспитательной работе, желание принести пользу обществу; - материальные стимулы – рост заработной платы, возможность дополнительного заработка; - самоутверждение и саморазвитие – возможность повышения квалификации, признание в виде ученых степеней и званий, возможность развития интеллектуального потенциала, принадлежность к семейной династии; - прочие мотивы – удобный график работы, продолжительный отпуск в летний период, работа в государственном учреждении, благоприятная интеллектуальная и культурная среда и др.

От удовлетворения мотивов молодых ученых к научно-исследовательской, познавательной деятельности в целом зависит успешность их адаптации в науке и профессиональной деятельности.

Для профессиональной группы молодых преподавателей и ученых характерно стремление повысить свой профессиональный статус, в первую очередь, это связано с желанием повысить свое социальное положение в обществе. Возможность реализации профессиональной мобильности молодого ученого в Вузе ограничена рядом факторов и рисков, в числе которых есть как субъективные, так и объективные факторы. Объективные: - корпоративная культура Вуза, которая либо поддерживает, либо сдерживает его восхождение по научной и карьерной лестнице; - неравенство в доступе высоким научным, педагогическим или должностным позициям; - возрастная дискриминация, которая выражается в ограничении прав в вузе данной социально- демографической и социально-профессиональной группы;- рассогласование между доходом и выполняемой нагрузкой, - невозможность конкурировать по экономическим показателям со многими другими профессиями. Субъективные: - наличие или отсутствие у молодого специалиста связей в научно-профессиональном сообществе; - дифференциация по социально-экономическим параметрам в молодежной научно-педагогической среде(для повышения квалификации многим молодым преподавателям вузов нередко приходиться искать внешние источники финансирования); - научно-исследовательская пассивность, вызванная осознанием молодым преподавателем своей необходимости вузу; - невысокое социальное положение, обусловленное низким уровнем доходов, отсутствием нормальных жилищных условий и т.д.

Таким образом, для формирования у молодых преподавателей и ученых вузов устойчивой мотивации к научно-исследовательской деятельности необходимо создание определенных условий, включающих: - повышение престижа вузовской науки; - стимулирование участие молодежи в научно-исследовательской деятельности; - привлечение молодых представителей вузовской науки к постоянному процессу научно-инновационной деятельности и изобретательскому творчеству; - вовлечение молодежи в научные проекты и разработки, нацеленные на решение актуальных задач по различным направлениям науки, приоритетных как для вуза и / или региона, так и для государства в целом.

Достижительная мотивация, согласно полученным результатам, присущая большинству молодых ученых, и вполне может стать стимулом их перехода в более высокую статусную группу. Однако, отсутствие в настоящее время институциональных условий для реализации интеллектуального потенциала молодежи в сфере науки и образования, четкой научно-технической политики в стране и регионах негативно отражается не только на жизнедеятельности молодежи, успешности ее научной, научно-педагогической и профессиональной карьеры, но и на проблеме воспроизводства кадрового потенциала высшей школы, что замедляет процесс регионального и государственного научно-технологического развития.

Библиографический список

1. Анализ и прогноз тенденций изменения научно-педагогического потенциала профессорско-преподавательского состава высшей школы России // Науковедение. - 2002. - № 2. - С. 82.

2. Белых И. Формирование профессиональных компетенций: проблема управления // Высшее образование в России. - 2006. - № 11. - С. 47-52.

3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

4. Лешина М.А. К вопросу актуальности стимулирования преподавателей Российской высшей школы // Управление персоналом. – 2008. - №21. - С.23-25.

5. Матюшкин A.M. К проблеме порождения ситуативных познавательных потребностей: Психологические исследования интеллектуальной деятельности. – М.: МГУ, 1979. – С. 29-34.

6. Российские ученые: штрихи к социологическому портрету / Л.М. Гохберг, Г.А. Китова, Т.Е. Кузнецова, О.Р. Шувалова. - М.: Гос. ун-т — Высшая школа экономики, 2010. - С. 5-6.

7. Сафонова О.М. Особенности профессиональной мотивации преподавателей экономических вузов // Высшее образование в России. – 2009. – № 9. - С.152-156.

8. Телегина И.П. Подходы к оценке мотивации профессиональной деятельности работников высшей школы на основе инноваций // Вестник Томского Государственного Университета. - 2010. – №3. – С.60.

9. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. – СПб.: Речь, 2001. - С. 17-23.

Н.Р. Москвина

Наши рекомендации