Обучение переводчиков восточных языков для министерства обороны
Р.С. Федюк, И.Р. Зеленский, С.В. Иванов, Ю.Г. Евдокимова
Дальневосточный федеральный университет
Научный руководитель: А.В. Мочалов, полковник
В свете современной политической ситуации, а также интернационализации и глобализации мира знание нескольких языков является не просто прихотью, а практически жизненной необходимостью.
Подготовка офицеров, владеющих иностранными языками, на российских Дальневосточных рубежах началась еще в царское время, одновременно с созданием во Владивостоке Восточного института в 19 веке. По назначению генерал-губернатора Приамурья каждый год принимались в число слушателей данного института четыре офицера.
Современный этап реформирования системы военного образования нашей Отчизны характеризуется поиском и внедрением новых путей, позволяющих обеспечивать кардинальное увеличение профессиональной компетентности и культуры военных специалистов в области лингвистической деятельности. Поскольку эффективное решение задач, стоящих перед Вооружёнными Силами (ВС РФ), во многом определяется качеством подготовки офицеров, проблема управления формированием их профессионализма становится актуальным направлением педагогических исследований.
В педагогической теории и практике как гражданских, так и военных вузов имеет место недостаточная разработанность научно-теоретических и организационно-методических аспектов управления формированием профессиональной компетентности будущих специалистов. Особенно ощущается дефицит исследований по данной тематике применительно к образовательному процессу военного училища, которое в силу своей специфики является одним из наиболее важных и сложных объектов управления [1, с.196].
Анализ мировой политической ситуации наглядно свидетельствует, что потребность в переводчиках военного профиля будет значительно возрастать в ближайшем будущем, т.к. опыт международного сотрудничества с флотами и сухопутными формированиями ВС стран АТР, проведения совместных учений с Народно-освободительной армией Китая, других мероприятий в рамках Шанхайской организации сотрудничества показывает значительное отставание ВС РФ от своих зарубежных партнеров по укомплектованности кадрами переводчиков военной специализации.
Уже восьмой год подготовка офицерских кадров проводится не только в военных вузах (училищах), но и на базе новообразований – учебных военных центров (УВЦ) при ведущих гражданских вузах страны. В настоящее время подготовка военных переводчиков на Дальнем Востоке ведется только в УВЦ ДВФУ.
Первые 2 года обучение студентов проводилось в рамках эксперимента. И лишь 6 марта 2008 г. распоряжением Правительства Российской Федерации от № 275-р [2] при 37 вузах России были официально созданы структурные новообразования – «учебные военные центры». В отличие от имеющихся факультетов военного обучения (ФВО) и военных кафедр, которые уже на протяжении не одного десятка лет готовят кадры офицеров запаса (резерва) для ВС РФ, УВЦ призваны вести подготовку действующих военнослужащих, с присвоением после окончания первичного офицерского воинского звания «лейтенант» и специальности «перевод и переводоведение» (специализация «Лингвистическое обеспечение военной деятельности»). Кроме того, после окончания университета выпускник обязан отслужить по контракту в войсках не менее 3 лет.
Кафедры восточных языков Школы региональных и международных исследований (ШРМИ) и УВЦ имеют в своем составе высококвалифицированных преподавателей с учеными степенями и званиями по профильным специальностям, а также учебные и научные базы для прохождения производственных практик как в воинских частях Восточного военного округа (ВВО), так и в гражданских иностранных организациях и предприятиях. Занятия по обучению китайскому языку проводятся в аудиториях и кабинетах, оснащенных современным оборудованием, лингафонной, аудио-, видео- и компьютерной техникой, интерактивными досками, что позволяет осуществлять выпуск высококвалифицированных специалистов, отвечающих всем требованиям ФГОС специальности.
Обучение ведется в подразделениях ДВФУ: ШРМИ и УВЦ. В процессе обучения студенты изучают такие дисциплины, как: история Китая, языкознание, лексикология, практика речи, аудирование, устный и письменный перевод, теория и практика перевода и др.; военно-специальные дисциплины: практический курс военного перевода, китайский и английский язык; тактико-специальные дисциплины: общая тактика, военная топография; общевоенные дисциплины: управление подразделениями в мирное время, огневая и строевая подготовка.
Сфера профессиональной деятельности выпускника УВЦ включает в себя коммуникативное взаимодействие должностных лиц ВС РФ с иностранными военными и гражданскими лицами на официальном и неофициальном уровнях на территории нашей страны и за границей.
Объект профессиональной деятельности выпускника УВЦ составляет обеспечение межъязыкового взаимодействия должностных лиц МО РФ с представителями других стран.
Возможные места трудоустройства: ВС РФ, Федеральная служба безопасности (в том числе Пограничная служба), Служба внешней разведки.
Обучение граждан по программе военной подготовки в УВЦ при ФГОУ ВПО является формой подготовки специалистов из числа граждан нашей страны, для прохождения ими после окончания данных высших учебных заведений военной службы по контракту в ВС РФ на воинских должностях, подлежащих замещению офицерами.
Эта подготовка проводится добровольно, в ходе обучения гражданина по очной форме обучения по основной образовательной программе в вузе, при котором создан УВЦ, из числа лиц, обучающихся за счёт средств федерального бюджета.
Следует обратить внимание на негативный период в российском военном образовании (2010-2012 гг.), когда не проводился набор практически ни в одно учебное заведение. И лишь с приходом нового Министра обороны РФ генерала армии С.К. Шойгу ситуация нормализовалась и снова с 2013 г. начался набор.
В 2013 г. набор в УВЦ ДВФУ был 40 человек, начиная с 2014 г. набор был увеличен до 110-120 человек ежегодно.
Кандидаты, успешно прошедшие отборочные испытания и заключившие договор с МО РФ об обучении по программе военной подготовки в УВЦ при вузе и о дальнейшем прохождении военной службы по контракту в ВС РФ после окончания этого образовательного учреждения, приказом ректора вуза зачисляются в высшее учебное заведение и одновременно в УВЦ.
Обучение граждан в УВЦ осуществляется в ходе обучения по основной образовательной программе в течение всего периода обучения в вузе, но не свыше нормативного срока освоения основной образовательной программы. Программа военной подготовки включает теоретический курс, а также прохождение учебных сборов (14 дней) и стажировок (30 дней) в воинских частях и на флотах.
В период обучения в УВЦ студенту вузом выплачивается ежемесячная дополнительная стипендия (на первом курсе – в размере 1,5 базовых стипендий, на последующих курсах – 3-4 размера базовой стипендии в зависимости от успеваемости, а также единовременная выплата на приобретение специальной формы одежды в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 6 декабря 2007 г. № 846). Кроме того, в ДВФУ существует возможность получать еще целый ряд дополнительных стипендий: научная, творческая, спортивная, стипендия Губернатора, стипендия Президента.
Как и в любом высшем учебном заведении, имеется ряд случаев, когда студент, проходящий обучение в учебном военном центре, может быть отчислен. Например, это неисполнение требований устава университета и учебного военного центра, низкая успеваемость, нежелание учиться. В дополнение к общим правилам, студент может быть отчислен из учебного военного центра (но при этом перейти на смежную гражданскую специальность университета) по состоянию здоровья.
На сегодняшний день учебные военные центры (УВЦ) уже стали отличным подспорьем для военных училищ и академий [3, c.9].
Анализируя отзывы из воинских частей на выпускников предыдущих трех выпусков УВЦ ДВФУ, можно с уверенностью сказать, что подготовка офицеров в гражданских вузах проводится на самом высоком уровне.
Резюмируя все вышеизложенное, хотим еще раз выделить преимущества обучения в учебном военном центре Дальневосточного федерального университета:
1. Обучение по программе специалитета (это не бакалавриат!) на бюджетной основе в ведущем вузе страны, который ставит перед собой достаточно амбициозные цели – войти в самое ближайшее время в список 100 крупнейших мировых университетов.
2. Поступление в вуз на целевую подготовку в интересах Минобороны РФ по отдельному конкурсу, причем минимальные пороговые баллы ниже, чем на аналогичные гражданские специальности.
3. Бесплатное получение двух специальностей: гражданской и военной.
4. Обеспечение комфортабельными гостиничными номерами иногородних и местных студентов (по желанию).
5. Выплата дополнительной высокой стипендии, выплата на приобретение специальной формы одежды.
6. Присвоение первичного офицерского воинского звания «лейтенант» по окончании вуза.
7. Назначение на воинскую должность приказом Министра обороны РФ по окончании высшего учебного заведения, и получение выплат и льгот военнослужащих при заключении контракта
Список использованной литературы
1. Федюк, Р.С. Формирование профессиональной компетентности будущего офицера // О Родине, о подвигах, о славе…: Сборник работ – победителей Всеросс. творч. конкурса научно-иссл. и творч. работ молодых ученых / Вып. 5. – М.: АНО «ЦНПРО», 2013. – С.196-204.
2. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 6 марта 2008 г. № 275-р.
3. Федюк, Р.С., Мочалов, А.В. Подготовка переводчиков китайского языка для Министерства обороны // Современное китаеведное об-разование: проблемы и перспективы: материалы междунар. научн. конф.– Улан-Удэ: Изд-во Бурятского госуниверситета, 2014. – С. 8-15.