Механизмы реализации программы.
Одним из основных механизмов реализации коррекционной работы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательного учреждения, обеспечивающее системное сопровождение детей специалистами различного профиля в образовательном процессе. Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление комплексных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, эмоционально-волевой сфер ребёнка.
Консолидация усилий разных специалистов в области психологии, педагогики, медицины, социальной работы позволит обеспечить систему комплексного психолого‑медико-педагогического сопровождения и эффективно решать проблемы ребёнка. Наиболее распространённые и действенные формы организованного взаимодействия специалистов на современном этапе — это консилиумы и службы сопровождения образовательного учреждения, которые предоставляют многопрофильную помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), а также образовательному учреждению в решении вопросов, связанных с адаптацией, обучением, воспитанием, развитием, социализацией детей с ограниченными возможностями здоровья.
Система комплексного психолого-медико-педагогического обследования обучающихся.
Подробно диагностическое направление расписано в программе каждого специалиста.
Основные направления работы (диагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное, информационно-просветительское)
Основными направлениями в коррекционной работе являются: удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР; коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения; развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций; формирование произвольной регуляции деятельности и поведения; коррекция нарушения устной и письменной речи; обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учебе, ситуации школьного обучения в целом, повышение мотивации к школьному обучению.
Программа коррекционной работы при получении начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, отражающие ее основное содержание:
диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях МБОУ № 16;
коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ЗПР в условиях МБОУ № 16; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ОВЗ и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательных отношений — обучающимися, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Содержание направлений работы
Диагностическая работа включает:
своевременное выявление детей, нуждающихся в специализированной помощи;
раннюю (с первых дней пребывания ребенка в МБОУ № 16 диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей адаптации;
комплексный сбор сведений о ребенке на основании диагностической информации от специалистов разного профиля;
определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ЗПР, выявление его резервных возможностей;
изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;
изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребенка;
изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ЗПР;
системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития ребенка;
анализ успешности коррекционно-развивающей работы.
Коррекционно-развивающая работа включает:
выбор оптимальных для развития ребенка с ЗПР коррекционных программ/методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
организацию и проведение специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения;
системное воздействие на учебно-познавательную деятельность ребенка в динамике образовательного процесса, направленное на формирование универсальных учебных действий и коррекцию отклонений в развитии;
коррекцию и развитие высших психических функций;
развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка и психокоррекцию его поведения;
социальную защиту ребенка в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.
Консультативная работа включает:
выработку совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с обучающимся с ЗПР, единых для всех участников образовательных отношений;
консультирование специалистами педагогов по выбору индивидуально ориентированных методов и приемов работы с обучающимся 1 класса с ЗПР;
консультативную помощь семье в вопросах выбора стратегии воспитания и приемов коррекционного обучения ребенка с ЗПР.
Информационно-просветительская работа предусматривает:
различные формы просветительской деятельности (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы), направленные на разъяснение участникам образовательных отношений — обучающимся (как имеющим, так и не имеющим недостатки в развитии), их родителям (законным представителям), педагогическим работникам — вопросов, связанных с особенностями образовательного процесса и сопровождения детей с ЗПР;
проведение тематических выступлений для педагогов и родителей по разъяснению индивидуально-типологических особенностей различных категорий детей с ЗПР.
Этапы реализации программы коррекционной работы
Коррекционная работа реализуется поэтапно.
Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учета особенностей развития детей, определения специфики и их
особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды на предмет соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально-технической и кадровой базы организации.
Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность, и процесс специального сопровождения детей с ОВЗ при целенаправленно созданных условиях обучения, воспитания, развития, социализации детей.
Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребенка.
Этап регуляции и корректировки (регулятивно-корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ОВЗ, корректировка условий и форм обучения, методов и приемов работы.
Описание специальных условий обучения и воспитания обучающихся с ЗПР.
Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания детей, имеющих трудности в обучении и (или) социализации:
- обеспечение специальных условий (учет индивидуальных особенностей ребенка, соблюдение комфортного психоэмоционального режима) условий в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии; использование современных педагогических технологий);
- использование специальных методов, приемов, средств обучения ориентированных на особые образовательные потребности детей, имеющих сложные нарушения психического и (или) физического развития;
- обеспечение здоровьесберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укреплениефизического и психического здоровья, профилактика
Коррекционная работа осуществляется специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование.
Специалист службы сопровождения | Направление коррекционной работы | Программа | Форма занятий | Результат |
Учитель- логопед | - преодоление отклонений речевого развития детей; - создание предпосылок для устранения пробелов в знании программного материала, обусловленных отставанием в развитии устной и письменной речи детей; - развитие и совершенствование коммуникативных предпосылок к обучению, формирование полноценных учебных и коммуникативных умений и навыков, адекватных ситуации учебной деятельности. | О.А.Ишимова, О.А.Бондарчук Логопедическая работа в школе. Л.А. Вохмянина М.; Владос 2010г. Коррекционно-развивающее обучение: начальные классы. | групповая индивидуальная | Звуко-слоговой анализ и синтез сформированы. Чтение слоговое, осмысленное. Пересказ с помощью наводящих вопросов учителя. Словарный запас приближен к возрастной норме. |
Учитель-дефектолог | - выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; - восполнение пробелов в знаниях, умениях, навыках в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности. | Худенко Е.А. «Развитие речи младших школьников» Холодова О. «Умники и умницы» | групповая | Повышение качества обучения. Умение выполнять задание по частям или с использованием заданного алгоритма. |
Педагог-психолог | - выявление возрастных особенностей форм УУД; - выделение условий и факторов развития УУД в образовательном процессе и составление психологических рекомендаций по их развитию. | «Сказочная страна» Н.П. Локалова «120 уроков психологического развития младших школьников: книга для учителя начальных классов. – 2-е изд., доп._ М.: Педагогическое общество России, 2000 | групповая | Четкое соответствие учебной нагрузки. Способность адекватно судить о причинах своего неуспеха. |
Социальный педагог | - обучение учащихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье; - формирование навыков коммуникативного общения. | Л.В.Черкасова « Азбука мудрости» (духовно-нравственное направление) | группова | Умение правильно оценивать свои положительные и отрицательные качества, личные возможности и достижения. |
Учитель адаптивной физической культуры | -развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья. | Рабочая программа по адаптивной физической культуре. | групповая | Понимание физической культуры как средства здорового образа жизни; Выполнение комплекса физических упражнений оздоровительной направленности на основании индивидуальных медицинских показаний |