Стадии работы над сочинением на основе исходного текста
Схема 2
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 5.Познакомьтесь с типичными ошибками, которые допускают учащиеся при восприятии текста
Как показывает опыт, школьники, воспринимая авторский текст, могут допускать ошибки, которые приводят к непониманию или искажённому пониманию текста, что впоследствии затрудняет работу над сочинением. К таким ошибкам относятся следующие:
1) искажение слов при чтении, вследствие чего усваиваются не те смыслы которые действительно заложены в тексте: Большую часть своей жизни искусство удовлетворялось старыми, обычно очень старыми историями, например – библейскими (А.А. Генис) – ученик читает «библиотечными»;
2) наделение слов и выражений не свойственными им значениями: Я смогу поделиться лишь своими личными впечатлениями об обитателях туманного Альбиона и опять-таки личными размышлениями о них (В.В. Овчинников) – на вопрос: «О жителях какой страны будет говорить автор?» – ученик ответил: «Сказочной, волшебной»;
3) неспособность к панорамному читательскому восприятию, при котором в поле зрения реципиента находятся текст, подтекст, контекст и затекст и для элиминирования интегрируются все необходимые знания; в результате школьник прибегает к немотивированному тоннельному восприятию, концентрирует внимание лишь на фабуле (если она есть), основной информации, упускает детали текста, не учитывает социокультурный фон и на вопрос: «О чём текст?» может ответить только так: «Что-то о путешествиях»;
4) неадекватная оценка собственного понимания, когда школьник уверен в том, что ему абсолютно всё ясно, однако простейшие вопросы, заданные учителем, ставят его в тупик. Будучи уверенным в полном понимании текста, читающий не прибегает к доступным видам помощи (вопрос к учителю, самопостановка вопроса, медленное чтение, чтение с пометами, обращение к словарю и энциклопедии и др.), в результате чего текст воспринимается неадекватно авторскому замыслу;
5) неразличение прямых и непрямых сообщений, ошибки в толковании последних: «Детей воспитай в страхе Божии. Старайся о учении их в науках, потребных к их званию», – писал в обращенном к жене завещании император Павел Первый. А спустя десятилетия его потомок завещает своему сыну, которому суждено стать святым Русской православной церкви: «Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства…» (М.В. Кравцова) – в данном тексте использован перифраз, понимание которого обеспечивается знанием исторических фактов: родословной царского рода Романовых, трагических событий начала XX века, канонизации членов императорской семьи. Без внимательного отношения к авторскому непрямому сообщению и привлечения фоновых знаний невозможно определить ни адресанта, ни адресата второго письма;
6) отсутствие синтеза между восприятием и осмысливанием содержания, вследствие чего читающий может пробегать текст глазами и даже проговаривать его, однако не осознавать информацию в силу несконцентрированности на ней; в другом случае общий смысл читающий улавливает, однако смысловые связи частей текста, специфика композиционного и словесного оформления остаются вне поля зрения реципиента;
7) неумение выдвинуть гипотезу о дальнейшем развитии содержания текста и проверить её.
Опишите причины данных ошибок
__________________________
__________________________
__________________________
Задание 6.
Охарактеризуйте методические приёмы обучения правильному восприятию и интерпретации текста:
1) приём медленного чтения [Граник Г.Г., Бондаренко С.М. , Концевая Л.А. Как учить работать с книгой. – М : Мой учебник, 2007. – 256 с.], [Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе [Текст] : учеб. пособие для пед. вузов / Н.А. Ипполитова. – М. : ФЛИНТА : Наука, 1998. – 171 с.], [Пахнова Т.М. Учимся медленно читать текст / Русский язык. – 2001, №38, 2002, № 4, 6], [Зорина М.Е. Методика медленного чтения в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ // Филологический класс. 2013. №2 (32). С. 86 – 89, с. 86]
__________________________
2) приёмы самопостановки вопросов к тексту, антиципации, выдвижения гипотез, осмысления проблемных ситуаций в тексте [Доблаев Л.П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. – М.: Педагогика, 1982. – 176 с., с. 61].
__________________________
__________________________
__________________________
3) приём работы над значением и стилистической окраской лексических единиц [Богданова Е.С. Роль словарно-лексической рабо-ты в процессе фор-мирования навыка смыслового чтения старшеклассников / Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе/ Сборник материалов V Международной научно-методической конференции. 19 – 20 ноября 2015 / Национальный минерально-сырьевой университет «Горный». СПб, 2015. С. 173 – 176.]
__________________________
_____________
4) приём социокультурного комментария [Богданова Е.С. Социокультурный комментарий в системе обучения школьников пониманию художественного текста Интеграция образования. – Том 19, (81). – 2015, с. 93 – 99.]
__________________________
__________________________
5)приёмчтения с остановками [Коптяева Т.Е. Урок медленного чтения по книге П. Рейнольдса «Точка» // Филологический класс. – 2014. – № 2(36), с. 54-57]
__________________________
__________________________
Задание 7. Определите, какие места в тексте могут оказаться «тёмными» для учащихся:
В продолжение своей карьеры он [Петр Александрович Миусов] перебывал в связях со многими либеральнейшими людьми своей эпохи, и в России, и за границей, знавал лично и Прудона и Бакунина и особенно любил вспоминать и рассказывать, уже под концом своих странствий, о трех днях февральской парижской революции сорок восьмого года, намекая, что чуть ли и сам он не был в ней участником на баррикадах. (Ф.М. Достоевский)
Составьте задания и вопросы для учащихся, с помощью которых можно добиться панорамного восприятия текста.
__________________________
__________________________
__________________________
Какие методические приёмы вы использовали?
_____________
_____________
Задание 8.
Определите цели данных упражнений. Чему они учат?
Упражнение 1.Медленно прочитайте текст 1 раз.
(1)Есть одно ощущение, которое почти целиком теряется участниками боя, – это ощущение времени. (2)Девочка, протанцевавшая на новогоднем балу до утра, не сможет ответить, каково было ее ощущение времени на балу – долгим ли или, наоборот, коротким.
(3)И шлиссельбуржец, отбывший двадцать пять лет заключения, скажет: «Мне кажется, что я провел в крепости вечность, но одновременно мне кажется, что я провел в крепости короткие недели».
(4)У девочки ночь была полна мимолетных событий – взглядов, отрывков музыки, улыбок, прикосновений, – каждое это событие казалось столь стремительным, что не оставляло в сознании ощущения протяженности во времени. (5)Но сумма этих коротких событий породила ощущение большого времени, вместившего всю радость человеческой жизни.
(6)У шлиссельбуржца происходило обратное, – его тюремные двадцать пять лет складывались из томительно длинных отдельных промежутков времени, от утренней поверки до вечерней, от завтрака до обеда. (7)Но сумма этих бедных событий, оказалось, породила новое ощущение, – в сумрачном однообразии смены месяцев и годов время сжалось, сморщилось… (8)Так возникло одновременное ощущение краткости и бесконечности, так возникло сходство этого ощущения в людях новогодней ночи и в людях тюремных десятилетий. (9)В обоих случаях сумма событий порождает одновременное чувство длительности и краткости.
(10)Более сложен процесс деформации ощущения длительности и краткости времени, переживаемый человеком в бою. (11)Здесь дело идет дальше, здесь искажаются, искривляются отдельные, первичные ощущения. (12)В бою секунды растягиваются, а часы сплющиваются. (13)Ощущение длительности связывается с молниеносными событиями – свистом снарядов и авиабомб, вспышками выстрелов и вспышками взрывов.
(14)Ощущение краткости соотносится к событиям протяженным – к движению по вспаханному полю под огнем, к переползанию от укрытия к укрытию. (15)А рукопашный бой происходит вне времени. (16)Здесь неопределенность проявляется и в слагающих, и в результате, здесь деформируются и сумма, и каждое слагаемое.
(17)А слагаемых здесь бесконечное множество.
(18)Ощущение продолжительности боя в целом столь глубоко деформировано, что оно является полной неопределенностью – не связывается ни с длительностью, ни с краткостью. (В.С. Гроссман)
Выполните задания А1 – А3: ответьте на вопросы, выбрав правильные, на ваш взгляд, варианты ответов.
А1 | Темой текста является: | |
1) война; 2) время; | 3) время боя; 4) относительность восприятия времени. | |
А2 | Какова основная мысль текста? |
1) Время, посвященное удовольствиям и радости, всегда кажется коротким; 2) Время следует беречь; 3) В зависимости от условий меняется ощущение времени; 4) Рукопашный бой происходит вне времени. |
А3 | Какие проблемы поднимает автор? |
1) Сложности военного времени; 2) Краткости времени радости и удовольствий; 3) Относительности восприятия времени; 4) Искажения ощущения времени в бою. |
Прочитайте текст второй раз. Обратите внимание на детали текста. Делайте пометы в тексте, отмечая важные, на ваш взгляд, места текста и детали, на которые при первичном чтении не обратили внимания.
Изменилось ли у вас понимание текста после вторичного прочтения? Изменили ли бы вы теперь ответы на задания А1 – А3? Какие детали, не замеченные при первичном чтении, удалось отметить?
Прочитайте текст третий раз и выполните задания А4 – А6.
А4 | Какое утверждение НЕ соответствует содержанию текста? |
1) Участники боя теряют ощущение времени; 2) Однообразие дней заключённого приводит к тому, что для него время сжимается; 3) У человека может возникнуть одновременно ощущение краткости и протяжённости времени; 4) В бою всегда кажется, что время замерло. |
А5 | Почему автор пишет, что «в бою секунды растягиваются, а часы сплющиваются»? |
1) Во время боя у человека деформируется ощущения длительности и краткости времени; 2) Страх заставляет человека не думать о времени; 3) Участникам боя кажется, что он тянется бесконечно; 4) Вступив в бой, человек не думает о времени. |
А6 | В каких предложениях подтверждается мысль автора о том, что восприятие времени в бою искажается? |
1) 1 и 10; 2) 8 и 9; 3) 15 и 16; 4) 12, 13 и 14. |
Подумайте о том, зачем автор написал этот текст? Какова была его цель? Выполните задания А7 – А8.
А7 | В каком предложении наиболее полно отражена основная мысль автора? |
1) 1; 2) 9; 3) 10; 4) 17. |
А8 | С какой целью автор написал этот текст? |
1) Он хотел показать нам ужасы войны; 2) Автор стремился побудить нас беречь время; 3) Писатель доказывает нам, что в бою меняется психика людей; 4) В.С. Гроссман хотел показать, что восприятие времени относительно и особенно резко искажение его восприятия наблюдается в бою. |
__________________________
__________________________
_____________
Упражнение 2. Прочитайте отрывок из романа А. Иванова «Золото бунта, или Вниз по реке теснин».
За кручей Рассольной горы появилась пристань в устье Рассольной речки. У свайных причалов стояли две большие недостроенные барки, как два лаптя у порога. Их рули-стерна безвольно вывернулись набок и смотрели вниз по течению. За причалами на пологом берегу было скатище; здесь склон расчертили бревенчатые спуски – покатни. На покатнях громоздилась еще одна недостроенная барка, подпертая в бок короткими и толстыми бревнами-попами, чтоб не съехала в воду. За баркой стояли забатуванные склады байданов, бревен-белотелов. Лежали вороха свежеполосованных толстых досок – батанцов баркам на бортовины. По берегу, засыпанному стружкой и грязным опилом, валялись корявые серые высохшие каржи – утонувшие, но вытащенные из русла пни.
На Рассольной пристани строили суда для Кусьинского завода. Их спускали к кордону в деревне Усть-Койва. От Кусьи до Усть-Койвы по реке Койве железо и чугун везли в шитиках, а на кордоне перегружали в барки. Проплывая мимо пристани, Осташа видел под горой в урочище крыши и трубы изб деревни Рассольной. За крышами торчала луковка часовни. За часовней, ссыпаясь по склону горы, светлели отвалы двух рудников. Под рудниками речка Рассольная была подпружена; пруд блестел на солнце как серебряный. На вешняках плотины медленно вращались деревянные колеса медведок – дробилок для руды.
Попробуйте определить значения выделенных слов с опорой на контекст.
Сравните своё толкование с толкованием данных слов, приведённым автором на собственном сайте[1].
Байдан – большое сосновое или еловое бревна.
Батанец – хорошая большая и длинная доска.
Белотел – свежее бревно без коры.
Бортовина – тип доски для борта барки
Вешняк – канал для сброса лишней (вешней) воды.
Забатуванные – от «батовать» – укреплять досками, жердями, брёвнами
Карж – утонувший разлапистый пень.
Медведка – механизм для дробления руды.
Покатни – деревянные «рельсы» для спуска судна на воду.
Поп – короткий обрубок очень толстого бревна.
Скатище – место спуска брёвен на воду.
Стерно (множ.ч. – стёрна) – руль на судне.
Шитик – тип лодки.
Отметьте слова, которые вам удалось понять правильно с опорой на контекст.
Перечитайте фрагмент. Как изменилось ваше представление о пристани и окрестностях после уточнения значений диалектных слов?
__________________________
__________________________
_____________
Упражнение 9. Подберите фрагменты текстов художественного и художественно-публицистического стилей и составьте 5 своих упражнений, в которых используйте приемы и методы, описанные в задании 6.
[1] http://www.arkada-ivanov.ru/ru/meth_learn/TOLKOVYJJSLOVARIKDLJ