Порядок работы над сочинением.

1. Обдумайте тему сочинения.

2. Определите ведущую мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

3. Вспомните и отберите тот материал, который, по вашему мнению, понадобится для подтверждения этой мысли.

4. Систематизируйте материал, выберите в отобранном материале главное.

5. Подберите примеры, факты, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

6. Работайте над черновиком сочинения.

7. Правильно и хорошо выражайте свои мысли.

Правильно – значит в соответствии с нормами литературного языка, хорошо – значит точно, ясно, образно, в соответствии с речевой ситуацией и задачей высказывания.

8. Исправляйте, переделывайте, улучшайте написанное.

9. Окончив сочинение, проверьте написанное, в частности, нет ли описок, пропусков букв, все ли знаки препинания расставлены правильно.

Общие рекомендации к написанию сочинения:

Объем сочинения - 4-5 страниц.

Суммарный объем введения и заключения не должен превышать 1/3 всего сочинения.

Почерк должен быть разборчивым.

Соблюдать поля.

Писать желательно синей или фиолетовой пастой.

На выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения.

Выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков.

На черновике составить план (переносить в чистовик не надо).

Удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, наименования произведений (Ф.Д. – Достоевский и «В. и м.» - «Война и мир» и т.д.); нумеровать страницы черновика.

Строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис.

Не сбиваться на пересказ текста.

Не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения.

Не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой.

Если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен).

Если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Пушкин по этому поводу писал…», «Критика встретила произведение восторженно…» и т.п.).

То же относится к именам героев, датам и т.п. – всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («В начале века…», «Относится к ранней лирике…»), заменив забытое имя словами («Один из героев Толстого…», «Антипод главного героя» и т.п.);

Главное – умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок – великий поэт», «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека»…) – это не выражения собственного мнения, а лишь его беспомощное имитация; подобные выражения только испортят впечатления от сочинения.

Удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов.

Привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять.

Рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста – разделить сочинение на абзацы.

План сочинения:

Введение.

Во введении можно обосновать выбор темы: ее актуальность, привлекательность для вас. В зависимости от темы можно порекомендовать следующие варианты введения:

· историческое – краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических условий. Например, тема: «Образ Кутузова и вопрос о роли личности в истории (по роману Л.Н.Толстого «Война и мир»)» и др.

· аналитическое – анализ центрального понятия темы. Например, тема:

« Сюжеты и герои ранней романтической прозы М.Горького» и др.

· биографическое – факты жизни писателя, история создания произведения, эволюция взглядов писателя. Например, тема: «Она <Ахматова> первая обнаружила, что быть нелюбимой поэтично…»(К.И.Чуковский)» и др.

· сравнительное – выбрать параметры, по которым проводит сравнение в основной части; вспомнить предшествующие литературные традиции, выявить, что нового внес писатель в развитие литературы. Например, тема: «Семья Болконских и семья Курагиных в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» и др.

· общая характеристика произведения, если тема предполагает анализ одного или нескольких образов – о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле. Например, тема: «Христианские в поэме А.А.Блока «Двенадцать» и др.

· лирическое, связывающая тему с вашим личным опытом, чувствами, переживаниями по поводу прочитанного. Например, тема: «Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир…» (И.С.Никитин) и др.

· введение, перекликающееся с современностью (можно использовать и в качестве заключения, показав актуальность произведения). Например, тема: «Нужен ли России Базаров? (По роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»)» и др.

Основная часть.

В основной части сочинения хорошо сравнить героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.

Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «/»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если анализируете стихотворение.

Заключение.

В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества, о вашем отношении к прочитанному.

Наши рекомендации