Психология и педагогика в системе наук
Современные отечественные психология и педагогика входят в систему гуманитарного знания, поскольку непосредственно обращены к человеку. Но столь же верно утверждать, что они являются частью обществознания, поскольку изучают человека в обществе, группах людей и в условиях межличностного взаимодействия в ходе его обучения, воспитания и развития. Следовательно, эти явления можно рассматривать как специфический процесс социализации личности, что одновременно является предметом социологии.
Непосредственное отношение к психологии и педагогике имеет философия. Во-первых, теория познания составляет наиболее общую методологическую основу психолого-педагогических исследований. При этом различные философские направления в существенной мере по-разному «видят» процесс познания вообще и соответственно процесс научного исследования в частности. А это уже определяет как приоритеты исследования, так и его методику. Во-вторых, такие традиционно философские человековедческие вопросы, как соотношение материи и духа, цели и смысла жизни человека и т.д. определяют практическое решение собственно психолого-педагогических задач (цели образования, его содержание и др.). В результате со второй половины XX в. стали активно развиваться некоторые отрасли философского и социологического знания, тесно связанные с психологической и педагогической проблематикой: философия психологии, философия образования, социальная психология, социология образования и др.
Весьма существенное значение для психологии и педагогики имеет и этика. Выводя нормы нравственности из жизненной практики и различных философских систем, формулируя их в виде моральных правил, она, однако, не занимается вопросом о том, как индивид или общество присваивает эти нормы и соответствующие образцы поведения. Этим занимается психология и педагогика, выстраивая направления воспитания и разрабатывая его методы. Подобным образом можно представить взаимодействие психологии и педагогики с эстетикой, в результате которого становится возможным разработка теории и создание действенной системы художественного воспитания. Психология и педагогика также устанавливают свои формы связи и с некоторыми естественными науками, изучающими человека как биологическое существо (анатомия, физиология, антропология и др.).
Экономические науки дают возможность психологии и педагогике принимать во внимание и учитывать закономерности развития производственных отношений, а также четко представлять те экономические процессы, в условиях которых происходит последовательное развитие психической сферы людей, их обучение и воспитание. Одновременно науки, исследующие особенности различных видов профессиональной деятельности, ориентируют психологию и педагогику в направлениях правильного осмысления функционирования психики и сознания в условиях труда и отдыха. Это позволяет точнее определить и диагностировать уровень развития у людей тех качеств, которые необходимы им для эффективного выполнения функциональных обязанностей.
Медицинские науки дают в руки исследователей научных проблем психологии и педагогики обширный материал, позволяющий понять причины патологических и других изменений в психическом развитии людей в процессе их обучения, воспитания, профессиональной и других видов деятельности.
Этнология позволяет психологии и педагогике правильно выявлять и учитывать национальные и другие психологические особенности людей, являющихся представителями определенных этнических общностей, имеющих свой специфический опыт обучения и воспитания. Одновременно исторические науки позволяют исследователям проблем психологии и педагогики глубже понимать эволюционный характер и тенденции развития личностной сферы людей, объединяющей их общности, социальной группы и общества в целом.
Логикаво многом определяет структуру психологических и педагогических исследований, содержания образования и порядок изложения материала в процессе обучения, а также способы развития мышления в рамках образовательного процесса. Конечно, это также является задачей психологии и педагогики в пределах своего собственного предмета, но логические схемы, фигуры, законы являются необходимой (хотя и не всегда достаточной) основой, если используется аппарат одной науки для решения прикладных задач другой.
Неоспоримы связи психологии и педагогики с различными разделами математики и кибернетики (теория вероятности, математическая статистика, теория автоматов и др.). Они важны для решения на современном научном уровне психолого-педагогических проблем с использованием аппарата этих наук (например, моделированияили алгоритмизации).
Вышеизложенное позволяет сделать вывод, что психология и педагогика впитывают в себя из других наук изученные и осмысленные ими представления о генезисе и особенностях проявления психического и педагогического в зависимости от тех конкретных реальностей и феноменов, которые они изучают. Это позволяет исследователям психолого-педагогических проблем более конкретно осуществлять научный поиск, убедительнее обосновывать полученные результаты и формулировать эффективные практические рекомендации по их реализации в процессах обучения, воспитания и развития людей, а также их профессиональной деятельности.
С другой стороны, психология и педагогика, изучая условия и специфику протекания психических процессов, закономерности обучения, воспитания и развития людей и объединяющих их общностей, позволяют естественным, общественным и другим наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинную обусловленность социальных и иных явлений.
Кроме того, у многих других наук, имеющих совершенно иные и, казалось бы, очень далекие от психологии и педагогики области исследования, находится немало точек соприкосновения. В результате в научном знании часто возникают новые перспективные направления, связывающие различные отрасли знаний в неразделимое целое. Таковыми, например, являются отрасли, возникшие на стыке психологии и педагогики с точными и техническими науками – компьютерная диагностика психической сферы человека, а также уровня его знаний, навыков и умений, реализация современных информационных технологий в учебном процессе, математическое моделирование и др. Следовательно, психология и педагогика на нынешнем этапе развития отечественной науки находятся на острие проводимых научных исследований.
Таким образом, психология и педагогика как науки, представляют собой систему знаний и практических рекомендаций, направленных на повышение эффективности профессионального труда специалистов высшей образовательной квалификации. Овладение их содержанием, а также выработка первичных навыков применения полученных знаний в ходе повседневной деятельности позволит выпускнику отечественной высшей школы избежать ошибок, значительно повысить уровень своей профессиональной подготовки.
Однако само по себе изучение психолого-педагогических научных и прикладных разработок создает лишь предпосылки для успешной профессиональной деятельности. Получить ответы на все вопросы, которые могут возникнуть у начинающего менеджера или специалиста, невозможно. Это объясняется тем, что нельзя с достаточной вероятностью предусмотреть конкретные условия и специфику организации (учреждения, фирмы), в которой ему предстоит работать, морально-психологическую (корпоративную) атмосферу, своеобразие межличностных отношений, образовательный уровень персонала и другие психологические и педагогические факторы, которые будут влиять на характер его деятельности. Это требует творческого подхода не только к изучению психологии и педагогики, но и формирования первичного видения сфер применения полученных знаний, анализа специфики проявления изученных психолого-педагогических феноменов при прохождении учебной практики и наблюдения за деятельностью опытных специалистов сферы предстоящей профессиональной деятельности.
Вопросы и задания для самоконтроля знаний | |
1. | Каковы научные источники формирования и развития отечественной психологии и педагогики? |
2. | Выявите и раскройте основные причины кризиса мировой психологической мысли первой половины XX в., а также оцените его влияние на последующее развитие психологии. |
3. | Оцените целесообразность ориентации современных отечественных педагогических разработок на интересы человека, общества, государства. |
4. | Обоснуйте принципиальные положения, объясняющие взаимосвязь психологии и педагогики в профессиональной деятельности менеджера (специалиста) высшей образовательной квалификации. |
5. | В чем заключается значение знания психологии и педагогики для эффективной профессиональной деятельности менеджера и специалиста высшей образовательной подготовки? |
Дополнительная литература | |
1. | Бордовская, Н.В. Психология и педагогика: учебник для вузов /Н.В.Бордовская, С.И.Розум. –СПб.: Питер, 2011. 624 с. |
2. | Броневицкий, Г.Г. Психопедагогика /Г.Г. Броневицкий, С.Н. Ладнов; под ред. Г.А. Броневицкого. –СПб.: ВМИИ, 2006. |
3. | Кравцова, Е.Е. Педагогика и психология: учеб. пособие /Е.Е.Кравцова. –М.: Форум, 2012. 384 с. |
4. | Харламов, И.Ф. Педагогика: учеб. для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец. / И.Ф. Харламов. 4-е изд., перераб.и доп. -М.: Гардарики, 2012. -517 с. |
[1] В последние годы в число объектов психологии нередко включаются факторы, влияющие на функционирование психики (прежде всего, в экстремальных условиях) и развитие психологии личности и группы людей (развивающие личность и группу).
[2] Именно в Древней Греции люди, сопровождавшие (водившие) детей в школу и помогавшие им в учебе, стали называться "пайдагёгос" (греч. paidos - ребенок, "ago" – веду, воспитываю). После некоторой трансформации оно приобрело современное звучание и педагогами стали называть людей, решающих задачи обучения и воспитания.
[3] В ряде учебников методологическая основа психологии и педагогики рассматриваются в форме общей, специальной и частной методологии.