ВТОРОЙ ЭТАП, "ЕСЛИ БЫ", ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Раздел I. "Если бы"
В упражнениях следить за линией логического и последовательного действия, оправдывающих чувства.
1. Если бы находился на поляне, на берегу реки, в саду.
2. Если бы находился дома, увидел напротив близко пожар.
8. Если бы была одна дома, готовилась к экзамену и внезапно потух свет...
4. Только что шила, куда-то воткнула иголку - очень нужно найти.
5. Если бы дождик застал на улице:
а/ надо идти домой, но не так уж спешно;
б/ надо спешить на работу;
6. Если бы вы оказались зимой в лесу, в пургу.
7. Если бы надо было перебраться на другую сторону реки.
Упражнения /на магическое "если бы"/.
Не рассказывая предварительно о свойстве "если бы", педагог готовит ряд упр., но для учеников это является экспромтом. Взяв набор из 5-6 предметов, педагог дает им поочередно в протянутые руки предмет, быстро произнося при этом:
1. Вручая платок - "вот вам шаль!"
2. Подавая коробку - "здесь лягушка!"
3. Подавая пакет - "в нем черви..."
4. Взглянув ученику на голову - "Ой, ой, по вас ползет огромный паук..."
5. Дать пить из бутылки - "попробуйте...", ученик начинает пробовать, а руководитель говорит - "там керосин...кислота..." и т.д.
Раздел II. Предлагаемые обстоятельства
Упражнения.
I. Педагог дает предлагаемые обстоятельства. Например: вы сегодня вечером остались в квартире одна. Ваши родители ушли в театр. В этом год/ вы хотите поступить в театральную студию, но родители не одобряют ваш выбор. Вы готовитесь тайно от них. До экзаменов осталось две недели, и надо читать стихи и басню полным голосом. И вот... сейчас в вашем распоряжении три часа. Что вы будете делать? Соберитесь с мыслями, подумайте и начинайте действовать.
2. Один из учеников в присутствии всей группы дает товарищу предлагаемые обстоятельства. При одобрении их педагог говорит - действуйте.
3. Другой ученик дает товарищу предлагаемые обстоятельства не вслух, а по секрету от всех присутствующих. Получивший задание начинает действовать. Вся группа следит за его действиями и должна по логике определить данные предлагаемые обстоятельства
Раздел III. Прелюдия
Все то, что происходит до момента выхода актера на сцену, называется прелюдией.
Упражнения.
Предложить нафантазировать прелюдии к только что сделанным упражнениям на предлагаемые обстоятельства, например:
1. Вы остались в квартире одна, родители ушли в театр. Вы готовитесь к экзаменам в театральное училище.
Прелюдия: Вы пришли домой. Родители раздумывают - идти им в театр или нет. Вы начинаете убеждать родителей пойти в театр и пр.
2. Педагог раздает ученикам открытки-репродукции картин известных художников: "Не ждали» И. Репина, «С квартиры на квартиру" В.Васнецова; "Разборчивая невеста" Федотова; "Художник" С.Коржева; "Семейное горе" В.Поленова: "Отец и сын" П.Корина; "Неутешное горе" И.Крамского; "Старуха, сидящая на земле" В.Сурикова и др. Просит раскрыть сюжет, тему, данную художником, создать предлагаемые обстоятельства и по позам, по выражению лиц, по настроению персонажей представить их прошлое, прелюдии.
3. По признакам, деталям на предмете определить его прошлое, прелюдию, /например - старая книга и пр./
Добиваться обоснованности рассказов прелюдий.
Раздел 1У. Изменение предлагаемых обстоятельств меняет наше отношение к предмету, меняется действие с этим предметом
Упражнения.
I. Действуйте с предметом "кресло":
а/ покупаете обыкновенное кресло:
б/ выбираете кресло для больной матери,
в/ осматриваете в музее кресло А.С.Пушкина.
2.Действуйтеспредметом"ручка":
а/ своя ручка,
б/ ручка, купленная другу в подарок,
в/ ручка на письменном столе К.С.Станиславского.
3. Действуйте с предметом "рояль":
а/ свой рояль у себя в комнате,
б/ рояль в клубе,
в/ рояль, на котором играл П.И.Чайковский.
3. ВООБРАЖЕНИЕ /251-263/
У воображения два свойства:
I/ Воспроизводить образы, пережитые раньше в действительности.
2/ Комбинировать части и все пережитое в разное время, сочетая эти образы в новом порядке, группируя их в новое целое.
Изучение элемента "воображение" ведется по следующим этапам:
1- развитие воображения и фантазии в реальной и воображаемых: плоскостях;
2- видения внутреннего зрения /так наз. кинолента видений/;
3-воображение как помощник для обновления уже созданного, но заносившегося.