Состояние звукопроизношения
Звуки | Характер произношения звуков | ||
Изолированно | В словах | Во фразах | |
[б]-[п]-[м] | |||
[в]-[ф] | |||
[д ]–[г]-[н] | |||
[г]-[к]-[н] | |||
[й] | |||
[с] | |||
[с¢] | |||
[з] | |||
[з¢] | |||
[ц] | |||
[ш] | |||
[ж] | |||
[щ] | |||
[ц] | |||
[л¢] | |||
[л] | |||
[р¢] | |||
[р] |
Отметить характер нарушения согласных звуков: отсутствие (-), замена на другие звуки, искажение (например: м/з – межзубное, ув. – увулярное и т.д.)
Анатомическое состояние артикуляционного аппарата
Отметить наличие и характер аномалий в строении:
а) губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы);
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов);
в) челюсти;
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный прикус);
д) твёрдое нёбо (высокое узкое, готическое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель);
е) мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка);
ж) язык (массивный, географический, маленький, с укороченной подъязычной связкой).
Речевая моторика
1.Состояние мимической мускулатуры:
З а д а н и я:
- поднять брови вверх («удивиться») _____________________________________________
- нахмурить брови («рассердиться») _____________________________________________
- прищурить глаза ____________________________________________________________
- надуть щёки («толстячок») ____________________________________________________
- втянуть щёки («худышка») ____________________________________________________
(Отметить наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок.)
2.Состояние артикуляционной моторики
З а д а н и я:
Губы
«Улыбка» – «Трубочка» под счёт: до трёх (до 5 лет); до пяти ( с 5 лет)
а) наличие или отсутствие движений _______________________________________________
б) тонус (нормальный, вялый, чрезмерно напряжённый) ______________________________
в) темп движений (нормальный, быстрый, медленный) _______________________________
г) переключение от одного движения к другому _____________________________________
д) объём движений (полный, неполный) ____________________________________________
е) точность выполнения _________________________________________________________
ж) длительность (способность удерживать губы в заданном положении) ________________
______________
з) замены движения _____________________________________________________________
и) добавочные и мелкие движения (синкинезия)_____________________________________
Язык
Широкий – узкий (под счёт: 3 раза – до 5 лет), (5 раз – с 5 лет) ___________________
______________
Кончик языка поднять __________________________________________________________
опустить _________________________________________________________
«Маятник» ____
«Качели» (широкий язык на верхнюю губу – на нижнюю губу) ________________________
______________
«Цоканье»_____
а) наличие или отсутствие движений ______________________________________________
б) тонус ______
в) темп _______
г) переключение от одного движения к другому ____________________________________
д) объём движения _____________________________________________________________
е) точность выполнения _________________________________________________________
ж) замены движения ____________________________________________________________
з) длительность удержания заданного положения ____________________________________
и) добавочные и лишние движения (синкинезия) _____________________________________
к) наличие тремора, саливации, отклонений кончика языка ____________________________
_______________
Мягкое нёбо
З а д а н и е: произнести звук [а] при широко открытом рте.
(Отметить те же параметры движений) _____________________________________________
_______________
_______________
Состояние дыхательной и голосовой функций
1.Тип, объём, плавность неречевого и речевого дыхания, продолжительность речевого выдоха ________
2.Характеристика голоса:
а) громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) _______________________________
б) наличие или отсутствие носового оттенка ________________________________________
в) модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности) __________________________
_______________
Особенности динамической стороны речи
1.Темп (нормальный быстрый, медленный) _________________________________________
2. Ритм ________
3. Правильность употребления пауз ________________________________________________
4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной) ________________________________________________________________
Воспроизведение звуко-слоговой структуры слова
1. Изолированные слова:
с 4 до 5 лет:
дом мостик кошка
снег каша капуста
крыша хлеб помидоры
с 5 лет:
помидоры милиционер
сквозняк аквариум
сковорода лекарство
температура простокваша
свисток подснежник
скворечник
2.Предложения (с 5 лет):
Мальчики слепили снеговика.
Водопроводчик чинит водопровод.
Волосы подстригают в парикмахерской.
Милиционер ездит на мотоцикле.
Регулировщик стоит на перекрёстке.
Состояние фонематического восприятия
(слухо-произносительной дифференциации звуков речи)
1.Повторение слогов с оппозиционными звуками:
с 4 лет:
па-ба на-га
ба-на та-на
ва-та га-да
та-да ка-га
ма-мя ба-ма
с 6 лет:
ба-ба-па са-ша-са
та-да-та жа-за-жа
га-ка-га ча-ша-ча
ба-бя-ба за-са-за
2.Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.
Показать картинки:
мишка - мышка бочка - почка
уточка - удочка трава - дрова
3.Дифференциация по слуху звуков, смешиваемых в произношении:
миска – мишка цветик – Светик
крыса – крыша вечер – ветер
речка – редька косы – козы
чёлка – щёлка