Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков. Обогащение и обновление форм трудовой деятельности школьников
Чтобы трудовая деятельность учащихся развивала их сознательность, взгляды и убеждения и способствовала формированию практической стороны трудолюбия как личностного качества, ее необходимо методически правильно организовать. Наиболее существенными вопросами этой методики являются следующие.
а) В процессе воспитания, исходя из необходимости включения учащихся в разнообразную трудовую деятельность, учителям и классным руководителям следует не только заботиться о подборе объектов труда, но и тщательно продумывать систему его организации с тем, чтобы он носил регулярный характер. С этой точки зрения нужно планировать трудовую деятельность таким образом, чтобы наряду с более или менее постоянной работой учащиеся систематически изготовляли учебные пособия для школьных кабинетов и выставок, занимались благоустройством прилегающей к школе территории, работали по заданию подшефных предприятий как в течение учебного года, так и во время каникул. В средних и старших классах полезно, чтобы школьники сами планировали свой труд и сами решали, как лучше его организовать. В этих случаях учителя и классные руководители выступают лишь как советчики и консультанты и оказывают помощь в решении тех вопросов, которые вызывают у школьников определенные затруднения. Если в школе обеспечивается регулярное участие всех учащихся в разнообразных видах труда, то создаются условия для нормального трудового воспитания.
б) При организации труда нужно четко определять те задачи, которые должны решать учащиеся, а также разъяснять их общественное и нравственное значение. Например, учащиеся-подростки и старшеклассники направляются на оказание помощи в уборке урожая. Накануне этого необходимо определить, какую работу будут выполнять учащиеся и какие конкретные задачи стоят перед ними, подробно разъяснить необходимость этой помощи и ее народно-хозяйственное значение. Все это должно делаться кратко и тактично, без лишних призывов и тем более морализирования. Осмысление важности труда и связанных с ним задач способствует возбуждению у учащихся потребности хорошо выполнить трудовое задание, создает психологическую установку на преодоление трудностей, рождает чувство ответственности и долга.
в) В методике трудового воспитания существенно важным является определение порядка выполнения намеченного труда, распределение обязанностей между учащимися, выделение ответственных за отдельные участки работы и определение формы подведения результатов ее выполнения.
г) Весьма важной стороной организации трудовой деятельности учащихся является практический показ и обучение их способам и приемам работы, соблюдению правил техники безопасности. В данном случае речь идет об элементах трудового обучения, формировании трудовых умений и навыков, трудовой сноровки, без которых нельзя успешно работать.
д) Большое значение имеет руководство самим процессом труда и оказание помощи учащимся в овладении более рациональными способами его выполнения.
Учителю надо быть внимательным и следить, кто как работает, кто испытывает затруднения, кому нужно помочь. Особое внимание надо обращать на соблюдение правил техники безопасности, предупреждать учащихся об осторожности в обращении с орудиями труда и техническими средствами.
е) Органической частью организации труда является раскрытие и осмысление его связи с обучением, а также его роли в углублении и расширении знаний школьников. Когда, например, учащиеся работают на пришкольном участке, эти вопросы всегда выступают на первый план. Школьники на практике применяют свои знания о способах посадки деревьев, различных растений, изучают влияние минеральных удобрений на рост и урожайность сельскохозяйственных культур и т.д. Тесно связаны с обучением такие виды труда, как изготовление учебных пособий, работа с приборами и реактивами в учебных кабинетах. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о производительном труде. Тем более вдумчиво нужно относиться учителям к использованию его в учебно-воспитательных целях. Школьники работают на рыхлении междурядий свеклы, кукурузы или картофеля. В этом случае полезно вспомнить, что рыхление почвы нередко называют «сухой поливкой» растений, и разъяснить учащимся, что рыхление разрушает капилляры в верхнем слое почвы и тем самым уменьшает испарение влаги. Практическое обращение с техникой, с различными химикатами углубляет знания школьников по физике, химии, биологии.
Подобное соединение труда с обучением не должно носить механического характера. Его необходимо осуществлять тогда, когда есть возможность, когда между трудом и знаниями существует содержательная связь. Искусственные же увязки пользы не приносят. Хорошо организованный труд и его материальные результаты сами по себе положительно влияют на обучение учащихся: они воспитывают упорство в преодолении трудностей, формируют у них коллективизм, стремление к взаимопомощи, т.е. те качества, которые обеспечивают успех как в физической работе, так и в учебных занятиях.
ж) Для формирования добросовестного отношения к труду большое значение имеет стимулирование трудовой активности учащихся, формирование и укрепление у них потребностно-мотивационной сферы в этом направлении, о чем шла речь выше. Вместе с потребностями и мотивами значительную роль в стимулировании трудовой активности школьников играет сама форма организации труда. Можно просто поехать всем классом на сельскохозяйственные уборочные работы, а можно позаботиться о том, чтобы эта работа приняла интересную форму, например, провести «трудовой десант», создать временную производственную бригаду, – и работа пойдет веселее.
Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы ее формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а иной раз и романтические черты. Многое здесь дает использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных норм организации. Вот школьники обратили внимание на то, с какой радостью их встречают малыши из соседнего детского сада, учитель подсказывает им провести операцию «ПМД» («Подарок младшим друзьям»), в процессе которой они готовят детям игрушки, сувениры, новые игры. В зимнее время учащиеся задумывают новую трудовую операцию «Снежная сказка» и по секрету от малышей делают различные скульптуры из снега, строят снежную крепость и т.д.
В предновогодние дни в школе проводится ролевая игра «Фабрика». Школьники распределяют между собой разные роли: одним поручается подготовить оформление помещения к новогоднему вечеру, другим – организовать выставку юмористических рисунков, третьим – навести порядок и чистоту в школе, четвертым – изготовить кормушки и домики для птиц и т.д. В результате все заняты конкретными делами, в школе поддерживается бодрое трудовое настроение, дети с охотой выполняют свои обязанности, расширяется сфера их потребностей в новых видах труда и практической деятельности[163].
Таковы основные методические требования, с учетом которых организуется и стимулируется трудовая деятельность школьников и формируется их трудолюбие.