Развитие гимнастики в России после 1917 г
В 1918 г. была создана Рабоче-Крестьянская Красная Армия (РККА). Она нуждалась в здоровой, физически хорошо подготовленной молодежи. Был издан специальный декрет «Об обязательном обучении военному искусству», который предписывал Главному Управлению Всеобщего военного обучения (Всевобуч) создавать в армии спортивные клубы, восстанавливать спортивные площадки и залы.
Для того чтобы выполнить эти указания, решено было ликвидировать буржуазные спортивно-гимнастические общества и клубы. За выполнение этой задачи рьяно взялся комсомол. В его порывах не обошлось без курьезов. Сметая с пути революции «контру», некоторые юные активисты начали ломать гимнастические снаряды и вывозить их на свалку. Были и теоретически ратовавшие за исключение гимнастики из системы физического воспитания. Вместо нее предлагали упражнения с серпом, молотом, пилой, шестеренкой и другими рабочими инструментами. Были и сторонники системы йогов, пропагандировавшие «психофизическую культуру», в которой видели средство не столько физического, сколько духовного воспитания. Воспитательное значение занятий гимнастикой игнорировалось.
В 1923 г. при опытно-показательной площадке Всевобуча создается команда гимнастов.
В 1927 г. на III Спартакиаде РККА впервые проводятся соревнования по гимнастике. Среди 50 участников лучшими были Панкратов, Гаспарян, Гуляев.
В 1928 г. центром работы по гимнастике становится гимнастическая секция при Центральном доме Красной Армии. Она стала играть ведущую роль в развитии гимнастики не только в армии, но и во всей стране. С тех пор армейские гимнасты являются ведущими. Они внесли большой вклад в построение урока, в методику обучения и тренировки.
Важными вехами в развитии гимнастики стали I Всесоюзная Спартакиада (1928) и первенство РККА по гимнастике в 1930 г.
В 1929 г. на научно-методической конференции по гимнастике она была разделена на отдельные виды: спортивная, художественная гимнастика, акробатика. Начались передачи утренней гимнастики по радио.
Важным средством агитации и пропаганды гимнастики среди населения были массовые гимнастические выступления, проводившиеся ежегодно с 1930 г. в Москве на Красной площади, в Ленинграде и столицах союзных республик, а также соревнования различных масштабов. В программу соревнований были включены Прикладные упражнения.
В марте 1931 г. был введен единый физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне», в январе 1932 г. — ГТО II ступени, в
1934 г. — «Будь готов к труду и обороне» (БГТО). Школьники сдавали 3 теоретических требования и испытания по 13 видам физических упражнений. Нужно было знать правила соревнований и уметь судить спортивные игры (волейбол, футбол и др.), уметь провести занятия по одному из 13 видов упражнений.
В 30-е гг. около 90 % учащейся молодежи были охвачены обязательными занятиями физической культурой, на которых основным видом упражнений являлась гимнастика. В этот период (1931 — 1936) происходит дальнейшее развитие спортивной гимнастики: повышается сложность упражнений, совершенствуется методика обучения и тренировки. С 1932 г. регулярно проводятся первенства страны, гимнастика постепенно превращается в оформленную спортивно-педагогическую дисциплину. В 1933 г. в Москве на конференции по гимнастике были определены ее задачи, намечены пути развития, рассмотрена необходимость создания отечественной терминологии и совершенствования судейства соревнований.
В 1934 — 1935 гг. создаются детские спортивные школы (ДСШ, ДСО): «Юный динамовец», «Юный спартаковец» и т.д. С 1934 г. стали проводиться республиканские спартакиады школьников. Во всю велась борьба за подготовку здоровой смены. Гимнастике в этом отводилась ведущая роль. Улучшалась спортивная база. Так, в 1936 г. у 64 000 профсоюзов было 706 гимнастических залов.
Открываются новые учебные заведения для подготовки физкультурных кадров, расширяются Московский и Ленинградский институты физической культуры. Открывается техникум физической культуры в Казахстане, в 1930 г. начинает работать институт физической культуры в Баку; физкультурные отделения открываются при педагогических институтах. В 1935 г. начинается обучение на факультете физической культуры в Тбилисском государственном университете. В 1930 г. открывается Харьковский институт физической культуры, при нем создается высшая школа тренеров; появляются техникумы физической культуры во многих городах. Лучшие физкультурные учебные заведения, спортсмены, педагоги награждаются орденами. Все это содействовало развитию в стране физкультурного движения, в котором гимнастике как спортивно-педагогической дисциплине принадлежала ведущая роль.
В развитии гимнастики большое значение имели подготовка педагогических и научных кадров, выпуск учебной, научно-методической литературы, классификационных программ, правил соревнований, строительство спортивных сооружений и др. В 1935 г. издается журнал «Гимнастика». Он способствует внедрению гимнастики в занятия со взрослыми и учащейся молодежью.
Разрабатываются детские классификационные программы, по которым с 1936 г. проводятся первые всесоюзные соревнования
школьников. Впоследствии они становятся традиционными. Это содействует росту популярности гимнастики среди учащейся молодежи. Постепенно складывается отечественная система гимнастики, отвечающая целям и задачам физкультурного движения в СССР.
В 1937 г. советские гимнасты впервые померялись силами с зарубежными спортсменами в Бельгии, в городе Антверпене, и вышли победителями. Ими были Мария Тышко и Николай Серый.
Уже чувствовалось приближение Второй мировой войны. Советский народ прилагал все силы к тому, чтобы не допустить беды, дать достойный отпор врагу, если он посягнет на нашу Родину. Молодежь вовлекалась в активные занятия спортом, занималась в автомотокружках, аэроклубах, стрелковых секциях и др.
В период Великой Отечественной войны (1941 —1945) все силы народа были направлены на разгром немецко-фашистской армии, вероломно ворвавшейся в наш дом. Средства и методы гимнастики использовались для подготовки резервов для армии и лечения раненых бойцов. Гимнасты, тренеры, как и представители других видов спорта, с оружием в руках защищали Родину. Подразделения, сформированные из спортсменов, наводили смертельный ужас на фашистских захватчиков.
С 1 октября 1941 г. в стране вводится обязательная военно-физическая подготовка всех граждан в возрасте от 16 до 50 лет, в том числе и в старших классах общеобразовательных школ, техникумах и других учебных заведениях. Усилилась роль физической подготовки в военных учебных заведениях, в резервных и фронтовых частях. Важное место в системе этой подготовки занимала гимнастика. Занятия носили военно-прикладной характер и были направлены на развитие силы, быстроты, ловкости, выносливости, решительности и смелости в действиях. Воины упражнялись в ходьбе и беге, метании гранат, лазании и перелезании, переноске груза и раненого, преодолении полосы препятствий, фехтовании, стрельбе и др. Широкое распространение получила лечебная гимнастика. Она в короткие сроки помогла 73,2% раненых и более 90% больных возвратиться в строй.
Несмотря на ожесточенные сражения на фронтах, большое внимание уделялось развитию спорта, спортивной гимнастики. В 1943 г. в Москве были проведены Всесоюзные соревнования по гимнастике. Первенство СССР состоялось и в военном 1944 г.
В годы восстановления народного хозяйства гимнастика получила дальнейшее развитие: готовятся педагогические и административные кадры, восстанавливаются и строятся новые спортивные сооружения, активизируется работа ДСО, профсоюзных организаций, открываются новые техникумы и институты физической культуры. С 1947 г. начинают регулярно прово-
диться первенства СССР по гимнастике. На международную арену выходит талантливая плеяда гимнастов: В.Муратов, В.Чука-рин, Б.Шахлин, Г.Шагинян, А.Азарян, Ю.Титов, С.Муратова, Г.Шамрай, Т.Манина, М.Гороховская, Л.Латынина, П.Астахова, Н.Бочарова.
В 1948 г. под председательством Г.В.Бакланова состоялась II Всесоюзная конференция по гимнастике. На ней были отмечены успехи научной работы по гимнастике, обобщен передовой опыт преподавателей и тренеров, определены значение и место ее видов с оздоровительной, спортивной и прикладной направленностью в системе физического воспитания.
Успехи, достигнутые в экономическом и культурном строительстве, позволили улучшить материальную базу для занятий. К 1950 г. было введено в строй около 200 гимнастических залов. Улучшилась подготовка кадров. Появилась возможность значительно усложнить нормативы Единой всесоюзной классификации. 27 декабря 1948 г. было принято постановление «О ходе выполнения Комитетом по делам физической культуры и спорта директивных указаний партии и правительства о развитии массового физкультурного движения в стране и повышении мастерства советских спортсменов». Это положительно сказалось на развитии гимнастики.
У нас в стране и во всем мире с нетерпением ждали выступления советских гимнастов на XV Олимпийских играх в Хельсинки (1952). Наши гимнасты на Олимпийских играх одержали блестящую победу. Абсолютными чемпионами стали В.Чукарин и М. Гороховская. У мужчин на втором месте был В.Муратов, у женщин вторым призером стала Н. Бочарова. Личное первенство среди женщин впервые стало проводиться на этой Олимпиаде. Газеты многих стран в то время писали: «Почти незаметным образом Россия превратилась в великую державу по гимнастике».
Мужская команда привезла из Финляндии на Родину 5 золотых, 5 серебряных и 1 бронзовую медаль; женская — 4 золотых, 6 серебряных и 1 бронзовую награду.
Соревнования проводились по международным правилам. В них участвовало 183 гимнаста от 30 стран. Полные зачетные команды выставили 23 страны. Командный результат определялся по 5 лучшим оценкам за выполнение упражнений в каждом виде многоборья (у мужчин — 6, у женщин — 4 вида).
Наиболее успешно наши гимнасты выступили в многоборье, на кольцах (Г. Шагинян), на коне с ручками и в опорных прыжках (В.Чукарин), но в то же время показали низкие результаты в упражнениях на брусьях и особенно на перекладине и в вольных упражнениях. Гимнастки лидировали в многоборье и опорных прыжках (Е.Калинчук), но слабо выступили в упражнениях на бревне и вольных упражнениях.
Свои успехи в Хельсинки советские гимнасты закрепили на Чемпионате мира в 1954 г. На XVI Олимпийских играх в Мельбурне (1956) они выступали уже в роли фаворитов. Однако в соревнованиях мужских команд упорное сопротивление им оказали японские гимнасты. Заметно выросло мастерство у представителей стран восточного блока и Финляндии. Успех развития гимнастики в этих странах в значительной мере был обусловлен тем, что наши гимнасты и тренеры бескорыстно делились своим опытом, организовывали совместные тренировки. В частности, эта помощь в сочетании с большим трудолюбием, дисциплиной, высокой работоспособностью позволили японским гимнастам на XVII Олимпийских играх в Риме (1960) превзойти своих учителей на 2,5 балла в командном зачете. Абсолютным чемпионом стал советский гимнаст Б.Шахлин, серебряным призером — японский гимнаст Т.Оно, бронзовым — Ю.Титов.
Женская команда в отличие от мужчин выступила с большим блеском, опередив своих ближайших соперниц из Чехословакии на 8,997 балла. Абсолютной чемпионкой игр стала Л.Латынина, а последующие призовые места заняли С.Муратова, П.Астахова, М.Николаева.
Острая спортивная борьба на международной арене стала источником быстрого развития гимнастики во всех «гимнастических» странах.
На XVIII Олимпийских играх в Токио (1964) вновь упорная борьба за первое место разгорелась между мужскими командами СССР и Японии, и опять наша команда проиграла 2,5 балла. На третье место вышла объединенная команда гимнастов ФРГ и ГДР. Впервые абсолютным чемпионом стал хозяин помоста Ю.Эндо, на втором месте оказались сразу три гимнаста — Б. Шахлин, В. Ли-сицкий и японец С. Цуруми.
С еще большим накалом проходила борьба между советскими и чехословацкими гимнастками. Нашим девушкам удалось опередить своих соперниц всего лишь на 0,901 балла. Третью ступень пьедестала заняли хозяйки олимпиады. Золотую медаль завоевала В.Чеславска из Чехословакии, серебряную — Л.Латынина и бронзовую П.Астахова.
Острота борьбы между командами СССР и Японии не уменьшилась и на XIX Олимпийских играх в Мехико (1968). Представители Страны восходящего солнца вновь опередили наших гимнастов (на 4,8 балла). На третье место вышли спортсмены ГДР. В многоборье абсолютным чемпионом стал японский гимнаст С. Като. Всего лишь 0,05 балла уступил ему абсолютный чемпион мира 1966 г. М. Воронин. Последующие три места заняли спортсмены Японии А. Накаяма, Э. Кенмоцу и Т. Като.
Наибольшей остроты и драматизма достигла борьба между советскими и чехословацкими спортсменками. Превосходство на-
ших гимнасток было минимальным и составляло всего лишь 0,65 балла в командном зачете. В личном зачете снова победила В. Чеславс-ка, второе и третье места заняли 3. Воронина и Н. Кучинская.
На XX Олимпийских играх в Мюнхене (1972) японская команда опередила наших спортсменов на 5,2 балла. Бронзовыми призерами были гимнасты ГДР. Все личные призовые места в многоборье заняли японские гимнасты С. Като, Э. Кенмоцу, А. Накая-ма, и лишь четвертым был наш гимнаст Н.Андрианов.
Женская команда СССР на этот раз выступила значительно лучше мужской и уверенно завоевала первое место. У ближайших соперниц из ГДР она выиграла 3,95 балла. На третье место выдвинулись гимнастки Венгрии, а вот чехословацкие спортсменки были всего лишь пятыми. Чемпионкой мюнхенской олимпиады стала Л.Турищева, второе место завоевала К.Янц из ГДР, третье — Т.Ла-закович, представительница нашей страны.
В развитии гимнастики, в дальнейшем повышении мастерства наших гимнастов важную роль сыграли спартакиады народов СССР. Они явились смотром достижений гимнастики. Спартакиадные старты каждый раз открывали новые имена, яркие таланты. Прославленные гимнасты на спартакиадах передавали эстафету мастерства, трудолюбия, выдержки, самообладания, чувства патриотизма представителям молодого поколения. От поколения к поколению совершенствовалось мастерство гимнастов. Этому способствовали развитие науки о физическом воспитании и спортивной подготовке гимнастов, появление квалифицированных педагогических кадров, совершенствование учебно-тренировочной и воспитательной работы в ДЮСШ, улучшение спортивной базы и других условий, необходимых для полноценной тренировки гимнастов.
На XXI Олимпийских играх в Монреале (1976) советские гимнасты выступили успешно, хотя и проиграли в командном зачете своим давним соперникам из Японии 0,4 балла. На третьем месте снова были гимнасты ГДР. Олимпийским чемпионом на этот раз стал советский гимнаст Н.Андрианов, второе и третье места вновь завоевали японские гимнасты С. Като и М. Цукахара. Наш гимнаст А.Дитятин занял четвертое место.
В женском командном первенстве уверенно лидировали советские гимнастки. Вслед за ними были спортсменки из Румынии, а затем — ГДР. Золотая медаль в этот раз досталась румынской гимнастке Н. Комэнеч, серебряная и бронзовая были у советских гимнасток Н.Ким и Л.Турищевой.
В 70-е гг. советские гимнасты одержали целый ряд убедительных побед на европейских и мировых первенствах в командном и личном зачетах. На гимнастический помост выходит плеяда талантливой молодежи.
На XXII Олимпийских играх в 1980 г., впервые проводимых в Москве, не участвовали японские гимнасты — победители в ко-
мандном первенстве на последних пяти олимпиадах. Это было обусловлено призывом президента США к бойкоту Московской олимпиады.
Наши гимнасты тщательно готовились к этим играм и их труд увенчался блестящим успехом. В состав нашей мужской команды входили Н.Андрианов, Э.Азарян, А.Дитятин, Б.Макуц, А.Ткачев, В.Маркелов. Они стали победителями олимпиады. Последующие призовые места заняли гимнасты ГДР и Венгрии. В личном первенстве первое место занял А.Дитятин, второе — С.Делчев (Болгария) и третье — А.Ткачев. Своеобразный рекорд установил А.Дитятин, выигравший 7 медалей: 2 золотые, 4 серебряные и 1 бронзовую.
Женскую команду составили Е.Давыдова, М.Филатова, Н. Ким, Е. Наймушина, Н.Шапошникова, С.Захарова. Все они представляли разные города страны, что говорит о широком распространении женской спортивной гимнастики и высоком качестве спортивной подготовки. Наши гимнастки победили соперниц из других стран. Второе место досталось гимнасткам из Румынии, а третье — из ГДР. В личном первенстве победила Е.Давыдова, второе место поделили М. Гнаук и Н. Комэнеч.
XXIII Олимпийские игры (1984) проводились в США, но из-за сложившейся международной обстановки наши спортсмены в них не участвовали. Так же поступили и другие социалистические страны. Это явилось большим разочарованием для истинных любителей спорта и внесло неуверенность в дальнейшее развитие Международного Олимпийского движения.
Подготовка спортсменов, способных успешно выступать на международных соревнованиях, служила делу укрепления дружбы между народами. Но острая спортивная борьба на международной арене побудила к тому, что основные материальные средства, лучшие педагогические силы, организация спортивно-массовых мероприятий были направлены главным образом на подготовку спортсменов высокого класса в ущерб развитию массового спортивного движения. Со временем это стало отрицательно сказываться на здоровье, физическом развитии молодежи, на ее готовности к активной учебе, труду и службе в армии. Всего лишь около 20 % молодежи призывного возраста справлялись с нормами ГТО. Появился дефицит абсолютно здоровых молодых людей, способных работать во многих отраслях народного хозяйства, предъявляющих высокие требования к состоянию здоровья.
Чтобы выправить создавшееся положение, 24 сентября 1981 г. было опубликовано постановление партии и правительства «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта». В нем говорилось о том, что физическая культура должна входить в повседневную жизнь широких слоев населения, особенно детей. Главная задача физкультурного движения, всей системы физического
воспитания — всемерно способствовать укреплению здоровья людей, повышению их работоспособности и производительности труда, формированию высоких нравственных качеств, бодрости духа, силы, выносливости, воспитанию здорового и жизнерадостного поколения.
В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы также подчеркивалось, что общество кровно заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для этого предлагалось организовывать ежедневные занятия всех учащихся физической культурой на уроках, во внеучебное время, в спортивных секциях. В каждой школе, профтехучилище, во всех учебно-воспитательных учреждениях должны быть созданы спортивные залы и площадки, хорошо оснащенные оборудованием и инвентарем.
Эти документы послужили стимулом и основанием перестройки в области гимнастики. Суть ее заключается в более полном использовании средств и методов гимнастики в физическом воспитании людей. Изыскиваются новые пути их применения для укрепления здоровья занимающихся, развития функций отдельных органов и систем организма, двигательных и психических способностей, воспитания личностных свойств, необходимых для успешной учебной, трудовой деятельности и воинской службы.
Специфические особенности гимнастических упражнений в сочетании с музыкой, словом педагога, хорошими условиями занятий, точным дозированием физиологической и психологической нагрузки на занимающихся, индивидуальным и личностным подходом к ним открывают новые широкие возможности для внедрения гимнастики в дошкольное, школьное, профессиональное и военно-прикладное физическое воспитание. В практику физического воспитания включаются новые формы и методы проведения занятий: женская, ритмическая гимнастика, упражнения с гантелями, с использованием многопролетных снарядов, полос препятствий, игр, эстафет, поточного, кругового и других методов выполнения упражнений. Разрабатываются методы оценки и развития двигательных и психических способностей с помощью гимнастических упражнений, воспитания личностных свойств применительно к избранному занимающимся виду спортивной, профессиональной или военной деятельности. Результаты научной работы и передового педагогического опыта внедряются в практику физического воспитания учащейся молодежи.
В 80-е годы была разработана и введена в действие новая облегченная классификационная программа по спортивной гимнастике категории «Б». Она предназначена для тренировок и проведения массовых соревнований в коллективах физической культуры
среди учащихся школ, средних специальных и высших учебных заведений, военнослужащих.
На XXIV Олимпийских играх в Сеуле (1988) советские гимнасты заняли первые места по спортивной и художественной гимнастике. В общей сложности они завоевали 12 золотых, 5 серебряных и 4 бронзовые медали. В составе мужской команды выступали В.Артемов, Д. Билозерчев, В.Гоголадзе, В.Люкин, В. Могильный, В.Новиков. Весь пьедестал почета заняли В.Артемов, В.Люкин, Д. Билозерчев. В составе женской команды высочайшее мастерство продемонстрировали Е.Шушунова, Н.Лащенова, С.Богинская, С. Боитова, О. Стражева, О. Омельянчик. Олимпийской чемпионкой стала Е. Шушунова. В художественной гимнастике золотым было выступление М.Лобач, а бронзовым — А.Тимошенко. В выступлениях наших гимнастов ярко отразились их высокие нравственные качества: патриотизм, коллективизм, гражданский долг, трудолюбие и воля. Это убедительный пример для учащейся молодежи, для тех, кто еще только приступает к занятиям гимнастикой или другим видом спорта.
В августе 1985 г. было подписано соглашение о проведении в 1986 г. в СССР, а через четыре года в США соревнований, получивших название «Игры Доброй Воли». Спортивная общественность обеих стран пригласила к участию в них сильнейших атлетов мира, сделав тем самым поистине шаг доброй воли. Лучшие спортсмены разных стран получили возможность участвовать в соревнованиях самого высокого уровня. Эти соревнования призваны способствовать расширению и упрочению спортивных связей наших двух государств и взаимопонимания между народами всех стран. Они проводятся каждые четыре года.
В первых Играх Доброй Воли 1986 г. мужская и женская команды нашей страны были лучшими. Мужчины в составе Ю. Королева, В.Могильного, В.Артемова, В.Люкина, А.Тихоньких, Ю.Балабанова на 5,2 балла опередили гимнастов ГДР, занявших второе место. Третье место заняли гимнасты КНР. Женская команда в составе В.Колесниковой, Е.Шушуновой, О.Омельянчик, О.Стра-жевой, Е.Шевченко на'5,5 балла опередили гимнасток Венгрии, занявших второе место. Третье место, как и у мужчин, заняли гимнастки КНР.
Лучшими среди мужчин оказались Ю.Королев (1-е место), В.Могильный (2-е место) и В.Артемов; среди женщин — В.Колесникова, Е.Шушунова и О.Омельянчик.
В 1990 г. в Сиэтле (США) состоялись вторые Игры Доброй Воли. Гимнасты выступали только по произвольной программе. Нашу мужскую команду представляли В. Беленький, В.Щербо, В.Люкин, В. Могильный. Они не уступили превосходства над своими ближайшими соперниками, начиная от исполнения упражнений на первом снаряде и до окончания соревнований. Следом
за ними призерами были спортсмены из ГДР, а затем Китая. В личном первенстве победил В. Щербо, последующие места заняли В. Беленький и Л. Рингнэлд и К. Уолтер (оба из США). За три дня соревнований наши гимнасты завоевали 8 золотых, 4 серебряных и 1 бронзовую медаль. Это был рекорд по числу полученных наград.
В состав женской команды входили С.Богинская, Н.Калинина, О.Чусовитина и Т.Лысенко. В упорной борьбе с гимнастками США они завоевали звание чемпионок Игр Доброй Воли. За несколько месяцев до этих соревнований тренер гимнасток США заявлял о том, что он надеется положить конец победам советских спортсменок. Однако его прогнозу не суждено было сбыться. Абсолютной чемпионкой стала Н.Калинина. Она показала лучший результат в упражнениях на бревне, в вольных упражнениях (совместно с С.Богинской), серебро ей досталось за упражнения на брусьях и в прыжках. Это был крупный успех нового лидера нашей отечественной гимнастики.
XXV Олимпийские игры проводились в 1992 г. в Барселоне
(Испания). Гимнасты государств СНГ выступали единой коман
дой. Мужскую команду представляли В. Щербо, В. Беленький,
Р. Шарипов, И. Коробчинский, Г. Мисютин, А. Воропаев. Они ста
ли победителями олимпиады, второе и третье места заняли гим
насты Китая и Японии. В. Щербо завоевал 6 золотых медалей,*по-
бедив в абсолютном первенстве и в четырех видах многоборья. Весь
пьедестал почета заняли В. Щербо, Г. Мисютин и В. Беленький.
В состав женской команды входили С.Богинская, Т.Лысенко, Р. Галиева, Е.Груднева и С. Чусовитина. Они доказали, что являются сильнейшими в мире. Серебряными призерами были румынские и бронзовыми — гимнастки США. Абсолютной чемпионкой стала наша Т.Гуцу, серебряным призером — Ш.Миллер (ГДР), бронзовым — Л.Милосович (Румыния).
XXVI Олимпийские игры состоялись в 1996 г. в Атланте (США).
В этот раз российские гимнасты выступали самостоятельной ко
мандой. Мужскую команду составили Д.Труш, А.Харьков, А.Во
ропаев, Д. Василенко, А. Немов, Е. Подгорный, Н. Крюков. В лич
ном первенстве по многоборью победил китайский гимнаст Ли
Сяо-шунь, второе место занял А. Немов, завоевавший золотую
медаль за опорные прыжки и бронзовую — в вольных упражне
ниях, на коне и перекладине, третье место в многоборье было у
В. Щербо.
За женскую олимпийскую команду России выступали Е. Кузнецова, Е. Грошева, С.Хоркина, Е.Долгополова, Д. Кочеткова. На этот раз они уступили первое место гимнасткам США. С. Хоркина стала олимпийской чемпионкой в упражнениях на брусьях и серебряным призером в многоборье. Российские гимнасты завоевали 3 золотые, 6 серебряных и 1 бронзовую медаль.
Во весь голос заявили о себе молодые российские гимнасты и гимнастки — А.Ковалева, Е.Гребеньков, Д.Бондаренко и др. Они успешно выступили в 1998 г. на чемпионате Европы в Санкт-Петербурге, Всемирных юношеских играх в Москве и Играх Доброй Воли в Нью-Йорке.
Блестяще выступили российские гимнасты на XXVII Олимпийских играх в Сиднее (Австралия). Абсолютным чемпионом стал
A. Немов. В общей сложности он завоевал 2 золотых, 1 серебряную
и 3 бронзовых медалей. Олимпийскими чемпионами стали С.Хор
кина и Е.Замолодчикова. Призерами в отдельных видах многобо
рья и в командных соревнованиях также стали А. Колесникова,
Е. Продунова, Е.Лобазнюк, А.Чепелева, А. Бондаренко, Д. Дре
вни, Е.Подгорный, М.Алешин, Н.Крюков.
Гимнасты нашей страны участвовали в двенадцати Олимпийских играх. В командном первенстве мужчины побеждали шесть раз. В 60 —70-х гг. они пять раз занимали второе место, уступая японским спортсменам. Женская команда уступила первое место только в 1996 г. Абсолютными олимпийскими чемпионами из отечественных гимнастов были В.Чукарин (1952, 1956), Б. Шахлин (1960), Н.Андрианов (1976), А.Дитятин (1980), В.Артемов (1988),
B. Щербо (1992), А. Немов (2000); среди женщин — М. Гороховс
кая (1952), Л.Латынина (1956, 1960), Л.Турищева (1972), Е.Да
выдова (1980), Е.Шушунова (1988), Т.Гуцу (1992).
Своими успехами гимнасты вносили весомый вклад в достижения отечественного спорта и способствовали росту международного авторитета страны, налаживанию дружбы и взаимопонимания между народами.
Международные достижения наших гимнастов и гимнасток на протяжении десятков лет — феномен, не имеющий аналогов в мировом спортивном сообществе. Высокий авторитет отечественной гимнастики подтверждается выбором российских представителей в руководящие органы международных гимнастических организаций. Долгое время президентом Международной федерации гимнастики (FIG) был Ю.Титов (1976 — 1996), а вице-президентом А.Попов. Членами технических комитетов FIG были Н.Миронов, В.Муратов и Т.Демиденко, а членами Исполкома Европейского союза гимнастики (UEG) — Л.Аркаев. В настоящее время президент Федерации гимнастики, главный тренер сборной команды России Л.Аркаев является членом Исполкома FIG, а В.Кердеме-лиди и Л.Андрианова — членами технических комитетов UEG.
Большой вклад в авторитет российской гимнастики внес наш судейский корпус. Репутация Т.Демиденко, Л.Ивановой, Л.Андриановой, Н.Андрианова, Р.Терехиной, В.Кердемелиди, А.Городецкого и других на международной арене очень высока.
Успехи отечественных гимнастов не являются случайными, они опираются на условия, созданные в стране для массовых занятий
гимнастикой учащейся и рабочей молодежи, на растущий уровень культуры людей, на развитие науки о человеке и самой гимнастики как спортивно-педагогической дисциплины, на подготовку квалифицированных кадров по физическому воспитанию, на опыт работы с гимнастами в многочисленных секциях, ДСШ, ДЮСШ, где уже подрастает новое поколение гимнастов и гимнасток. С ними связываются наши надежды на успешные выступления россиян в XXI веке. Развитию спортивной гимнастики способствует регулярное участие наряду со взрослыми юных гимнастов в различных внутрироссийских и международных соревнованиях.
В конечном итоге проведение всех этих дорогостоящих для государства мероприятий оправдывается тем, что молодежь, занимающаяся гимнастикой, более подготовлена к здоровому образу жизни, успешной учебе, высокопроизводительному труду и воинской службе.