Сводная карта состояния обученности и обучаемости школьников

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

ПО МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА

СОСТАВИТЕЛИ:к.п.н., доцент Полякова И.Ф.,

Ануфриева И.М., Мазур Е.Н., Минина О.Г.,

Михайленко Е.В., Чернокова Т.Е., Швец И.Г.

ДНЕВНИК № 2

Студент………курса

гуманитарного института

филиала САФУ имени М.В. Ломоносова

в г. Северодвинске Архангельской области

………………………………………………

………………………………………………

(Ф.И.О.)

г. Северодвинск

2012 г.

Место прохождения практики:

Школа……………………. класс …………………………………………

Директор школы …………………………………………………………..

Зам. директора по УВР ……………………………………………………

Учитель-предметник ……………………………………………………..

Классный руководитель …………………………………………………..

Руководитель практики по педагогике ………………………………….

Руководитель практики по психологии ………………………………….

Цели педагогической практики:

- углубление, обобщение и систематизация знаний, полученных студентами на предыдущих этапах обучения;

- формирование профессиональных педагогических умений;

- развитие потребности в педагогическом самообразовании, самосовершенствовании;

- формирование умения осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении предмету.

Задачи педагогической практики:

- совершенствование умений и навыков наблюдения за учебно-воспитательным процессом и анализом его результатов;

- овладение методикой изучения уровня обученности и обучаемости школьников;

- формирование умения выделять гомогенные группы учащихся;

- формирование умения определять вид и содержание помощи в овладении учебным материалом, которую должен оказывать учитель каждой группе учащихся; освоение способов в дифференциации обучения в процессе проведения внеклассных занятий по предмету;

- совершенствование умения осуществлять анализ, самооценку и корректировку собственной деятельности.

На первом этапе практики студент изучает особенности обученности и обучаемости школьников. Для этого он ведёт целенаправленное наблюдение за учащимися на уроках. Результаты фиксируются в оценочном листе состояния обученности и обучаемости школьников.

Изучение индивидуальных особенностей обученности и обучаемости позволит выделить гомогенные группы учащихся и определить вид педагогической помощи, в которой нуждаются школьники.

На следующем этапе практики студент проводит внеклассное занятие по предмету, учитывая типологические особенности учащихся класса. Не позднее, чем за неделю до занятия практикант представляет руководителю практики конспект для утверждения.

С целью развития потребности в педагогическом самообразовании и самосовершенствовании студент проводит анализ и оценку собственной деятельности. А также анализ внеклассных занятий, проводимых однокурсниками. В течение всей практики студент ведёт дневник.

Все документы по педпрактике: дневник, конспект внеклассного занятия по предмету – студент сдаёт в трёхдневный срок после её окончания групповому руководителю.

I. Изучение особенностей обученности и обучаемости учащихся класса

Задание: 1) Изучить особенности обученности и обучаемости школьников на уроках русского языка;

2) Составить индивидуально-типологическую характеристику школьников, используя сводную карту состояния обученности и обучаемости детей.

С целью психологического изучения школьников студенту необходимо вести наблюдения на уроках русского языка в течение всей практики за особенностями поведения детей, которые характеризуют состояние обученности и обучаемости. Перед этим необходимо ознакомиться с уровнями обученности и обучаемости, которые определены в таблице 1.

Таблица 1

Сводная карта состояния обученности и обучаемости школьников

Призрак Уровень Особенности проявления признака
1. Обученность что знает ученик (знание) и как он умеет учиться в настоящее время (учебная деятельность)
1. Знания 1. ……… 2. ……… 3. ……… 4. ………   5. ………   6. ……… Знания о фактах. Узкий круг знаний. Узнавание и воспроизведение готовых знаний. Знания о понятиях и терминах. Запоминание знаний. Знания о законах и теориях. Применение в знакомых условиях. Знания о методах познания. Применение в новых условиях. Наличие своих личностных суждений по поводу знаний.
2. Учебная деятельность 1. ………   2. ………   3. ………   4. ………   5. ………   6. ……… Неумение выполнить несколько действий в определённой последовательности. Выполнение учебных действий по инструкции и образцу. Выполнение ряда учебных действий по инструкции. Итоговый самоконтроль. Осознанный способ разных способов решения. Пошаговый самоконтроль. Выход из учебной деятельности в самообразование. Прогностический самоконтроль. Овладение культурой учебного труда. Самостоятельная постановка цели.
3. Мотивы 1. ………   2. ………   3. ……… 4. ………   5. ………   6. ………   Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения. Неустойчивые мотивы интереса к результатам учения. Интерес к результату учения и к отметке учителя. Интерес к разным способам добывания знаний.   Мотивы самообразования. Самостоятельность мотивов. Мотивы самосовершенствования способов сотрудничества с другими членами коллектива.
4. Цели 1. ……… 2. ………   3. ……… 4. ………   5. ………   6. ……… Отвлечение на уроках. Низкий уровень притязаний. Уход от трудностей. Отсутствие самостоятельных целей. Ориентация на результат своей деятельности. Постановка цели с учётом субъективной вероятности успеха. Постановка гибких целей, меняющихся в зависимости от ситуации. Постановка социально-значимых целей.
5. Эмоции 1. ………   2. ………   3. ………   4. ………     5. ………   6. ……… Отрицательные эмоции страха, обиды, неуверенности в себе. Неустойчивость эмоций, отрицательные эмоции преобладают. Эмоции удивления, положительный настрой к учению ситуативен. Преобладание положительных эмоций к учению. Отрицательные эмоции временной неудовлетворённости собой. Эмоции положительного отношения к учению. Эмоции конструктивного состяния. Избирательные личностно окрашенные эмоции.
2. Обучаемость (как может учиться школьник)
  1. ……… 2. ……… 3. ……… 4. ………   5. ………   6. ……… « Закрытость» для помощи другого человека. Пассивность в новых условиях и ситуациях. Восприимчивость к усвоению новых знаний. Восприимчивость к усвоению способов учебной работы. Активность ориентировки в новых учебных условиях. Восприимчивость к новым видам сотрудничества в ходе учения.

В таблицу 2 впишите фамилии учеников класса, а затем в течение периода прохождения практики определите и отметьте цифрами (от 1 до 6) уровни обученности и обучаемости каждого школьника в соответствии с теми параметрами, которые описаны в сводной карте (см. табл. 1).

Таблица 2

Наши рекомендации