Язык и стиль учебно-методического издания
Язык учебно-методического издания – основное средство передачи информации, реализации основных функций. Должен быть ясным и четким, понятным для соответствующей категории обучаемых. Важно, чтобы в каждом конкретном случае автор правильно выбрал тип изложения. Известно, что существует описание, рассуждение и повествование. Каждый тип изложения имеет свою специфику, и необходимо, чтобы он соответствовал характеру материала. Например, раскрывая теорему, автор должен прибегнуть к рассуждению, описывая развитие процесса – к повествованию, давая характеристику объекта – к описанию. При этом изложение должно быть конкретным, убедительным.
Язык учебной книги должен быть связан со специфическим языком соответствующей науки или сферы деятельности. Автору необходимо полно и корректно использовать основной терминологический фонд данной сферы деятельности, стандартизованную лексику и фразеологию.
При изложении материала необходимо добиться единообразия в постановке сходных проблем, в использовании терминов и понятий, в развертывании рассуждений, в составлении формулировок, выводов. Язык и стиль должны соответствовать принятым литературным нормам, подчиняться обучающим и общеобразовательным задачам.
За этим принципом стоит многое. Во-первых, тот, кто изучает определенную дисциплину, овладевает и языком этой дисциплины, расширяя собственные речевые возможности. Во–вторых, язык учебного издания должен быть безукоризнен с точки зрения правильного словоупотребления, так как обучаемый овладевает и нормами языка. Наконец, языковые возможности обучаемого совершенствуются в связи с овладением данным предметом.
Главное требование: все термины должны раскрываться и объясняться по ходу развития темы.
Термин – это слово (или сочетание слов), являющееся точным обозначением определенного понятия какой–либо области науки, техники, искусства, общественной жизни и т.п. Надо сказать, что в каждой области сложилась своя терминосистема, которая постоянно развивается.
Понятие – логически расчлененная мысль, отображающая общие и существенные признаки предметов и явлений.
Не все понятия обозначаются терминами, однако при употреблении понятий в учебном тексте необходимо обеспечивать обозначение одним и тем же понятием одного и того же явления.
Термины раскрывают профессиональную основу дисциплины – то особенное, что характеризует данный предмет, выделяя его из общеупотребительной бытовой лексики. Кроме того, одним из показателей овладения профессией является хорошее знание выпускником профессиональной лексики. Следует помнить, что в связи с развитием науки развивается и система терминов. Введение новых терминов требует использования определенных правил. Так, каждый термин должен быть однозначен, выражать одно понятие, а каждое такое понятие должно выражаться одним термином.
Важно также определить целесообразность использования того или иного термина. Так, количество терминов в учебнике для студентов младших курсов должно быть меньше количества терминов учебника для студентов старших курсов. Тут можно учитывать так называемую «допустимую норму» введения новых терминов на долю учебного материала для одного занятия, предложенную В. Бейлинсоном, которая предполагает от одного до девяти терминов-понятий различного качества в терминологическом составе обучающего издания.
Следует тщательно следить за тем, чтобы в данном произведении каждый термин подразумевал только одно понятие. В случае же, когда употребляется определение, которое отличается от традиционного или общеупотребительного своим содержанием, оно должно быть разъяснено. Тут необходимо показать, какой аспект определяемого понятия имеется в виду. Дело в том, что каждое научное определение раскрывает тот или иной аспект понятия, выражает степень обобщения и широты охвата определяемых сторон и признаков. Включение в учебное произведение термина, обозначающего какой-то аспект явления, который звучит в данной терминосистеме по-новому, требует пояснения.
Искусство введения термина в учебный текст приобретает большое значение для овладения материалом, усвоения его содержания, так как термины и понятия концентрируют внимание обучаемого на основных процессах и явлениях отрасли промышленности, культуры или области знания, структурируют материал, дают возможность познать методы и аспекты характеристики объектов и явлений. /1/
Цитаты в издании
Источник цитаты – первоисточник. В первую очередь следует четко определить необходимость цитаты. Далее установить, не будет ли нарушена связь цитаты с контекстом. И проверить точность цитаты, обращая на знаки препинания и выделения.
Цитировать нужно логически законченный фрагмент текста (без выдергивания фраз из контекста). Цитата должна в точности от слов и букв, до знаков препинания следовать первоисточнику. Однако сохраняются особенности орфографии, характерные для автора и эпохи.
Методический аппарат в учебно-методическом издании
Аппарат организации усвоения материала – важнейшая составляющая аппарата учебного издания, а также дидактической системы. Включает вопросы, упражнения, задания.
В задачи данной составляющей аппарата входят обеспечение дополнительной проработки материала, формирование у обучаемого стремления самостоятельно контролировать себя, показ возможностей применять теоретические знания на практике и самостоятельно принимать решения.
Правильно разработать аппарат организации усвоения материала прежде всего должен автор. При подготовке такого аппарата главным является хорошее знание возможностей читателей, которые аппарат решает.
Аннотация в учебном издании – это краткая характеристика издания с точки зрения содержания, целевого назначения, читательского адреса, формы и других особенностей. Аннотация используется при отборе изданий, а также в организации рекламных кампаний. Поэтому информация, включенная в нее, должна иметь рекомендательный характер. Кроме того, в учебном издании для вуза важно точное указание специальности или направления подготовки студентов, так как для разных направлений готовятся свои издания.
Оглавление (содержание) – составная часть аппарата. Как правило, оглавление используется в монографии, содержание в сборнике.
Оглавление должно включать наименования всех разделов и подразделов издания. Следует помнить, что перечень наименований разделов отражает структуру дисциплины и очерчивает круг рассматриваемых в учебном издании вопросов. Заголовки определяют особенности соподчинения разделов. Поэтому их выделяют при помощи шрифтов разной жирности, курсива и красных строк. Это позволяет показать в оглавлении взаимосвязь и соподчинение частей текста.
Необходимо обращать внимание на полноту перечня наименований разделов, их соответствие заглавиям основного текста, а также на правильность расположения и шрифтовых выделений, используемых в оглавлении. Если в издании имеются контрольные вопросы и задания, они должны быть отражены в оглавлении. К сожалению, это бывает не всегда.
Содержание кроме заглавий произведений сборника может включать и входящие в эти произведения разделы. В учебном издании оглавление (содержание) желательно располагать после титульного листа, что усиливает его ориентирующую функцию.
Работая над приложениями, следует определить целесообразность включения их в учебное издание предлагаемых материалов и качество их отбора. Важно учитывать, что приложения не должны перегружать содержание ненужными данными. Поэтому необходимо оценить связь приложений с текстом, их непротиворечивость и однозначность. Желательно, чтобы в основном тексте были даны пояснения к каждому самостоятельному фрагменту приложений, причем содержание приложений должно дополнять, углублять содержание основного текста.
Аппарат ориентировки включает предисловие, примечания, заключение, библиографические материалы, указатели, приложения, словари, списки сокращений, условных обозначений, системы рубрикации и шрифтовых выделений.
В задачу аппарата ориентировки входит помощь обучаемому наиболее полно овладеть знаниями по данному изданию и наиболее эффективно использовать его. Элементы аппарата ориентировки должны обеспечивать развитие у обучаемых интереса к предмету.
Элементы аппарата – предисловие, краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, а также заключение. Особое внимание при анализе содержания этих материалов необходимо уделить организационно-методической части. В предисловии желательно раскрыть логику изучения предмета, выделить его основные и наиболее сложные аспекты, показать возможность получения дополнительной информации из других источников. В предисловие могут быть включены характеристики позиции автора по отношению к важнейшим аспектам дисциплины, принципов подхода к овладению знаниями, значимости данной дисциплины для изучения других предметов или для практического использования результатов.
В предисловии необходимы также указания на то, как работать с данным учебным изданием.
Рассматривая предисловие нужно оценить полноту и правильность характеристики курса в целом, видов учебной работы, которые необходимо использовать при его изучении, роли данного издания в овладении определенным объемом информации. Необходимо оценить методические аспекты предисловия, опираясь на установки изучения курса.
Краткие дополнения, пояснения, уточнения к основному тексту, данные в виде примечаний, редактор рассматривает в двух плоскостях: связь с основным текстом и правильность размещения примечаний на полосе (внутри текста, подстрочные, затекстовые).
Заключение, которое завершает изложение учебного курса, также может иметь методический характер. Его назначение – помочь обучаемому суммировать полученные знания.
При анализе заключения необходимо выявить связь заключения с содержанием учебного курса, а также с содержанием той сферы деятельности, которая его отражает. Кроме того, важно, чтобы заключение, дополнения, пояснения и предисловие не дублировали, а дополняли и углубляли содержание друг друга. /1, 8/
Иллюстрации в издании
В учебных изданиях используются все виды иллюстраций: предметные, абстрактные, образные, а также чертежи, схемы, карты. В процессе анализа произведения следует выработать концепцию оформления издания, которая затем ложится в основу работы. Необходимо разработать принципы подхода к подготовке иллюстративного материала.
Иллюстрации выполняют в учебном издании дополняющую, воспитывающую, поясняющую, углубляющую, разъясняющую, эстетическую функции. В основе разработки концепции иллюстрирования лежат характер учебного предмета, особенности читательской категории.
При оценке иллюстративного материала необходимо учитывать содержание учебного предмета, ступень обучения, специфику читательского адреса, функции иллюстраций. Кроме того, следует опираться на особенности этапа познания предмета. Так, в ознакомительных курсах иллюстрации могут иметь общий характер, а в специальных – конкретный.
Следует оценить: целесообразно ли включение иллюстраций, правильность выбора вида иллюстраций, соответствие иллюстраций отобранным для иллюстрирования фрагментам текста, выполнение иллюстрациями соответствующих функций (обеспечение наглядности объектов, процессов, связей и отношений между ними, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний).
Наглядность, эстетические свойства, совпадение с текстом – присутствие этих характеристик говорит о качестве иллюстраций.
Основные задачи иллюстраций – обеспечение наглядности описанного в тексте объекта или процесса, показ связей между частями и элементами, комментирование, разъяснение, углубление смысла текста, помощь в запоминании и усвоении знаний, в реализации описанных в тексте операций.
Большое значение имеет размещение иллюстраций в тексте. Правильное расположение будет способствовать закреплению знаний, приобретению новых навыков. Так, изображения, углубляющие и конкретизирующие содержание текста, должны располагаться на той же полосе, что и текст. Иллюстрации, дополняющие смысл изложения (например, репродукции картин), могут составить самостоятельный блок в конце раздела или издания в целом. Целесообразно давать иллюстрации не только в соотнесении с текстом, но и в сочетании друг с другом. /3/
Методические издания
Методическая продукция – одна из форм отражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.
Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности: конкретными методиками подкреплять актуальные направления воспитательной работы.
1. По функциональному назначению:
- информационно-пропагандистская (методическое описание, комментарий, аннотация, листовка, бюллетень, рецензия, газета, реферат, справочник, справка, информация, анализ, положение);
- организационно-методическая (программа, инструктивно-методическое письмо, методическая записка, памятка, инструкция, методическая рекомендация, методическая разработка, тематическая папка);
- прикладная (сценарий, картотека, каталог, плакат, график, наглядные пособия, тематическая подборка материалов, задачник, сборник упражнений).
2. По содержанию (в зависимости от профиля специализации методиста):
- деятельность определенных категорий практиков, как в целом, так и по отдельным направлениям, аспектам, проблемам;
- реализация конкретных программ, проектов, форм и видов деятельности;
- отдельные направления, аспекты деятельности различных коллективов и их органов самоуправления.
Любой из видов методической продукции может быть представлен различным образом: печатный вариант рукописи методиста (набранный на компьютере), типографское издание, публикация в периодическом издании, буклеты.
Подготовка той или иной методической продукции требует обычно длительного времени и тщательной подготовки. Качество выпускаемых материалов зависит от их четкого планирования, выбора адресатов, учета запросов и предложений педагогических и детских коллективов.
К методическим изданиям предъявляются определенные требования:
1. Название должно указывать на его тему и основное содержание. Актуальность тематики издания. Учет запросов и профессиональных потребностей педагогов-практиков.
2. Иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей.
3. Быть результатом или глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента, или оправдавшего себя опыта работы коллектива, отдельного педагога.
4. Раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива.
5. Опираться на анализ предшествующего опыта, осмысление состояния дел данного вопроса на современном этапе.
6. Содержать ссылки на авторов или печатные источники, идеи и материалы которых использованы в работе над методическим изданием.
7. Соответствовать заявленному виду методической продукции.
8. Прилагается список литературы (использованной или рекомендуемой).
Необходимо обратить внимание на культуру оформления издания, лаконичность изложения, целостность и логичность структуры.
Методическая продукция утверждается для распространения на методическом совете (педагогическом совете) внешкольного учреждения.
Структура методического издания
Титульный лист:
- название учреждения, которое издает методическое пособие;
- вид и название методической продукции;
- кому адресуется;
- составитель или автор;
- город и дата издания.
На обороте титульного листа указывается название редакционного совета (н-р., «Печатается по решению научно-методического совета»), далее идут выходные данные, состав редакционной коллегии, рецензенты.
Излагается краткая аннотация: для кого предназначена, что содержит, чему посвящено.
Содержание:
- вступление (с какой целью подготовлено и о чем будет идти речь);
- основная часть;
- заключение (выводы, предложения);
- литература.
В зависимости от вида методической продукции могут быть приложения (сценарии, планы, программы, схемы, рекомендуемая литература).