Образовательная деятельность студентов в сфере физической культуры
Глава 1. Теоретико-методические рекомендации к педагогической практике.
Задачи практики и обязанности студентов-практикантов.
Профессиональная практика студентов по специальности 050720 «Физическая культура» среднего педагогического образования является составной частью учебного процесса и имеет целью закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе обучения, приобретение необходимых умений практической работы по избранной специальности.
Основные задачи педагогической практики:
- Ознакомить студентов с постановкой физического воспитания учащихся, его местом в системе учебно-воспитательной работы в ДЮСШ и в современной школе.
- Содействовать адаптации студентов к профессиональной деятельности, изучению различных форм работы тренеров-преподавателей, учителей по физическому воспитанию, формированию интереса к профессии педагога по физической культуре и спорту.
- Научить специалиста физической культуры и спорта следующим видам деятельности:
- планированию учебно-воспитательного процесса по предмету «Физическая культура»;
- проведению учебно-тренировочных занятий и уроков различного типа и вида с учащимися различных возрастных групп;
- основам организации и проведения отдельных видов внеклассной работы;
- основам психолого-педагогического анализа урока физической культуры и другим формам организации занятий физическими упражнениями;
- применение на практике общепринятых методик изучения личности учащихся, оценки санитарно-гигиенического обеспечения занятий по физическому воспитанию.
- Содействовать формированию умения вести систематический учет результатов своей деятельности, анализировать и оценивать собственный педагогический опыт и опыт своих коллег.
- В установленные сроки отчитываться за проделанную работу, предъявляя руководителям практики отчетную документацию.
- Ежедневно находиться в базовой школе (распределение времени и выполнение различных видов работы и конкретных заданий определяется учителем и другими руководителями практики).
Права и обязанности студентов – практикантов:
В период прохождения профессиональной практики обязаны:
- выполнять правила внутреннего распорядка, распоряжения администрации образовательного учреждения – базы проведения практики
- следить за строгим соблюдением правил техники безопасности и охраны труда, охрана жизни и здоровья детей, соблюдать нормы педагогической этики
- выполнять все виды работ, предусмотренные программой практики
- составлять конспекты или развернутые планы уроков, спортивных занятий, других видов деятельности, согласовывать их с учителями и утверждать у методиста УОР
- присутствовать на всех видах профессиональной практики по установленной форме.
Студенты имеют право по всем вопросам, возникшим в процессе практики, обращаться к администрации, руководителям практики, преподавателям, вносить предложения по совершенствованию профессиональной практики.
Организация и содержание практики.
Сущность организационной работы практикантов составляет:
- собеседование с работниками баз практики: директором или его заместителем; врачом или медицинской сестрой, тренером-преподавателем, учителем физической культуры;
- составление индивидуального плана работы на период практики;
- оформление и ведение дневника практиканта, отражающего содержание, анализ и качественную оценку результатов работы за каждый день практики;
- участие в собраниях, проводимых руководителями практики (методистом, тренером-преподавателем, учителем) по вопросам организации различных видов работы практикантов и отчетности за отдельные периоды практики;
- оформление индивидуальной зачетной документации и отчет руководителю практики в установленные сроки;
- участие в собрании по подведению итогов практики.
Содержание практики.
Изучение системы планирования учебно-воспитательного процесса ДЮСШ, общеобразовательной школы, класса. Изучение системы учебной и внеклассной работы по секциям.
Изучение опыта работы тренеров-преподавателей по видам спорта, учителей физической культуры. Самостоятельная работа:
- посещение учебно-тренировочных занятий по видам спорта, уроков физической культуры учителя;
- разработка и проведение учебной работы;
- проведение 7 учебно-тренировочных занятий по видам спорта
(2 курс, 3 семестр);
- не менее 7 пробных уроков в общеобразовательной школе
(2 курс, 4 семестр);
- не менее 7 пробных уроков, одно внеклассное мероприятие в
общеобразовательной школе (3 курс, 5 семестр);
- проведение самоанализа и самооценки своей деятельности;
Образовательная деятельность студентов в сфере физической культуры
Практически вся образовательная деятельность студентов в сфере физической культуры в период педагогической практики заключается в реализации классно-урочной и внеклассной форм овладения учащимися содержанием физической культуры.
Сущность внеклассной деятельности студентов в процессе педагогической практики заключается в реализации следующего комплекса образовательных мероприятий с учащимися:
- проведение в качестве помощника учителя и самостоятельно занятий в спортивной секции (кружке, группе, команде);
- участие под контролем учителя в организации и проведении спортивных соревнований или физкультурно-оздоровительных мероприятий (День здоровья, «Веселью старты» и т. п.), проводимых по плану школы;
- участие по заданию учителя в организации команд школы при подготовке их к районным (городским) соревнованиям: оформление заявок, оповещение и сбор участников, сопровождение их к месту соревнований и пр.;
- выполнение отдельных поручений учителя по оказанию помощи физкультурному активу школы: оформление наглядной агитации, подготовка инвентаря и оборудования по обеспечению учебного процесса и др.;
- ведение отдельных видов учетной документации по внеклассной работе: журнал учета работы секции, протоколы соревнований, сводные ведомости и таблицы, книга рекордов школы и др.;
- проведение физкультурного мероприятия в режиме дня (гимнастики до занятий, физкультминуток и физкультпауз, спортивных часов; специально организованных занятий с учащимися).
1.3. Основные требования к педагогической деятельности студентов:
- проведение за период педагогической практики не менее 15 уроков физической культуры различного типа и вида (ориентируясь на содержание этапного планирования и задания учителя);
- осуществление педагогического анализа 2—3-х уроков физической культуры (своих коллег-практикантов); ознакомление с педагогическим анализом оставленного урока, проведенного коллегами;
- выполнение хронометража уроков физической культуры с определением их общей (Ро) и моторной плотности, вычерчиванием «физиологической кривой урока»;
- технология сокращенной («упрощенной») форм определения Ро и Рм, а также технология определения «физиологической кривой» урока представлена соответственно в приложении 1 и 2.
В качестве примера можно использовать представленную схему педагогического анализа урока физической культуры: