Хронокарта плотности урока
Виды деятельности | Общее время (мин, сек) | В % к общей продолжительности занятия | Плотность | ||
Условные обозначения | Во времени | В % | |||
Выполнение упражнения | 1800`` | 66,7% | Общая плотность урока | 2305`` | 82,4% |
Объяснение и показ учителя | 210`` | 7,8% | |||
Вспомогательные действия | 215`` | 7,9% | |||
Пассивный отдых | 150`` | 5,6% | Нерационально затраченное время | 355`` | 17,6% |
Простой | 325`` | 12,0% | |||
ИТОГО | 45` 2700`` | 100% | 45` 2700`` | 100% |
ОП= 2305 х 100% / 2700 = 82,4%
МП= 1800 х 100% / 2700 = 66,7%
Приложение Е
Измерение ЧСС на уроке, построение пульсовой кривой урока
Переносимость физической нагрузки на уроке ФК и здоровья каждым учеником связана в первую очередь с реакцией сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В настоящее время большое распространение приобрело измерение ЧСС во время выполнения физических упражнений. Наблюдения за пульсометрией во время выполнения упражнений на уроках позволяют выявить динамику нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным особенностям, оценить знания учителя об основных физиологических закономерностях управления состоянием ученика в рамках отдельного занятия.
Наблюдения проводятся за одним учеником класса. Выбранного ученика необходимо предупредить о его роли на данном занятии в качестве наблюдаемого. Для проведения пульсометрии следует подготовить секундомер и протокол для записи данных измерения.
В течение занятия измерения делаются не реже чем через каждые 3 мин. Всего в процессе проведения пульсометрии, с учетом особенностей содержания и организации работы занимающихся, может быть взято 20 и более проб. ЧСС определяется подсчетом количества пульсовых ударов за 10 сек на левой руке испытуемого общепринятым способом: накладыванием двух пальцев на запястье левой руки у основания большого пальца. Процедура измерения пульса не должна нарушать ход занятия и отвлекать внимание других учеников. Первая проба пульса берется до начала занятия в состоянии покоя испытуемого. Затем сразу после звонка, что будет соответствовать «0» мин замера пульса на занятии. В подготовительной части целесообразно брать 4–6 проб пульса после выполнения различных видов деятельности (разновидностей ходьбы, бега, первого, четвертого и последнего общеразвивающего упражнения). В основной части урока рекомендуется делать от 6 до 20 замеров до и после каждой смены деятельности, в заключительной части 2–4замера после перестроения на заключительную часть, упражнений на восстановление. Количество измерений будет зависеть от содержания занятия и его организации. После слов преподавателя «занятие закончено» делается предпоследний замер ЧСС, что соответствует последней минуте урока. Последняя проба берется через 5 мин после окончания урока.
ПРОТОКОЛ
измерения ЧСС на уроке «Физическая культура и здоровье»
в ________ школы №_______
проводимого студентом ________________________
(фамилия, имя, отчество)
Дата ____________________________________________________________
Наблюдения проводились за учащимся ____________________________
(фамилия, имя, возраст)
Наблюдения проводил _____________________________________________
(фамилия, имя, отчество студента)
Показатели в покое ______________________________ ударов в мин (за 5 мин до урока)
№ п/п | Виды деятельности | Время измерения ЧСС по мин | ЧСС за 10 сек | ЧСС за 1 мин |
Пульс ученика через 5 мин после окончания урока _______ уд./мин.
На основании результатов исследования оформляется график динамики ЧСС ученика на уроке «Физическая культура и здоровье». При построении физиологической кривой урока по горизонтали отмечаются время урока, а по вертикали – изменения показателей пульса (ЧСС), дается письменный анализ нагрузки, рациональность ее изменения, соответствие требованиям и задачам урока.
ГРАФИК ИЗМЕНЕНИЯ ЧСС
ученика ________________________________________
на уроке «Физическая культура и здоровье»
ЧСС в мин | |||||||||
Время в мин | До урока | ||||||||
Части урока | |||||||||
Содержание урока |
При описании и оценке нагрузки, необходимо отразить ее соответствие возрасту и подготовленности ученика, задачам, содержанию и организации каждой части занятия, требованиям к построению занятия (постепенного нарастания нагрузки в подготовительной части, ее стабилизации в основной и снижением в заключительной частях). В конце анализа необходимо дать общее заключение о целесообразности и эффективности подобранной нагрузки. Указать ошибки преподавателя при нормировании нагрузки в разных частях занятия и объяснить причины данных ошибок, дать рекомендации по их устранению.
Приложение Ж