Хронокарта плотности урока

Виды деятельности Общее время (мин, сек) В % к общей продолжительности занятия Плотность
Условные обозначения Во времени В %
Выполнение упражнения 1800`` 66,7% Общая плотность урока 2305`` 82,4%
Объяснение и показ учителя 210`` 7,8%
Вспомогательные действия 215`` 7,9%
Пассивный отдых 150`` 5,6% Нерационально затраченное время 355`` 17,6%
Простой 325`` 12,0%
ИТОГО 45` 2700`` 100%   45` 2700`` 100%

ОП= 2305 х 100% / 2700 = 82,4%

МП= 1800 х 100% / 2700 = 66,7%

Приложение Е

Измерение ЧСС на уроке, построение пульсовой кривой урока

Переносимость физической нагрузки на уроке ФК и здоровья каждым учеником связана в первую очередь с реакцией сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма. В настоящее время большое распространение приобрело измерение ЧСС во время выполнения физических упражнений. Наблюдения за пульсометрией во время выполнения упражнений на уроках позволяют выявить динамику нагрузки, ее соответствие возрастным и индивидуальным особенностям, оценить знания учителя об основных физиологических закономерностях управления состоянием ученика в рамках отдельного занятия.

Наблюдения проводятся за одним учеником класса. Выбранного ученика необходимо предупредить о его роли на данном занятии в качестве наблюдаемого. Для проведения пульсометрии следует подготовить секундомер и протокол для записи данных измерения.

В течение занятия измерения делаются не реже чем через каждые 3 мин. Всего в процессе проведения пульсометрии, с учетом особенностей содержания и организации работы занимающихся, может быть взято 20 и более проб. ЧСС определяется подсчетом количества пульсовых ударов за 10 сек на левой руке испытуемого общепринятым способом: накладыванием двух пальцев на запястье левой руки у основания большого пальца. Процедура измерения пульса не должна нарушать ход занятия и отвлекать внимание других учеников. Первая проба пульса берется до начала занятия в состоянии покоя испытуемого. Затем сразу после звонка, что будет соответствовать «0» мин замера пульса на занятии. В подготовительной части целесообразно брать 4–6 проб пульса после выполнения различных видов деятельности (разновидностей ходьбы, бега, первого, четвертого и последнего общеразвивающего упражнения). В основной части урока рекомендуется делать от 6 до 20 замеров до и после каждой смены деятельности, в заключительной части 2–4замера после перестроения на заключительную часть, упражнений на восстановление. Количество измерений будет зависеть от содержания занятия и его организации. После слов преподавателя «занятие закончено» делается предпоследний замер ЧСС, что соответствует последней минуте урока. Последняя проба берется через 5 мин после окончания урока.

ПРОТОКОЛ

измерения ЧСС на уроке «Физическая культура и здоровье»

в ________ школы №_______

проводимого студентом ________________________

(фамилия, имя, отчество)

Дата ____________________________________________________________

Наблюдения проводились за учащимся ____________________________

(фамилия, имя, возраст)

Наблюдения проводил _____________________________________________

(фамилия, имя, отчество студента)

Показатели в покое ______________________________ ударов в мин (за 5 мин до урока)

№ п/п Виды деятельности Время измерения ЧСС по мин ЧСС за 10 сек ЧСС за 1 мин
         
         
         

Пульс ученика через 5 мин после окончания урока _______ уд./мин.

На основании результатов исследования оформляется график динамики ЧСС ученика на уроке «Физическая культура и здоровье». При построении физиологической кривой урока по горизонтали отмечаются время урока, а по вертикали – изменения показателей пульса (ЧСС), дается письменный анализ нагрузки, рациональность ее изменения, соответствие требованиям и задачам урока.

ГРАФИК ИЗМЕНЕНИЯ ЧСС

ученика ________________________________________

на уроке «Физическая культура и здоровье»

ЧСС в мин  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   
Время в мин До урока
Части урока                  
Содержание урока                  

При описании и оценке нагрузки, необходимо отразить ее соответствие возрасту и подготовленности ученика, задачам, содержанию и организации каждой части занятия, требованиям к построению занятия (постепенного нарастания нагрузки в подготовительной части, ее стабилизации в основной и снижением в заключительной частях). В конце анализа необходимо дать общее заключение о целесообразности и эффективности подобранной нагрузки. Указать ошибки преподавателя при нормировании нагрузки в разных частях занятия и объяснить причины данных ошибок, дать рекомендации по их устранению.

Приложение Ж

Наши рекомендации