Отработка сетевых моделей профильного обучения в образовательных учреждениях Белгородской области
Стебловская Л.С.
С 2005 года и по настоящее время МОУ «Лицей № 38» г. Белгорода работает в режиме эксперимента по внедрению профильного обучения:
2005-2006г. – «Апробация экспериментального учебного плана для общеобразовательных учреждений. Профильная и предпрофильная подготовка»;
2006-2008г. - «Отработка сетевых моделей профильного обучения в образовательных учреждениях Белгородской области»
Целью реализации данной модели являетсяобеспечение качества образования на основе функционирования Лицея как базовой (опорной) школы, создания организационно-педагогических, нормативно-правовых, научно-методических, материально-технических и финансово-экономических условий сетевого взаимодействия между учреждениями образования сетевого блока в составе Ассоциации инженерного образования, другими субъектами муниципального образовательного пространства по различным направлениям деятельности.
Исходя из цели определены задачи эксперимента:
· разработка карты образовательных услуг, предоставляемых лицеем в качестве опорной (базовой) школы в рамках сетевого взаимодействия в муниципальной образовательной сети г. Белгорода;
· информационное освещение образовательных услуг лицея как базовой (опорной) школы;
· разработка нормативно-правовых актов, регламентирующих взаимоотношения субъектов сетевого блока лицея в рамках Ассоциации инженерного образования;
· организация курсовой подготовки и повышения квалификации учителей, организация деятельности сетевых творческих групп учителей сетевого блока, повышение профессиональной компетентности педагогических и руководящих кадров;
· разработка механизмов получения профильного образования учащимися сетевого блока;
· интеграция основного и дополнительного образования;
· обновление сайта для поддержки модели в виртуальном пространстве;
· выполнение социального образовательного заказа на территории микрорайона при имеющихся ресурсах;
· обеспечение высокого уровня фундаментальной образовательной и допрофессиональной подготовки лицеистов по профилям обучения через содержание учебного процесса;
· усиление практической направленности обучения за счет включения учащихся в реализацию социально-ориентированных учебных проектов и исследований по профильной подготовке, ориентированных на особенности рынка труда г. Белгорода.
· вовлечение в образовательный процесс преподавательского состава высшей школы.
Нормативно-правовой основой реализации профильного обучения являются официальные документы и распорядительные акты федерального, регионального, муниципального и лицейского уровней, договора.
Профильное обучение представляет собой целостную педагогическую систему, обусловленную в своем функционировании и развитии разнообразными объективными факторами: социальными, психологическими, организационно-педагогическими, материально-техническими и другими. В лицее сложилась структура профильного обучения, которая относится к модели многопрофильной школы со смешанным типом профилизации.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Выбор профилей обучения в лицее определялся рядом факторов:
Ø материально-техническими ресурсами лицея;
Ø кадровыми возможностями;
Ø социальным заказом родителей учащихся;
Ø необходимостью подготовки учащихся к поступлению в ВУЗы по профилю;
Ø сохранением контингента интеллектуально развитых, грамотных, продвинутых учащихся в школе на старшей ступени обучения.
Одним из направлений реализации модели является:
v организация обучения учащихся старшей школы на профильном уровне:
ü физико-математический профиль – 10-11 класс: математика – углубленное изучение предмета – 6ч, физика – углубленное изучение предмета – 5/6 ч;
ü физико-химический профиль – 10-11 класс: математика – профильное изучение предмета - 6 ч, химия – углубленное изучение предмета – 4ч, физика – профильное изучение предмета – 5 ч;
ü филологический профиль – 10 класс: русский язык – углубленное изучение предмета – 3ч, английский язык – углубленное изучение предмета – 6ч;
ü архитектурный профиль – 10-11 классы при БГТУ им. В.Г. Шухова: черчение – 2ч, рисунок – 3ч, проектирование – 2 ч, композиция – 1ч.
ü информационно-технологический – 10-11 класс: информатика – углубленное изучение предмета – 4 ч, математика – профильное изучение предмета – 6ч.
Условиями зачисления в профильные классы является: соответствие знаний по профильным дисциплинам, ликвидация пробелов в знаниях учащихся (при недостаточном уровне знаний по профильным дисциплинам) за счет дополнительных занятий в течение 1-2 месяцев обучения в лицее.
При зачислении в архитектурный класс приветствуются посещение художественной школы, способностей к рисованию.
v организация предпрофильной подготовки:
ü Физико-математический класс для одаренных детей – 8-9 класс: математика – углубленное изучение предмета – 8 ч, физика – углубленное изучение предмета 4(5) ч
Условиями зачисления в специализированные классы для одаренных детей физико-математической направленности является: соответствие знаний по профильным дисциплинам, ликвидация пробелов в знаниях учащихся (при недостаточном уровне знаний по профильным дисциплинам) за счет дополнительных занятий в течение 1-2 месяцев обучения в лицее.
Правильный выбор профессии - профессиональное самоопределение личности - сложный и длительный процесс, охватывающий значительный период жизни. Его эффективность, как правило, определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессиональной деятельности, а также сформированностью у личности способности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям в связи с устройством своей профессиональной карьеры.
Психологическое сопровождение учащихся построено на основе модели “Профессиональное самоопределение”, которая реализуется через основные направления работы школьного психолога и предполагает:
· определение индивидуальных особенностей личности;
· определение путей взаимодействия между психологом и учащимися с целью оказания помощи в профессиональном самоопределении;
· психологическая диагностика при формировании профильных классов
v организация исследовательской деятельности обучающихся:
v организация дополнительных занятий для обучающихся:
v привлечение ресурсов учреждений высшего, среднего специального и начального профессионального образования:
ü педагогическая и производственная практика студентов;
ü работа по программе «Одаренные дети»:
- групповые занятия для одаренных детей по дисциплинам естественно-научной, физико-математической, гуманитарной направленностей с учителями лицея;
- групповые занятия для одаренных детей по математике с приглашением преподавателей вузов г. Москва
v организация совместных образовательных проектов, социально-значимых акций, воспитательных мероприятий, например
v организация повышения профессиональной компетенции педагогических и руководящих кадров:
Для реализации модели в лицее используется следующее ресурсное обеспечение:
Программно-методическое:
ü набор профильных и элективных курсов на основе базовых общеобразовательных предметов;
ü УМК
Информационное:
ü банк программ общих образовательных событий и внеурочных мероприятий, включенных в сетевое взаимодействие;
ü образовательная карта территории;
ü информация об успешности прохождения профильного курса;
ü освещение хода реализации Модели в лицейской газете «Отцы и дети», на сайте Лицея, в СМИ.
Кадровое:
В лицее работает высококвалифицированный творческий педагогический коллектив, насчитывающий 96 педагогов. 93 педагога (96%) имеют квалификационные категории, 64% из них - высшую. Среди педагогов - пять Заслуженных учителей Российской Федерации, 34 педагога удостоены отраслевых наград. 12 учителей стали победителями конкурсного отбора в рамках ПНП «Образование» в номинации «Лучший учитель».
К преподаванию профильных предметов, элективных курсов, для работы с одаренными детьми привлекаются преподаватели высшей школы (вузов Белгорода, Москвы, Санкт-Петербурга);
Преподавание в профильных классах призвано создать условия самоорганизации обучающимися собственной образовательной траектории, направленной на саморазвитие. В силу этого, учителя, работающие в профильных классах, владеют искусством и наукой оказания педагогической помощи в «выращивании» у старшеклассника качеств авторов-проектировщиков своего образовательного пространства.
Введение профильного обучения потребовало от педагогов лицея применения современных технологий, т.к. в основу организации профильного обучения заложены идея личностно-ориентированного и компетентностного подхода, активное включение в образовательный процесс проблемного и исследовательского методов обучения, увеличение доли самостоятельной работы учащихся. В профильных классах используются следующие педагогические технологии:
- информационные технологии;
- дифференцированного обучения;
- проблемного обучения;
- проектное обучение и другие.
Важной частью реализации Модели является линия «Образовательного туризма», которая обеспечивает погружение в специфическую атмосферу, дает возможность получить опыт профессиональной пробы. Обеспечение данного направления: экскурсии учащихся в БГТУ им. В.Г. Шухова, стажировка учащихся в научных лабораториях БГТУ им. В.Г. Шухова, «Погружение в предмет».
Важным условием успешного проведения любого эксперимента является мобильность передачи информации о ходе ее реализации. Объектами информационной поддержки стали педагоги лицея, родители, учащиеся. С этой целью были проведены: педагогические советы, совещание коллектива при директоре, родительские собрания по вопросам организации и нормативно-правового обеспечения, разработана карта образовательных услуг, предоставляемых лицеем в рамках реализации профильного обучения, День открытых дверей.
Реализация данной модели сетевого взаимодействия выявила ряд проблем:
· необходима дальнейшая работа по укреплению материально-технической базы лицея (оборудование кабинетов химии, математики, иностранного языка, для архитектурного профиля);
· недостаточный уровень организации и реализации научно-исследовательской, проектной деятельности учащихся с привлечением преподавателей высшей школы;
· недостаточное привлечение «одаренных» учащихся сетевого блока для обучения в лицее;
· необходимость создания специализированных кабинетов, рабочих зон для организации методической работы;
· совершенствование информационно-коммуникационной среды;
· составление сметы расходов по бюджетному финансированию.