Локальная воспитательная система школы
Школа как воспитательная организация тем более эффективна, чем выше уровень развития ее воспитательной системы1.
Понятие «воспитательная система» вводит в педагогический словарь научный коллектив под руководством Л.И.Новиковой и Н.Л.Селивановой.
Система — некоторое сложное (по внутреннему строению) целое, которое невозможно разделить на полностью независимые элементы. Свойства системы в целом отличаются от свойств ее отдельных элементов, но определяются (детерминируются) этими свойствами. Система как целое может оказывать влияние на свойства и позиции отдельных элементов, изменяя их в определенном направлении; существенные изменения свойств ряда системных элементов может привести (после накопления изменений и перехода количества накопленных изменений через определенную грань) к качественному изменению всей системы. Результатом такого количественного изменения могут быть либо регресс — упрощение внутренней структуры, либо появление системы более высокого уровня, т.е. усложнение структуры системных единиц. Любая система создает границы в отношении собственных системных единиц, отделяясь, таким образом, от внешнего окружения.
Теория воспитательных систем основывается на анализе целостных объектов педагогической реальности с позиций системного подхода. При этом понятия «воспитательная система» и «система воспитательной работы» («система воспитания») не являются тождественными. Школа, будучи воспитательной организацией, с позиций системности:
- представляется как упорядоченность подсистем (собственно воспитательная, дидактическая, управленческая, технологическая и т.п.) и компонентов (целевой блок, субъекты, их деятельность, отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) в социокультурном пространстве в данный момент времени;
- может рассматриваться как совокупность подсистем, которые являются составными частями системы (управленческая, технологическая и др.);
- предполагает возникновение определенных организационных отношений (целевых, межличностных, властных, информационных и т.п.) и протекание системных подпроцессов (властных, информационных и т. п.);
- не сводится к арифметической сумме составляющих ее элементов, имеет свое особое, интегративное качество, свою специфику внутренних связей, структуры. Отношение этого главного, системообразующего элемента к другим элементам может быть определено в категориях общего и особенного. Всякое описание системы должно начинаться с выделения общего, которое придает ей качественную определенность. Чем сложнее объект, чем многочисленнее и неповторимее его конкретные проявления, тем острее становится необходимость выделения общего, нахождения устойчивого в изменяющемся.
Воспитательная система школы — это целостный социальный организм, возникающий в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания (целевой блок, субъекты, их деятельность,
отношения, материальная база, освоенная коллективом окружающая среда) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат и т. п.
Сама школа как воспитательное учреждение, ее профиль, материальная база, состав педагогов и детей определяют контуры воспитательной системы данной школы, ее структуру, особенность составляющих ее компонентов, своеобразие и связь между ними. Но «школа как система» и «воспитательная система школы» — различные понятия.
Школа как система Воспитательная система школы
Жесткая, линейная Нежесткая, нелинейная
система. система.
Стремится к закрытости Изначально открытая, выходит
для эффективной за рамки школы как образова-
реализации задач. тельного учреждения.
В структуру включены В структуру включены дети и
учащиеся, педагоги, другие взрослые как личности, их общ-
работники согласно штатному ности, складывающиеся в рам-
расписанию. ках школьных коллективов, ос-
военная педагогами и детьми среда.
Очевидно, что в широком значении большинство школ в той или иной степени — воспитательные системы. Проблема заключается в их сущностных характеристиках: является данная система суммативной или целостной, гуманистической или авторитарной, развивающейся или деградирующей, и т. п. Более того, по своим конкретным (а не сущностным) характеристикам нет и не может быть двух одинаковых воспитательных систем.
Целесообразность создания целостных воспитательных систем заключается в следующем:
- происходит интеграция усилий субъектов воспитательной деятельности и крепнет взаимосвязь компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного, организационно-деятель-ностного, оценочно-результативного);
- расширяется диапазон возможностей воспитательного воздействия на личность благодаря включению в освоенные коллективом школы социальную и природную среды;
- экономятся силы и время педагогического коллектива. Воспитательная система школы всегда содержит традиционные формы и способы построения деятельности и отношений, которые влияют на личность, как правило, более эффективно, а затрат требуют меньше, потому что действовать традиционным способом легче, чем работать в новом режиме или непривычной обстановке. Поэтому при построении системы следует уделить особое внимание формированию традиций: они придают устойчивость
системе, повышают ее жизнеспособность. Но есть и обратная сторона медали: замыкание на традициях, остановка в развитии неизбежно переводят живую систему в состояние деградации, саморазрушения;
- специально моделируются и создаются условия для самореализации и самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что, несомненно, способствует их творческому самовыражению и росту, проявлению неповторимой индивидуальности, гуманизации деловых и межличностных отношений в школьном коллективе;
- подтверждается идея целостности педагогического процесса. Любое искусственное разделение процесса обучения и собственно воспитания (как бы мы ни говорили о теоретической невозможности подобного явления, практика упорно свидетельствует об обратном) сводит на «нет» усилия по созданию воспитательной системы с желаемыми характеристиками. Более того, для целостной воспитательной системы принципиальное значение имеют характеристики и других подсистем воспитательной системы.
Компонент — какая-либо часть системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями. Компонент может выступать в системе как элемент (минимальная единица системы, которую в ее рамках можно считать неделимой) и как подсистема (часть системы, которая сама состоит из нескольких взаимосвязанных и взаимодействующих элементов). С помощью структурного анализа можно выделить следующие основные компоненты воспитательной системы.
1. Подсистема целей и идей (является главным определяющим
процесса формирования воспитательной системы).
Цель воспитательной системы должна соответствовать ряду требований: ориентироваться на развитие личности; соответствовать запросам ближайшего социального окружения и ожиданиям учащихся; иметь четкие и ясные формулировки; предполагать возможность деления главной цели на составляющие (создание «древа целей»); быть диагностичной. Наряду с целью коллектив школы определяет некоторую совокупность идей, на основе которых строит свою жизнедеятельность (кредо школы, основные положения «Устава школы», принципы построения воспитательной системы, правила «Кодекса жизни в школе» и т.п.). Непременным условием выступает коллективное целеполагание, а также дифференциация условий на поддающиеся и не поддающиеся контролю (проявления стихийной социализации).
2. Общность людей, реализующих цели и идеи. Ядром воспита
тельной системы является единство двух коллективов: педагогичес
кого и ученического. При этом надо отчетливо осознавать неодно
родность школьного коллектива, в котором могут и должны су
ществовать такие группы: а) инициативная, которая является ге-
нератором идей и организатором действий по созданию воспитательной системы; б) сторонников инициаторов и «сочувствующих» им; в) отрицательно относящихся к целям и идеям воспитательной системы и препятствующих ее построению; г) равнодушных ко всему происходящему в школе.
При построении и развитии воспитательной системы ее инициаторы должны использовать различные способы взаимодействия с данными группами и помнить, что воспитательная система создается для людей, поэтому так важна положительная направленность предпринимаемых действий. Надо учитывать, что для развития личности в равной степени необходимы как процесс идентификации (со своей общностью и ее членами), с помощью которого она усваивает ценности и традиции родного школьного коллектива, делает их своим внутренним достоянием, так и процесс обособления личности в коллективе, способствующий формированию индивидуальности человека. Поэтому при построении воспитательной системы надо не только решать проблемы упорядочения школьной жизни, но и специально оставлять в воспитательном пространстве зоны неупорядоченности — экологические ниши для нестандартного учителя или ребенка, которые по той или иной причине не могут «вписаться» в существующую воспитательную систему.
3. Подсистема деятельности, общения и отношений. Основное значение этого компонента заключается в том, что он является системообразующим фактором, благодаря которому создается и поддерживается внутреннее единство и устойчивость системы. Однако не все виды деятельности, культивируемые в школе, следует относить к системообразующим. Непременные условия определения системообразующего вида деятельности следующие:
а) он должен выражать доминирующую коллективную потреб
ность и быть престижным в глазах если не всех, то большинства
школьников;
б) он должен не формально, а естественно и реально соответ
ствовать главной цели и задачам системы;
в) педагогический коллектив обязан владеть методикой вы
сокопрофессионального использования этого вида в целях воспи
тания;
г) необходимость формирования системообразующих связей с
другими видами деятельности и точного определения места дан
ного вида в общем целом;
д) наличие предпосылок для формирования того или иного
вида деятельности в качестве системообразующего (например:
трудовая деятельность требует наличия определенной материаль
но-технической базы; познавательная — должного интеллектуаль
ного уровня учащихся и высокого профессионального мастерства
всех педагогов школы; и т.д.);
е) влияние интересов и потребностей учащихся, ожиданий родителей (выражение индивидуального и социального заказов), особенностей педагогического коллектива, типа учебного заведения, традиций школы и окружающего социума, финансово-материальных возможностей школы.
4. Финансово-материальная база воспитательной системы может превышать, уступать или соответствовать материально-финансовым возможностям школы. Если для воспитания детей используются не все эти возможности школы, то база воспитательной системы уже школьной. Если в воспитательном процессе используются возможности ближайшего окружения — учреждений внешкольных и культуры, базового предприятия или спонсора, то база воспитательной системы шире школьной.
В процессе становления воспитательной системы школы возникают дополнительные возможности для решения актуальных проблем материально-технического оснащения школьной жизнедеятельности. Например, выстраивание партнерских отношений с другими социальными институтами, организациями, учреждениями позволяет объединять ресурсы для решения конкретных воспитательных задач. Так, механизм обмена позволил школе В.А.Караковского и школам Владимирской области ряд лет проводить выездные сборы.
Другим примером может служить практика естественного во: никновения общественных структур (в официальных документ* их чаще всего называют попечительскими советами), ведущей задачей которых является забота о качестве школьной жизни, привлечение дополнительных ресурсов.
Формирование общешкольного сообщества как непременное условие развития воспитательной системы школы обычно приводит к положительным изменениям позиции детей и взрослых. Отдельные проблемы решаются инициативными группами с учетом профессиональных возможностей, интересов и компетенци* участников: в организации работы кружков активное участие н добровольных началах принимают родители, бабушки и дедуцг учащихся, выпускники. То есть в реальной жизнедеятельное] воспитательных систем скрыты многочисленные возможное! пополнения материально-технической базы школы, что позволя ет формировать у школьного сообщества активную, а не потреби тельскую позицию в отношении ресурсного обеспечения собствен ной жизнедеятельности.
5. Среда, освоенная школьным коллективом. Не вся окружающ школу социальная и природная среда является компонентом вое питательной системы, а лишь та ее часть, которая освоена школь ным коллективом и стала для него жизненным пространством.
Связи воспитательной системы школы со средой многогран ны. Это взаимное представление детей об облике и проблем
среды и среды о школе как учреждении воспитывающем, а не только обучающем. Это взаимопроникновение, когда дети участвуют в решении важных для окружающего их социума задач, а родители, общественность — в решении воспитательных проблем в рамках школы. Это может быть и интеграция — когда школа и окружающая среда превращаются в единое воспитательное пространство.
Управляя процессом личностного развития детей, мы никак не можем игнорировать наличия окружающей их среды, тех ниш, в которых им уютно, тех стихий, которые их подстерегают. В рамках среды мы от чего-то предостерегаем детей, что-то целенаправленно используем в воспитательном процессе школы. А что-то и меняем в окружающей их среде, вовлекая в процесс совершенствования самих детей. Школа — субъект пространства и времени, в которых протекает жизнь ребенка, своеобразный, отчасти нормированный (формализованный) элемент Пространства Детства.
В последнее время в теории воспитания широко используется категория «пространство», которое рассматривается как часть педагогической реальности, как мера бытийного объема, обусловливающего существование конкретного типа воспитания. Это, образно говоря, территория, где имеются источники воспитательного влияния и его факторы, действуют закономерности и принципы, возможна деятельность, цель которой — воспитание человека.