III. Выполнение следующих заданий
1. Напишите заявление с просьбой о своем участии в аттестации, заполнив приведенную в практической работе форму «Заявление на участие в аттестации».
2. Составьте монографические характеристики конкретных учителей (тех, у кого вы учились, или проходили практику), используя квалификационные характеристики, приведенные выше, и содержательно сравните профессиональную деятельность учителей, не имеющих категории, имеющих вторую, первую и высшую категории.
3. Используя материалы нормативных документов, представленные выше, опишите, как будет проходить ваша аттестация на вторую категорию.
4. Решите задачи.
Задача 1. Слову «карьера» чаще всего придается отрицательное значение. Но что плохого в продвижении по служебной лестнице? А может, отрицательное отношение к желанию сделать карьеру — пережиток прошлого, ведь повышение по службе свидетельствует о развитии, росте специалиста?
Выскажите свое отношение к приведенным суждениям. Какой вы видите карьеру учителя?
Задача 2. Директор школы узнал, что учительница математики М. хочет подать заявление о своем желании аттестоваться на вторую категорию в школьной аттестационной комиссии. Директор неоднократно посещал уроки этого педагога и был недоволен ее работой. Учительница слабо владеет фактическим материалом, не умеет формулировать цели и выделять эффективную структуру урока, не укладывается по времени. Директорские контрольные работы показали низкий уровень знаний у учащихся по предмету. Директор вызвал учительницу М. и заявив ей, что вторую категорию она не получит, вернул заявление, поданное в аттестационную комиссию.
Правильно ли поступил директор? Как должна реагировать учительница на поведение директора? Как необходимо поступать в такой ситуации директору и учителю? Обоснуйте свой ответ.
Задача 3. Е.Н.Ильин, учитель русского языка и литературы одной из школ Санкт-Петербурга, вошедший в историю российской школы как учитель-новатор, в своих рассуждениях о поисках творческих начал высказал такую мысль: «Творческий учитель — это человек, который умеет сходить на урок к себе самому и заметить все крупицы удач, самые ничтожные находки. В каждом, даже проваленном, уроке есть что-то, что можно сохранить».
Как вы думаете, что означает «сходить на урок к себе самому» и что это дает учителю? Что, по-вашему, должны предпринять директор школы и его заместители для того, чтобы научить учителя умению «ходить на урок к себе самому»?
Задача 4. Две родительницы 8-го класса потребовали у учительницы истории, чтобы она допустила их на свой урок, мотивируя свое требование тем, что дети жалуются на повышенную требовательность, придирчивость, грубость и несправедливость педагога.
Как поступить педагогу в такой ситуации?
Задача 5. Семиклассница в своем сочинении «Разговор с уроком» написала следующее: «Здравствуй, урок, хотя ты и не достоин приветствия. Я тебя не люблю, потому что ты сам меня не любишь. Какое это удовольствие: сидеть и слушать, как тебе постепенно внушают, вталкивают, что ты — никто, "дебилка, кретинка, идиотка", как ущемляют твое достоинство, запугивают... Когда хлещут тебя "двойкой", пойди, полюби тебя, урок. Почему ты, урок, не хочешь видеть во мне человека? Если я еще только учусь и многого не понимаю, так ты же мудрый, тысячелетний и все знаешь, даже, наверное, знаешь как помочь таким кретинкам, как я. Я не жажду встречи с тобой, урок, но скажу откровенно: все же лучше сидеть на уроке, чем слушать визг классной или угрозы завуча и упреки родителей!».
Как вы думаете, какие выводы должны сделать директор и учителя, прочитав такое сочинение? Чем можно объяснить ситуацию, отраженную в сочинении ученицы? Обоснуйте свой ответ.
ПРИЛОЖЕНИЕ