Динамика развития детей в 2014/2014 уч. году

Исследуемая область Уровень развития Результат исследования %
Начало года Конец года
Физическая культура Высокий Средний Низкий 32,5 46,5
62,5 48,5
Здоровье Высокий Средний Низкий 18,5 40,8
53,9
6,5 5,3
Безопасность Высокий Средний Низкий 33,5
63,8
2,7
Познание (ФЭМП, формирование целостной картины мира, конструирование) Высокий Средний Низкий 42,9
53,5
3,6
Коммуникация Высокий Средний Низкий 35,7
59,2
5,1
Чтение художественной литературы Высокий Средний Низкий 27,5 35,1
57,7
11,5 7,2
Труд Высокий Средний Низкий 51,6
43,4
Художественное творчество Высокий Средний Низкий 36,3
60,3
3,4
Музыка Высокий Средний Низкий 40,7
61,5 56,6
22,5 2,7
Социализация Высокий Средний Низкий 41,7
68,5 54,3
7,5

Физическое развитие:

Во всех группах отмечается сформированность основных движений и потребность в двигательной активности, дети проявляют положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремятся к самостоятель­ности в двигательной деятельности, но наблюдается избирательное отношение к не­которым двигательным действиям и подвижным играм. Необходимо в течение учебного года продолжать уделять внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств, укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия закаливания организма.

Наблюдаются дети, которые не проявляют интереса к здоровью, не ин­тересуются содержанием бесед, игр и других форм взаимодейст­вия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоро­вому образу жизни, имеют неустойчивый слабый интерес, ко­торый проявляется только в индивидуальном взаимодействии педагога с ребенком и требует постоянной активизации и направ­ленности через специально организованные виды детской деятель­ности по этому во всех группах в течение учебного года необходимо уделить внимание закреплению навыков опрятности, формированию навыков личной гигиены, представлений о здоровом образе жизни.

Социально-коммуникативное развитие:

Предполагаемая причина среднего качества усвоения программного материала детьми по данному разделу: гиперактивность детей, возрастные особенности; в семье мало внимания уделяется общению взрослых с детьми по проблеме и т. д. Пути решения проблем в развитии социальной сферы детей: продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтение книг с проблемными ситуациями. Необходимо продолжать уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками.

В каждой группе ДОУ имеется уголок дежурств и со второй младшей группы дети начинают выполнять поручения взрослого. Дети, как и раньше, с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Чаще всего в группе, тем более в старшем дошкольном возрасте проблем в трудовом воспитании детей нет, проводится воспитательная работа только с некоторыми детьми (активизация, воспитание уверенности в себе, самостоятельности, ответственности). Но сохраняется тенденция последних лет – все чаще встречаются дети, которые не приспособлены к труду на самом первом уровне – самообслуживании. В детском саду ребенок вместе со сверстниками готов потрудиться (убрать игрушки, заправить постель, накрыть на стол), иногда из-за этого могут даже возникнуть споры между детьми, а с приходом родителей ребенок может превратиться в неуправляемого неумеху. Это сказывается на его личности самым отрицательным образом. Поэтому вопрос отношения к труду должна решаться в тесном контакте с родителями, необходимо уделять внимание закреплению трудовых навыков, интереса к трудовым поручениям и труду взрослых.

Не все дети знают элементарные правила поведения в детском саду, могут рассказать, как правильно переходить дорогу, объяснить значение светофора, имеют хорошие знания по пожарной безопасности, о мерах предосторожности с электроприборами. Необходимо усилить работу по закреплению правил безопасности детей в детском саду, дома и правил безопасности на дороге, через индивидуальную работу, праздники и развлечения по данной теме, а так же проводить просветительскую работу с родителями.

Познавательное развитие:

Пути решения проблем в развитии познавательной сферы: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, развивать умение решать проблемные задачи, необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия, через технологию экспериментирования и проектный метод.

Речевое развитие:

Отдельно хотелось бы обратить внимание на результаты диагностики по разделу «Коммуникация». Не у всех детей развито свободное общение со взрослыми и сверстниками, плохо развиты компоненты устной речи, большинство детей не способны участвовать в играх драматизациях, выразительно передавать диалоги персонажей. В дальнейшей работе хотелось бы обратиться к театрализованной игре в работе с детьми по развитию связной речи и творческого воображения, в результате которой можно видеть положительную динамику в развитии не только творческого воображения и связной речи, но и в образности речи, интересе детей к художественной литературе, фольклору. Необходимо продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность, театрализованную деятельность.

Художественно-эстетическое развитие:

Необходимо учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно читать стихи. Необходимо внимательно относиться к материалу для чтения, т.к. это образец грамматически и синтаксически грамотной речи, который дошкольники могут получить только из литературы. Здесь же стоит вопрос о бережном отношении к книге в целом. В этом вопросе нам помогает взаимодействие с библиотекой «Родник», куда дети приходят, как в гости к книгам и создана особая атмосфера для ребят.

Реализация образовательных областей «Художественное творчество», «Музыка» во время непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах является основой для художественно-эстетического развития дошкольника. Но кроме этого на воспитание художественного вкуса и восприятия оказывает влияние множество факторов. В первую очередь окружающая среда: оформление группы, подбор игрушек, качество дидактического материала, иллюстраций, использование музыкального оформления во время НОД и в течение дня.

Но основное – личность педагогов: передать воспитанникам умение эмоционально воспринимать прекрасное, увидеть красоту окружающего мира, выразить ее творчески, а также следить за внешним видом, аккуратно обращаться с окружающими предметами. Дети перенимают у взрослых не то, что они говорят, а то, что они сами делают.

Вызывает тревогу уровень развития крупной и мелкой моторики – умение держать кисть, карандаш, координировать работу глаз и рук, выполнять танцевальные движения и др. Сегодня у некоторых детей данная проблема сохраняется и в старшем возрасте. В особо сложных случаях родители о ней должны знать и понимать, что необходимо принимать меры не только в рамках ДОУ, но и пользоваться помощью специалистов.

Вывод:

Воспитателям следует больше работать над реализациями задач образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность». В связи с этим следует усовершенствовать работу по составлению комплексно-тематического планирования, делая акцент на решение задач данных образовательных областей, проводить более углублённую работу с родителями (консультации, семинары, дни открытых дверей, собрания).

Наши рекомендации