Динамика развития детей в 2014/2014 уч. году
Исследуемая область | Уровень развития | Результат исследования % | |
Начало года | Конец года | ||
Физическая культура | Высокий Средний Низкий | 32,5 | 46,5 |
62,5 | 48,5 | ||
Здоровье | Высокий Средний Низкий | 18,5 | 40,8 |
53,9 | |||
6,5 | 5,3 | ||
Безопасность | Высокий Средний Низкий | 33,5 | |
63,8 | |||
2,7 | |||
Познание (ФЭМП, формирование целостной картины мира, конструирование) | Высокий Средний Низкий | 42,9 | |
53,5 | |||
3,6 | |||
Коммуникация | Высокий Средний Низкий | 35,7 | |
59,2 | |||
5,1 | |||
Чтение художественной литературы | Высокий Средний Низкий | 27,5 | 35,1 |
57,7 | |||
11,5 | 7,2 | ||
Труд | Высокий Средний Низкий | 51,6 | |
43,4 | |||
Художественное творчество | Высокий Средний Низкий | 36,3 | |
60,3 | |||
3,4 | |||
Музыка | Высокий Средний Низкий | 40,7 | |
61,5 | 56,6 | ||
22,5 | 2,7 | ||
Социализация | Высокий Средний Низкий | 41,7 | |
68,5 | 54,3 | ||
7,5 |
Физическое развитие:
Во всех группах отмечается сформированность основных движений и потребность в двигательной активности, дети проявляют положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремятся к самостоятельности в двигательной деятельности, но наблюдается избирательное отношение к некоторым двигательным действиям и подвижным играм. Необходимо в течение учебного года продолжать уделять внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств, укреплять и охранять здоровье детей, создавать условия закаливания организма.
Наблюдаются дети, которые не проявляют интереса к здоровью, не интересуются содержанием бесед, игр и других форм взаимодействия со взрослыми и сверстниками, посвященных здоровью, здоровому образу жизни, имеют неустойчивый слабый интерес, который проявляется только в индивидуальном взаимодействии педагога с ребенком и требует постоянной активизации и направленности через специально организованные виды детской деятельности по этому во всех группах в течение учебного года необходимо уделить внимание закреплению навыков опрятности, формированию навыков личной гигиены, представлений о здоровом образе жизни.
Социально-коммуникативное развитие:
Предполагаемая причина среднего качества усвоения программного материала детьми по данному разделу: гиперактивность детей, возрастные особенности; в семье мало внимания уделяется общению взрослых с детьми по проблеме и т. д. Пути решения проблем в развитии социальной сферы детей: продолжать работу с детьми через использование дидактических игр по проблеме; заинтересовывать детей через игровые ситуации, чтение книг с проблемными ситуациями. Необходимо продолжать уделять внимание обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками.
В каждой группе ДОУ имеется уголок дежурств и со второй младшей группы дети начинают выполнять поручения взрослого. Дети, как и раньше, с удовольствием откликаются на просьбы взрослого. Чаще всего в группе, тем более в старшем дошкольном возрасте проблем в трудовом воспитании детей нет, проводится воспитательная работа только с некоторыми детьми (активизация, воспитание уверенности в себе, самостоятельности, ответственности). Но сохраняется тенденция последних лет – все чаще встречаются дети, которые не приспособлены к труду на самом первом уровне – самообслуживании. В детском саду ребенок вместе со сверстниками готов потрудиться (убрать игрушки, заправить постель, накрыть на стол), иногда из-за этого могут даже возникнуть споры между детьми, а с приходом родителей ребенок может превратиться в неуправляемого неумеху. Это сказывается на его личности самым отрицательным образом. Поэтому вопрос отношения к труду должна решаться в тесном контакте с родителями, необходимо уделять внимание закреплению трудовых навыков, интереса к трудовым поручениям и труду взрослых.
Не все дети знают элементарные правила поведения в детском саду, могут рассказать, как правильно переходить дорогу, объяснить значение светофора, имеют хорошие знания по пожарной безопасности, о мерах предосторожности с электроприборами. Необходимо усилить работу по закреплению правил безопасности детей в детском саду, дома и правил безопасности на дороге, через индивидуальную работу, праздники и развлечения по данной теме, а так же проводить просветительскую работу с родителями.
Познавательное развитие:
Пути решения проблем в развитии познавательной сферы: проводить с детьми индивидуальную работу, используя дидактические игры, развивать умение решать проблемные задачи, необходимо уделить внимание формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, а так же использовать в своей работе деятельность экспериментирования, которая способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. В деятельности экспериментирования ребенок выступает как своеобразный исследователь, самостоятельно воздействующий различными способами на окружающие его предметы и явления с целью более полного их познания и освоения. Основная задача ДОУ поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия, через технологию экспериментирования и проектный метод.
Речевое развитие:
Отдельно хотелось бы обратить внимание на результаты диагностики по разделу «Коммуникация». Не у всех детей развито свободное общение со взрослыми и сверстниками, плохо развиты компоненты устной речи, большинство детей не способны участвовать в играх драматизациях, выразительно передавать диалоги персонажей. В дальнейшей работе хотелось бы обратиться к театрализованной игре в работе с детьми по развитию связной речи и творческого воображения, в результате которой можно видеть положительную динамику в развитии не только творческого воображения и связной речи, но и в образности речи, интересе детей к художественной литературе, фольклору. Необходимо продолжать уделять серьёзное внимание развитию речи и коммуникативным навыкам детей через индивидуальную работу, организованную деятельность, театрализованную деятельность.
Художественно-эстетическое развитие:
Необходимо учить детей внимательно слушать литературные произведения, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно читать стихи. Необходимо внимательно относиться к материалу для чтения, т.к. это образец грамматически и синтаксически грамотной речи, который дошкольники могут получить только из литературы. Здесь же стоит вопрос о бережном отношении к книге в целом. В этом вопросе нам помогает взаимодействие с библиотекой «Родник», куда дети приходят, как в гости к книгам и создана особая атмосфера для ребят.
Реализация образовательных областей «Художественное творчество», «Музыка» во время непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах является основой для художественно-эстетического развития дошкольника. Но кроме этого на воспитание художественного вкуса и восприятия оказывает влияние множество факторов. В первую очередь окружающая среда: оформление группы, подбор игрушек, качество дидактического материала, иллюстраций, использование музыкального оформления во время НОД и в течение дня.
Но основное – личность педагогов: передать воспитанникам умение эмоционально воспринимать прекрасное, увидеть красоту окружающего мира, выразить ее творчески, а также следить за внешним видом, аккуратно обращаться с окружающими предметами. Дети перенимают у взрослых не то, что они говорят, а то, что они сами делают.
Вызывает тревогу уровень развития крупной и мелкой моторики – умение держать кисть, карандаш, координировать работу глаз и рук, выполнять танцевальные движения и др. Сегодня у некоторых детей данная проблема сохраняется и в старшем возрасте. В особо сложных случаях родители о ней должны знать и понимать, что необходимо принимать меры не только в рамках ДОУ, но и пользоваться помощью специалистов.
Вывод:
Воспитателям следует больше работать над реализациями задач образовательных областей: «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Безопасность». В связи с этим следует усовершенствовать работу по составлению комплексно-тематического планирования, делая акцент на решение задач данных образовательных областей, проводить более углублённую работу с родителями (консультации, семинары, дни открытых дверей, собрания).