Коллектив как объект и субъект воспитания. Огромный вклад в разработку теории и практики развития коллектива внес в 1920-е гг
Огромный вклад в разработку теории и практики развития коллектива внес в 1920-е гг. советский педагог А. С. Макаренко (1888–1939). Им были выделены характерные признаки коллектива, его функции, определены законы развития детского коллектива.
Традиции (от лат. traditio – передача, повествование) – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления. В детском воспитательном коллективе традиции складываются на основе тех форм деятельности, которые неоднократно подтвердили свою общественную значимость и личностную пользу. Большое внимание традициям в процессе сплочения детского коллектива уделял А. С. Макаренко. Закон параллельного действия был сформулирован А. С. Макаренко. Суть закона состоит в том, что в высокоразвитом коллективе воспитывает не столько педагог, сколько сами члены коллектива, коллективистские отношения.
Перспективы – цели, способные вовлечь воспитанников в совместную деятельность. Понятие в таком значении введено в педагогику А. С. Макаренко. Перспективы подразделяются на ближние (не требующие от коллектива воспитанников значительных усилий и времени для достижения, «завтрашняя радость»), средние (требующие больших усилий и времени) и дальние (сложные цели, достижение которых требует от всего коллектива много сил, времени).
Классификация коллективов по длительности функционирования исключает производственные коллективы. Производственные коллективы – это коллективы, созданные для решения конкретных социально-производственных задач. Данный вид, как и воспитательный коллектив, был выделен по внешне заданной функции. Основными формами объединения в научные коллективы являются исследовательские группы, кафедры, лаборатории, НИИ, ВНИКи. Членов научного коллектива объединяет общая программа научно-исследовательской деятельности.
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда формирования личности.
К основным функциям семьи относятся репродуктивная, экономическая, досуговая, хозяйственно-бытовая, психотерапевтическая, коммуникативная и функция первичной социализации. Функция первичной социализации в семье включает передачу индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности. Воспитательная функция семьи направлена на формирование личности ребенка, передачу знаний, умений, навыков, норм поведения и ценностей. Воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена происходит в течение всей жизни человека. К психологическим причинам, вызывающим дисфункцию семейных отношений, относятся жестокость, агрессивность, ревность, супружеская неверность, жадность, неуравновешенность характеров членов семьи. Равные взаимоотношения, основанные на взаимной выгоде всех членов семьи называются паритетными. Авторитет родителей – это установленные нормальные взаимоотношения, когда дети уважают своих родителей, доверяют им. Определение было дано А. С. Макаренко, автор выделил семь видов ложных родительских авторитетов. Гипопротекция как стиль семейного воспитания характеризуется утратой родителями контакта с детьми и контроля над ними, безразличием членов семьи к воспитанию детей, недостатком опеки и контроля, зачастую физической заброшенностью и неухоженностью детей. Гиперпротекция (гиперопека) как стиль семейного воспитания характеризуется чрезмерной заботой родителей о ребенке, отсутствием у него права принимать решения и действовать самостоятельно.
ДЕ N7. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СИСТЕМАМИ.
Система образования в РФ.
Система взглядов, принципов, и приоритетов государственной образовательной политики, которые диктуются полиэтническим характером российского общества, отражена в Концепции национальной образовательной политики РФ. Концепция рассматривает образование как инструмент реализации этнонациональной политики в процессах модернизации – социокультурной трансформации многомерно-сложного полиэтнического российского социума в полиэтничное, но внутренне гомогенное гражданское общество. Всеобщая декларация прав человека, провозглашавшая право каждого человека на образование, была принята резолюцией Генеральной Ассамблей ООН 10 декабря 1948 г. Конвенция о правах ребенка была принята резолюцией Генеральной Ассамблей ООН в 1989 году. Закон Российской Федерации «Об образовании» был принят в 1992 году. Болонская декларация, направленная на создание единого Европейского образовательного процесса, была подписана в г. Болонье в 1999 г. Россия присоединилась к Болонской декларации в 2003 г.
Государственный характер системы образования обозначает, что в России проводится единая государственная политика в области образования, сфера образования провозглашается приоритетной. Выделяются принципы государственной политики в области образования: гуманистический характер образования, его общедоступность, светский характер и др.
Система образования в России представляет собой совокупность взаимодействующих: образовательных программ и государственных образовательных; реализующих их образовательных учреждений; органов управления образованием. Образовательные программы определяют содержание образования на каждом конкретном уровне образования. Обязательный минимум содержания каждой образовательной программы устанавливается соответствующим государственным стандартом. Все образовательные программы подразделяются на общеобразовательные и профессиональные.
К общеобразовательным относят программы дошкольного образования, начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования. Общеобразовательные программы реализуются в дошкольных учреждениях, учреждениях начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, в том числе специальных (учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей). Общеобразовательные учреждения представлены преимущественно государственными общеобразовательными школами, а также элитарными учреждениями – гимназиями, лицеями. Средняя общеобразовательная школа имеет три ступени: I ступень – начальная школа (4 года); II ступень – основная школа (5 лет); III ступень – средняя школа (2 года). Ступени школы соответствуют трем основным этапам развития учащихся: детство, отрочество, юность.
Профессиональные программыпредназначены для подготовки специалистов соответствующих квалификаций. Профессиональное училище реализует основные образовательные программы начального профессионального образования и обеспечивает получение профессии с определенным уровнем квалификации. Профессиональный лицей относится к учреждениям начального профессионального образования и реализует интегрированные образовательные программы начального и среднего профессионального образования, обеспечивая подготовку с повышенным уровнем квалификации. Колледж реализует как образовательные программы среднего профессионального образования, так и интегрированные программы повышенного уровня. Университет реализует программы высшего и послевузовского профессионального образованияпо направлениям (специальностям) подготовки.
Автономность образовательного учреждения заключается в самостоятельности при подборе и расстановке кадров, осуществлении учебной, научной, хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом учебного заведения.