Культура инноваций в универсуме образования
Подобные ожидания относительно инновационного образования ставят вопрос о направленном вмешательстве в его сферу на основе глубоких комплексных исследований и научно-практических разработок; ставит вопрос о поиске особых способов работы не столько для образования, сколько - с самим образованием: его институтами, процессами и участниками.
Сегодня мы оказались в своеобразной ловушке реального, жизненного противоречия: с одной стороны, свобода изобретательства и всяческих реформ в общественной жизни, с другой - их варварское, разрушительное действие; по сути, в любой сфере - в экономике, политике, военном строительстве, в том числе - и в образовании. Практическое противоречие, как известно, требует и практического решения; и, прежде всего - требует нормирования, окультуривания самой стихии инновационных социокультурных преобразований.
Специальный анализ показывает, что единственной и принципиальной преградой на пути инновационного и административного “беспредела” может стать определение такой формы разумной деятельности, в которой осуществимо грамотное педагогическое новаторство и которая уже имеет исторические прецеденты. В этом смысле, всякая инновационная деятельность должна быть поименована, а значит должна иметь свою культурно заданную форму, своих субъектов, свои цели, средства и условия своего осуществления. Установление такой деятельности позволяет главное - выстроить точную систему экспертизы педагогических инноваций и, что еще важнее, нормально обучать этой деятельности, ввести ее в структуру педагогического профессионализма.
Такой развитой, культурной формой инновационной деятельности в образовании является проектирование, которое нельзя свести ни к обновлению (восстановлению полноценного старого), ни к нововведениям (внедрению некоторого новшества). Отсюда еще один важный тезис: культурной формой инновационных процессов в универсуме образования является проектирование, а тем самым – его развитие.
Надо сказать, что культура проектирования имеет давнюю традицию - и не только в виде древнейших утопий и современных антиутопий, новейших проектов “счастливого социалистического, теперь - капиталистического завтра” или “поворота северных рек”; к этой культуре относится и “атомный проект” Курчатова, и “космический проект” Королева, но также - и “социально-педагогический проект” Макаренко, который в этом своем качестве, к сожалению, так и не получил должной оценки в теоретической педаго-гике, и до сих пор по-настоящему не проанализирован. Заметим кстати , что, к великому сожалению, сегодня этот проект опять чрезвычайно актуален.
Складывающаяся проектная парадигма в комплексе психолого-педагогических наук - как основание и рамка инновационной культуры в образовании - в настоящее время имеет исключительное значение, как на общетеоретическом уровне, так и на уровне самой образовательной практики. Сегодня все большее число отдельных образовательных институтов, региональных и субрегиональных систем образования ставят перед собой задачу осуществления шага развития, что и означает построение системы развивающегося образования. Одновременно усиливается поиск и принципиально нового содержания образования, и принципиально нового педагогического профессионализма, которые действительно обеспечивали бы развитие базовых способностей личности в образовательных процессах. А это и есть задача построения собственно развивающего образования. Эти два момента как раз и задают новую предметную область инновационной - проектно-исследовательской деятельности в сфере образования.
В настоящее время можно вполне определенно говорить о нескольких типах проектирования.
Прежде всего, это психолого-педагогическое проектирование развивающих образовательных процессов в рамках определенного возрастного интервала, создающих условия становления человека подлинным субъектом собственной жизни и деятельности: в частности, обучения - как освоения общих способов деятельности; формирования - как освоения совершенных форм культуры; воспитания - как освоение норм общежития в разных видах общности людей.
Далее - это социально-педагогическое проектирование образовательных институтов и развивающих образовательных сред, адекватных определенным видам образовательных процессов; а главное - адекватных традициям, укладу и перспективам развития конкретного региона России.
И, наконец, собственно педагогическое проектирование - как построение развивающей образовательной практики, образова-тельных программ и технологий, способов и средств педагогической деятельности.
Именно здесь возникает особая задача проектно-исследовательской деятельности по обеспечению перехода от традиционного образования (традиционной школы, традици-онных систем управления, традиционного обучения и воспитания) к образованию иннова-ционному, реализующему общий принцип развития человека.
Так, в психологии развития необходимо специальное проектирование возрастных нормативов (как определенного комплекса индивидуальных способностей ребенка в конкретном возрастном интервале) и критериев развития на разных этапах онтогенеза.
В педагогике развития - это проектирование развивающих образовательных программ, адекватных возрастным нормам, переведенных на язык образовательных технологий, т.е. через ЧТО? и КАК? это развитие будет осуществляться.
В образовательной практике - это проектирование детско-взрослых общностей в их культурно-деятельностной определенности, т.е. проектирование такого образовательного пространства, где данное развитие может быть осуществлено.
Иными словами, проектирование системы развивающего и развивающегося образования возможно, если одновременно осуществляются: психологическое исследование возрастно-нормативных моделей развития личности, педагогическое конструирование образовательных программ и технологий реализации этих моделей, соорганизация всех участников образовательного процесса, проектирование условий достижения новых целей образования и средств решения задач развития.
Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями. Обозначим лишь несколько типов такой работы:
на уровне отдельного педагога - это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;
на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;
на уровне управления в образовании - это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту детей, учащихся, студентов;
на уровне политика в образовании - это проектирование образовательной системы как социо-культурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.
В заключение спросим себя - есть ли у российского образования перспективы перехода в режим инновационного развития и саморазвития? И если есть, то, при каких условиях это оказывается возможным? Отметим три типа таких условий в трех сферах обеспечения инновационного образования.
В науке эти перспективы связаны с более масштабными, чем сегодня, основаниями реализации главных направлений проектно-исследовательской деятельности; прежде всего – это гуманитарно-антропологические основания становления и развития человека в пространстве образования. Только в этом случае возможны осмысленные методология проектирования и исследования инновационного образования; общая теория развития индивидуальной субъектности и детско-взрослых общностей в образовательных процессах; технология реализации и экспертизы разномасштабных инновационных образовательных проектов.
В системе профессионального образования и профессионального развития -
· это последовательное введение в содержание образование культуры проектирования инновационных образовательных практик;
· это формирование психологической грамотности, шире - психологической культуры педагогического труда;
· это освоение норм и культуры управления развитием образования, деятельностью профессиональных педагогических коллективов.
В области образовательной политики - это ответственная государственная и общественная поддержка научных проектов и программ, связанных с проектированием инновационного развивающего и развивающегося образования в России.
Материал взят с сайта Городского экспертного совета по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании - http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2
Файлы
· innovacii.pdf
Тип: PDF, Размер: 354 кб
Смотрите также
· В поисках нового подхода к развитию образования и производительных сил в России: университетские округа
· Инновации в педагогической деятельности по формированию эстетической культуры студентов
· Работа экспертов с результатами деятельности экспериментально-инновационных площадок
Перейти к списку статей
Структура округа
· Организационная модель
· Территориальный состав
· Участники
Инновационная деятельность
· Банк инноваций
· Экспериментальные площадки
Профориентация
· Среднее специальное (профессиональное) образование
· Довузовская подготовка
· Бакалавриат
· Специалитет
· Магистратура
· Аспирантура
· Докторантура
· Повышение квалификации и профессиональная переподготовка
· Презентация факультетов
Нормативные документы
· Федеральные
· Департамента образования г. Москвы
· Локальные документы УОО
Совет Университетского округа
· О Совете
· Состав Совета
· Протоколы заседаний Совета
Медиатека
· Презентации
· Фотогалерея
Поздравляем!
·
Журналы по тематике Университетского округа МГППУ | Электронные версии тематических журналов МГППУ |
Школьный психолог Вопросы психологии Дошкольное воспитание Психологическая газета | Психологическая наука и образование Экспериментальная психология Вестник практической психологии образования Портал психологических изданий |
· Анонсы
· Новости
· Библиотека
· О нашем округе
· Вступление в округ
· RSS
· Рассылки
· Полезные ссылки
© 2008–2012 Университетский округ МГППУ
© 1997–2012 ГБОУ ВПО МГППУ
Любое использование, перепечатывание, копирование материалов статей
производится с разрешения администрации сайта