Два способа расслабления нижней челюсти
Сядем на пол в «позу портного», ладони соединим в «замок», расслабим лицевые и шейные мышцы и начнем активно трясти руками, как бы взбалтывая зажатый в ладонях пузырек. Начинаем упражнение беззвучно, затем «открываем» звук на гласной «А».
Расслабим мышцы шеи и лица, обхватим подбородок большим и указательным пальцем и начнем совершать активные вертикальные движения. Сначала беззвучно, затем со звуком.
Артикуляционная гимнастика губ
«Покусывания»
Начинаем гимнастику с двойных покусываний поочередно верхней и нижней губ с убыстрением ритма.
«Жвачка»
Делаем активные и крупные жевательные движения челюстями, при смыкании челюстей происходит «почесывание» губ с внутренней стороны.
«Почесывания»
Нижние зубы почесывают верхнюю губу.
Верхние зубы почесывают нижнюю губу.
Начинаем медленно, затем увеличиваем ритм движений.
«Хоботок - улыбка»
Губы вытягиваем вперед, как для поцелуя. Фиксируем их в таком положении на три секунды. Затем растягиваем их в улыбку, не обнажая зубов, и снова фиксируем. Снова вытягиваем. Растягиваем в улыбку, обнажая зубы.
По мере выполнения упражнения увеличиваем ритм.
«Горизонталь»
Собрать губы в «пятачок», вытянуть их вперед и делать максимальные движения влево – вправо, с фиксацией в крайних точках. Упражнение, как и предыдущие, делается с убыстрением.
«Вертикаль»
«Пятачок» двигается вертикально. Вверх – точка, вниз – точка. Постепенно убыстряем.
«Крест»
Совмещаем два предыдущих упражнения и делаем вытянутыми вперед губами следующие движения: вверх, вправо, вниз, влево. После 8 «крестов» меняем направление.
«Круги»
Собрав губы в «пятачок», делаем ими круговые движения. Сначала по часовой стрелке, затем против часовой стрелки.
«Рекламная растяжка»
Представляем огромную рекламную растяжку через Тверскую улицу и начинаем губами, вытянутыми в «пятачок», писать красивыми буквами свое полное имя, отчество и фамилию.
Выполняя весь этот блок упражнений, следим за тем, чтобы работали только губы. Иногда полезно придерживать рукой нижнюю челюсть, чтобы наверняка исключить ее движение.
«Шторки»
На счет «раз» – верхняя губа поднимается так, что обнажаются зубы.
На счет «два» – губы принимают спокойное положение.
На счет «три» – опускается нижняя губа, обнажая зубы.
На счет «четыре» – губы возвращаются на место.
Сначала мы делаем это упражнение беззвучно.
Потом подключаем звучание:
«верхняя шторка» – В;
нормальное положение губ – М;
«нижняя шторка» – З;
возвращение губ в исходную позицию – М.
После каждого упражнения или при сильной усталости губ делаем сброс. Для этого сильной струей воздуха заставляем вибрировать губы со звуком ТПР-Р-Р-У.
Артикуляционная гимнастика
Для языка
«Двойные уколы в щеки»
При сомкнутых губах и разомкнутых челюстях делаем резкие и сильные двойные уколы попеременно то в левую, то в правую щеки.
«Жало»
Острым и длинным языком, подобно змее, производим двойные уколы в выбранную точку, которая может располагаться в любом месте нашей аудитории (внизу, вверху, справа, слева, сзади).
«Часовая стрелка»
Это упражнение имеет два варианта.
Первый вариант: Губы сомкнуты, челюсти разомкнуты. Производим вращательные движения языком за сомкнутыми губами. Язык гладит верхние и нижние десны. Направление языка меняем.
Второй вариант: Повторяем в точности те же движения, с той лишь разницей, что язык оказывается за зубами и гладит по кругу мягкое небо и уздечку. В этом варианте упражнения основная нагрузка приходится на корень языка.
«Чаша»
Упражнение, как и предыдущее, выполняется в двух вариантах.
Первый вариант: Сильно открыть рот, широкий язык вынуть изо рта, поднять его кверху, подержать в таком положении и убрать в широко открытый рот. Только после того как кончик языка коснется верхнего неба, закрыть рот.
Второй вариант: Проделать то же упражнение, не открывая при этом рта. Нагрузка снова же приходится на корень языка.
«Окно»
Это блок упражнений, в котором мы используем ту же технологию, что и в гимнастике для губ.
Сильно открываем рот (окно) и оставляем его в таком положении до конца выполнения каждого отдельного упражнения, в котором работает максимально высунутый изо рта и напряженный язык:
«горизонталь» (язык перемещается влево – вправо);
«вертикаль» (вверх – вниз);
«крест» (вверх, вправо, вниз, влево);
«круги» (движения по и против часовой стрелки);
«рекламная растяжка» (длиннющим языком, при очень сильно открытом рте, пишем большими и красивыми буквами свою фамилию, имя и отчество).
Если очень устал язык, нужно сделать сброс: положить на нижнюю губу расслабленный язык и потрясти головой таким образом, чтобы язык болтался из стороны в сторону. В таком положении очень быстро отдыхают все мышцы языка.
«Горка»
Кончик языка упереть в нижние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. «Спинку» языка «выкатывать» вперед горкой и убирать в глубь рта.
Это упражнение направлено на развитие и укрепление корня языка и его серединных мышц.
«Лошадка»
Это упражнение имеет два варианта. Оба варианта еще можно назвать «цоканьем», так как по ходу выполнения издается характерный звук, каким имитируют лошадиный цокот.
В первом варианте язык подлипает к альвеолам и затем отклеивается от них.
Во втором – жестким кончиком языка производится движение от верхних зубов к альвеолам, далее по твердому небу и, загибаясь во внутрь, гладим твердое небо. В конце этого движения так же раздается характерный звук.
В артикуляционной гимнастике для языка, мы используем различного рода покусывания. Они бывают легкие и быстрые и более ощутимые, с фиксацией зубов на языке в течение нескольких секунд. Мы покусываем кончик языка, его середину и коренными зубами боковые части языка.
Целесообразно перевести артикуляционную гимнастику из плоской и грубой технической работы в ранг увлекательной игры. Вот один из способов, как это сделать. Вы уже обратили внимание на то, что почти все упражнения для языка и губ производятся с убыстрением. Мы предлагаем студентам по ходу выполнения этих упражнений поиграть с ритмами. Мы называем подобные игры «Джазом».Преподаватель называет имя студента, который должен придумать и показать определенный ритм в рамках выполняемого артикуляционного упражнения. Причем, ритм должен быть таким, чтобы сам студент хорошо запомнил его и мог повторить в точности. Все студенты отрабатывают упражнение в данном ритме до легкости исполнения. Затем ритм предлагает другой студент, непременно его усложняя. И так далее.
Тренировочные слоговые таблицы,
Сопровождающиеся тайским
Массажем кистей рук
Дикционные таблицы, которые приводятся в данном приложении, мы почерпнули из практики доцента Санкт-Петербургской академии Л.Д. Алферовой. Они кажутся нам правильно составленными и дающими превосходный результат.
На практике же мы используем их как базу для выстраивания новых дикционных таблиц. Причем, придумываются слоговые таблицы студентами вполне самостоятельно. Удачные варианты закрепляются и используются в тренинге неоднократно.
Тренируем звуки П – Б
Прочно зацепляем мизинец одной руки за мизинец другой (как в детской игре «мирись, мирись»), и, говоря следующие сочетания, с усилием, по ходу движения мизинца одной руки протягиваем другим мизинцем.
Кптупт – кптопт – кптапт – кптэпт – кптипт - кптыпт
Кптюпт – кптепт – кптяпт – кптепт – кптипт – кптипт
Мы тренируемся на односложных, двусложных и трехсложных сочетаниях. Количество слогов зависит от сложности звука. Чем сложнее для произнесения звук, тем большее количество студентов не могут справиться с его произношением. Следовательно, мы увеличиваем нагрузку на мышцы языка посредством увеличения количества слогов.
Трехсложные сочетания:
Птку–ку-кур птко–ко-кор птка–ка-кар
Пткэ-кэ-кэр птки-ки-кир пткы-кы-кыр
Теперь проделываем то же движение, но с другой рукой.
Помним, что на один звук приходится одно движение.
Гбдупт – гбдопт – гбдапт – гбдэпт – гбдипт - гбдыпт
Гбдюпт – гбдепт – гбдяпт – гбдепт – гбдипт - гбдыпт
Гбдгу-гу-гуц гбдго-го-гоц гбдга-га-гац
Гбдгэ-гэ-гэц гбдги-ги-гиц гбды-гы-гыц
Звуки Т – Д
Зацепляем таким же образом безымянные пальцы и делаем аналогичные движения.
Тпкупт – тпкопт – тпкапт – тпкэпт – тпкипт - тпкыпт
Тпкюпт – тпкепт – тпкяпт – тпкепт – тпкипт – тпкипт
Двусложные сочетания:
Птку-бдгу птко-бдго птка-бдга
Пткэ-бдгэ птки-бдги пткы-бдгы
Повторяем движение с другой рукой:
Дбгупт – дбгопт – дбгарт – дбгэпт – дбгипт - дбгыпт
Дбгюпт – дбгепт – дбгяпт – дбгепт – дбгтпт – дбгипт
Трехсложные сочетания:
Бдгу-бу-дуп бдго-бо-доп бдга-ба-дап
Бдгэ-бэ-дэп бды-бы-дып бдги-би-дип
Звуки В - Ф
Теперь делаем то же упражнение со средними пальцами. Точно таким же образом зацепляем средним пальцем правой руки средний палец левой руки и протягиваем по ходу пальца до конца, прилагая небольшое усилие. Движение – звук, движение – звук.
Вбруст - вброст – вбраст – вбрэст – вбрист - вбрыст
Вбрюст – вбрест – вбряст – вбрест – вбрист – вбрист
Трехсложные сочетания:
Взбу-ву-нус взбо-во-нос взба-ва-нас
Взбэ-вэ-нэс взби-ви-нис взбы-вы-ныс
Теперь промассируем средний палец левой руки:
Фпруст - фпрост – фпраст – фпрэст – фприст - фпрыст
Фпрюст – фпрест – фпряст – фпрест – фприст –
Двусложные сочетания:
Врувл-фрувл вровл-фровл вравл-фравл
Врэвл-фрэвл вривл-фривл врывл-фрывл
Звуки К, Г, Х
Начинаем массаж указательных пальцев:
Крукт – крокт – кракт – крэкт – крикт - крыкт
Крюкт – крект – крякт – крект – крикт - крикт
Гзумц – гзомц – гзамц – гзэмц – гзимц - гзымц
Гзюмц – гземц – гзямц – гземц – гзимц – гзимц
Меняем руки и массируем указательный палец левой руки, проговаривая активно и со старанием звуки:
Хмурц – хморц – хмарц – хмэрц – хмирц - хмырц
Хмюрц – хмерц – хмярц – хмерц – хмирц -хмирц
Клукц – клокц – клакц – клэкц – кликц - клыкц
Клюкц – клекц – клякц – клекц – кликц –кликц
Наступил черед больших пальцев. Массируем большой палец правой руки:
Трехсложные сочетания:
Гру-гру-буст | гро-гро-бост | гра-гра-баст |
Грэ-грэ-бэст | гри-гри-бист | гры-гры-быст |
Взгрус-ну-тус | взгрос-но-тос | взграс-на-тас |
Взгрэс-нэ-тэс | взгрис-ни-тис | взгрыс-ны-тыс |
Хруст-ху-хуст | хрост-хо-хост | храст-ха-хаст |
Хрэст-хэ-хэст | христ-хи-хист | хрыст-хы-хыст |
Приступаем к массажу большого пальца левой руки.
Звуки С – З – Ц
Струм – стром – страм – стрэм – стрим - стрым
Здрум – здром – здрам – здрэм – здрим - здрым
Устр – остр – астр – эстр – истр - ыстр
Зуст – зост – заст – зэст – зист - зыст
Цвум – цвом – цвам – цвэм – цвим - цвым
Цмуст – цмост – цмаст – цмэст – цмист – цмыст
Теперь большим пальцем правой руки, тщательно и сильно делаем круговые движения по часовой стрелке во внутренней части ладони левой руки. На одно круговое движение приходится одно звукосочетание.
По ходу выполнения массажа мы должны ощущать тепло в руках.
Трехсложные сочетания:
Стру-тус-мус | стро-тос-мос | стра-тас-мас |
Стрэ-тэс-мэс | стри-тис-мис | стры-тыс-мыс |
Здру-ду-зуст | здро-до-зост | здра-да-заст |
Здрэ-дэ-зэст | здри-ди-зист | здры-ды-зыст |
Цвун-чун-цун | цвон-чон-цон | цван-чан-цан |
Цвэн-чэн-чцэн | цвин-чин-цин | цвын-чын-цын |
Меняем направление движения пальца. Теперь он движется против часовой стрелки.
Звуки Ш-Ж
Штру – штро – штра – штрэ – штри -штры
Ждру – ждро – ждра – ждрэ – ждри - ждры
Шмуст – шмост – шмаст – шмэст – шмист - шмыст
Ж муст – жмост – жмаст – жмэст – жмист - жмыст
Шруст – шрост – шраст – шрэст – шрист - шрыст
Жруст – жрост – жраст – жрэст – жрист – жрыст
То же движение повторяем с другой рукой. То есть большим пальцем левой руки массируем правую ладонь.
Сначала – по часовой стрелке:
Трехсложные сочетания:
Штут-гурт-шурт штот-горт-шорт штат-гарт-шарт
Штэт-гэрт-шэрт щтит-гирт-ширт штыт-гырт-шырт
Ждут-кус-жус ждот-кос-жос ждат-кас-жас
Ждэт-кэс-жэс ждит-кис-жыс ждыт-кыс-жыс
Штур-му-бурт штор-мо-борт штар-ма-барт
Штэр-мэ-бэрт штир-ми-бирт штыр-мы-бырт
Теперь – против часовой стрелки.
Звуки Ч –Щ
Чту – что – чта – чтэ – чти - чты
Чвунц – чвонц – чванц – чвэнц – чвинц - чвынц
Чрюк – чрек – чряк – чрек – чрик – чрик
Члунс – члонс – чланс – члэнс – члинс - члынс
Щуч – щеч – щяч – щеч – щич - щич
Чущ – чощ – чащ – чэщ – чищ – чищ
Вот мы и помассировали кисти рук. Сейчас они горячие и очень активные. Так же активен и весь речевой аппарат. Наступило время небольшой паузы в звучании.
Большим пальцем находим точку под подбородком и проделываем круговые движения, массируя эту точку. Если она найдена правильно, то мы ощущаем, как на каждое движение большого пальца реагирует ответным движением корень языка. Эти ощущения не очень приятны. Но нужно знать, что, массируя эту точку, мы увеличиваем слюноотделение, разминаем корень языка, освобождаем челюсть. Одним словом, упражнение очень позитивно сказывается на всем речеголосовом аппарате.
Также мы рекомендуем на несколько секунд приложить разгоряченные массажем ладони к лицу, горлу, груди.