Орудие и знак в развитии ребенка
Эта работа написана в 1930 г. По-видимому, она готовилась как небольшая книга (поэтому состоит из 5 глав и развернутого заключения). Впервые была опубликована в Собрании сочинений Л.С. Выготского (1984, т. 6) и после этого в нашей стране не переиздавалась. Она в сжатом виде содержит несколько главных положений культурно-исторической теории развития психики человека, перекликаясь в этом с такими основополагающими работами Л.С. Выготского, как «Мышление и речь», «История развития высших психических функций» и др.
В «Орудие и знак...» проведено четкое различение закономерностей онтогенетического развития животных (даже высших обезьян) и человека: для этого был привлечен, изложен и проанализирован огромный фактический материал, собранный зарубежными и отечественными специалистами. Основой принципиального различия этих закономерностей является то, что развитие человека проходит в лоне исторически складывающейся культуры, дающей ему возможность использовать в жизни такие орудия и словесные знаки, благодаря которым его действия становятся свободными от непосредственных потребностей и ситуаций и устремлены в будущее. С помощью орудий и знаков человек овладевает собственным поведением, которое подчиняется его власти, становится волевым. Жизнь во времени, культурное развитие, труд — именно это психологически отличает человека от животных, развитие которых определяется факторами биологической эволюции.
Другое положение, детально рассматриваемое в данной работе, связано с раскрытием внутреннего опосредствования всех психических функций человека (восприятия, памяти, мышления, сенсомоторики) различными знаками и символами как средствами общения, что придает этим функциям специфическую психологическую структуру. Возникновение и развитие структуры — подлинное содержание рассматриваемой работы (оно подробно прослеживается в книге «История развития высших психических функций» (Собр. соч. 1983.Т. 3).
В.В. Давыдов, Н.В. Елизарова, Г.А. Цукерман
ЛИТЕРАТУРА
1. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. - Т.3, 13, 19, 23.
2. Абрамов С.С. Проблема омоложения по Штейнаху. - Берлин, 1921.
3. Айхенвальд Ю.И. Этюды о западных писателях. - М., 1910.
4. Вине А. Современные идеи о детях. - М., 1910.
5. Еланский П.П. Трудовая школа. - М., 1919.
6. Блонский П.П. Очерк научной психологии. - М., 1921.
7. Блонский П.П. Азбука труда: Введение в трудоведение. - М., 1922.
8. Блонский П.П. Педагогика. - М., 1924.
9. Блонский П.П. Основы педагогики. - М., 1925а.
10. Блонский П.П. Педология. - М., 19256.
11. Блонский П.П. Психология как наука о поведении // Психология и марксизм. - М.; Л., 1925в.
12. Бюлер К. Духовное развитие ребенка. - М., 1924.
13. Бюлер Ш., Тюдор-Гарт Б., Гетцер Г. Социально-психологическое изучение ребенка первого года жизни. - М., 1931.
14. Вагнер В.А. Биопсихология и смежные науки. - Пг., 1923.
15. Вейль А. Внутренняя секреция. - М.; Пг., 1923.
16. Веселовская К. П. Педологический практикум: Пособие для практических занятий по педологии. - М., 1924.
17. Веселовский А.Н. Психологический параллелизм и его формы в отражениях поэтического поля. - Спб., 1898.
18. Виндт В. - Спб., 1909.
19. Виндт В. Фантазия как основа искусства. - Спб.; М., 1914.
20. Гаупп Р. Психология ребенка - Спб., 1924.
21. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения. - М., 1906.
22. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. - Берлин, 1923.
23. Гроос К. Душевная жизнь детей. - Спб., 1906.
24. Дарвин Ч. Собр. соч. - Спб., 1898—1901.
25. Де Фриз Г. Мутации и периоды мутаций при происхождении видов. - Спб., 1912.
26. Джемс В. Психология в беседах с учителями. - М., 1905.
27. Джемс В. Психология. - Спб., 1902.
28. Джемс В. Существует ли сознание? // Новые идеи в философии. - Спб., 1913. Вып. 4.
29. Залкинд А.Б. К вопросу о сущности психоневрозов. - М., 1913.
30. Залкинд А.Б. Вопросы советской педагогики. - Л., 1926.
31. Залкинд А.Б. Основные вопросы педологии. - М., 1930.
32. Иванов-Разумник Р.В. История русской общественной мысли: Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в. - Спб., 1907.
33. Кэй Э. Век ребенка. - Спб., 1905.
34. Келер В. Исследование интеллекта человекоподобных обезьян. - М., 1930.
35. Клапаред Э. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. - Спб., 1911.
36. Корнилов К. Н. Очерк психологии ребенка раннего возраста. - М., 1921.
37. Корнилов К.Н. Биогенетический принцип и его значение в педагогике // Детство и юность, их психология и педагогика. - М., 1922.
38. Корнилов К.Н. К психологии детской игры в куклы // Ребенок и игрушка. - М.,б. г.
39. Корнилов К.Н. Учение о реакциях человека. - М., 1924.
40. Короленко В.Г. Слепой музыкант: (Этюд). - Пг., 1922.
41. Коффка К. Основы психического развития. - М.; Л., 1934.
42. Кречмер Э. Строение тела и характер. - М.; Пг., 1924.
43. Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение. - Пг., 1918.
44. Ланге Г. Душевные движения. - Спб., 1896.
45. Леонтьев А.Н. Развитие памяти // Труды психологической Академии коммунистического воспитания. 1930. - Вып. 5.
46. Мейман Э. Экономия и техника памяти: Экспериментальное исследование о запе-чатлении и запоминании. - М., 1913.
47. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике. - М., 1914—1917.
48. Мюнстерберг Г. Психология и учитель. - М., 1910.
49. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. - М., 1922.
50. Мюнстерберг Г. Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. - Л., 1925.
51. Павлов И.П. ХХ-летний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. - Л., 1924.
52. Павлов И.П. Лекции о работе главных пищеварительных желёз. - Т.III. Кн. 2. - М.; Л., 1951.
53. Петере Э. Школа, полная жизни. - М., 1912.
54. Пиаже Ж. Речь и мышление ребенка. - М.; Л., 1932.
55. Платон. Пир: Беседа о любви. - М., 1908.
56. Потебня А.А. Мысль и язык. - Одесса, 1922.
57. Рубинштейн M.M. Очерк педагогической психологии в связи с общей педагогикой. - М., 1913.
58. Рубинштейн М.М., Игнатьев В.Е. Психология, педагогика и гигиена юности. - М., 1926.
59. Сологуб Ф. Мелкий бес. - Спб., 1912.
60. Титченер Э. Очерки психологии. - Спб., 1898.
61. Титченер Э. Учебник психологии. Ч. I, II. - Спб., 1914.
62. Толстой Л.Н. Педагогические статьи. - М., 1903.
63. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. - М., 1925.
64. Троцкий Л.Д. Литература и революция. - М., 1991.
65. Франк С.Л. Душа человека. - М., 1917.
66. Фребель Ф. Педагогические сочинения. - М., 1913.
67. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1923.
68. Фрейд 3. Ян оно. - Л., 1924.
69. Холл Ст. Собрание статей по педологии и педагогике. - М., 1912.
70. Христиансен Б. Философия искусства. Спб., 1911.
71. Чехов А.П. Избр. произведения. - Берлин, 1922.
72. Шеррингтон Ч. Ассоциация спинномозговых рефлексов и принцип общего поля // Успехи современной биологии. - Одесса, 1912.
73. Шеррингтон Ч. Интегративная деятельность нервной системы. - Л., 1969.
74. Шиф Ж.И. Развитие житейских и научных понятий. М., 1933.
75. Шмидт П.Ю. Теория и практика омоложения (операции Штейнаха). Пг., 1923.
76. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста. - Пг., 1922.
77. Эббингауз Г. Основы психологии. - Спб., 1912.
78. Педагогическая энциклопедия. - М., 1927—1929.
79. Buseman A. Pädagogische Milienkunde. Haale, 1927.
80. Bьhler K. Tatsachen und Probleme zuteiner Psychologie der Penkvor gange // Archiv f. d. desante Psychologie, 1908. 12.
81. Bьhler K. Theorie die Perzeption. Jenna, 1922.
82. Bьhler K. Abriss der geistigen Entwicklung des Kindes. Leipzig, 1923.
83. Claparede E.- Psychologie de l'enfant. Geneve, 1916.
84. Claparede E. La conscience de la ressemblance et de la difference chez l'enfant // Arch. de Psych. 1923. XVII.
85. Groos K. Zur Psychologie der Reifenden Jugend. S. I, 1912.
86. Janet P. L'evolution psychologique de la personalite. P., 1930.
87. Koffka K. Grundlagen der psychischen Entwicklung. Berlin, 1925.
88. Krцn O. Die Psychologie des Grundschulindes. Langensalza, 1928.
89. Meuman E. Vorlesungen zur Einfuhrung in die experimentelle Paedagogik und ihre psychologischien Grundlagen. Leipzig, 1911—1914.
90. Mьnsterberg H. Grundlage der Psychologie. Leipzig, 1918.
91. Peters W. Struktur in Jugendalter. Leipzig, 1923.
92. PiogetJ. Le langage et la pensee chez l'enfant. P., 1923.
93. Strumpf K. Eigenartige sprachliche Entwicklung eines Kindes // Zeitschr. ь. Pädagogische. Psyche und phatalogie. 1901. Bd. 3.
94. Thorndike E. Educational Psychology. N. Y., 1913—1914. Thorndike E. The Elements of Psychology. N. Y., 1920. Thorndike E. The Fundamentals of Learning. N. Y., 1932.
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
А | профессиональная 175,176,191,192 |
Автоматизм действий 64—66, 124, 125, | профессиональный отбор 283—289, 337 |
233, 253, 254, 259 | с движением 429—433 |
Анализ 169—171 | с мышлением 441 |
Анализатор 43, 45, 264, 265 | с речью 405, 409, 427 |
Апперцепция 128, 129 | структура 404, 427 |
Ассоциация 131, 140, 141, 232 | Высшие психические функции 403, 404, |
Афазия 400, 404, 411, 412, 432, 445, 446, 475 | 412, 414 |
В | образование 439—446 |
Внимание 108—129, 258, 326 | распад 445 |
внутреннее 108, 111—113, 127 | структура 449, 451, 457, 463, 464 |
колебания 127, 128 | Г |
непроизвольное 111—113, 117, 127 | Гипноз 212—274 |
развитие 116—118 | Гормоны 48, 49, 63, 278 |
рассеянность ИЗ, 114, 117, 121, 122 | Д |
символическая деятельность ребенка 401 | Движение 13, 14, 429—433, 440 |
Возбуждение 41 | Действие 470, 471 |
иррадиация и концентрация 42 | животных 396, 397 |
нервного возбуждения 43 | ребенка 397, 399, 400, 410, 417, 418, 420, 434 |
теория ионного возбуждения нервов | импульсивное 423 |
Лазарева 22 | и символическая функция мышления 396 |
Воля 160—162, 258 | связь с восприятием 411 |
Воображение 144—150, 250 | синкретизм 417 |
Воспитание 7, 16, 50—61, 71, 86, 103, 116— | структура 398, 399, 421, 422, 430 |
117, 166—169, 171, 172, 197— 200, 207, 242, | Деятельность 141 |
253, 291—297, 307, 308, 315—318, 323, 324 | внешняя 403, 404 |
активность воспитательного процесса 55—57 | внутренняя 404 |
биологический фактор воспитания 51—61 | генезис 451 |
воспитательная среда 53, 54, 216 | и восприятие 404 |
воспитательный процесс 7, 50—61, 105, 106, | и мышление 408, 412 |
116, 122, 173, 291, 296, 313 | и речь 418, 420 |
индивидуализация воспитания 293—297 | интериоризация 457, 460 |
классовый характер 58, 59 | орудия 397 |
перевоспитание 60, 104, 216, 222, | символическая 406, 407, 413, 466 |
270,271,315 | структура 414 |
принцип боли 219, 220 | Душевные явления 13, 14, 18 |
раздельное 79, 80, 81—84 | Ж |
совместное воспитание полов 78—81 | Железы внутренней секреции 46—50, |
социальный фактор воспитания 50—61, 183, | 63, 98, 278—280 |
215, 216, 221, 222, 244, 270, 293 | И |
социальных навыков и умений 90—93 | Игра 89—93, 107, 147, 149, 219, 251, 401 |
теория социального воспитания 54, 55 | биологическая полезность 89, 90 |
цели 57—59, 121—123, 288 | условные игры 90 |
Восприятие 403, 404, 424—441, 443, 444 | Идеальный умственный возраст 348—351 |
генезис 425—433 | Инстинкт 24—26, 36, 61—93 |
животных 425, 428 | изживание инстинктов 82, 83 |
ребенка 423, 425, 426 | как механизм воспитания 71, 72, 81—84 |
связи половой 73—78 | Н |
воспитание полового инстинкта 73—81 | Негативизм детский 203, 204 |
происхождение 64—66 | Непроизвольные действия 364—366, |
Интеллект 171, 277 | 368, 383, 384 |
практический 395, 396, 401, 406, 408, 412, 419, | О |
421, 432, 438, 440, 467, 470 | Обучение 117, 118, 121, 184, 185, 321—355, |
Интерес 84—89, 107, 117, 118, 137—139, | 358, 359, 373—391 |
175—177 | балльная система 222 |
в воспитании 85, 86 | взрослых 334, 335 |
выработка 86, 87 | военное 119 |
направленность 81—84 | дошкольное 328, 329 |
развитие детских интересов 88, 89 | зона посильной трудности обучения |
Интериоризация 402, 404, 420 | комплексное 332, 333 |
Искусство 225—230, 232—240, 243—245, | методы 184 |
248, 249 | наглядность в обучении 166—168, |
гедоническое сознание 101, 230, 239—240 | наказание при обучении 85, 86, 213, 218, 220 |
моральное действие 225—228,237,238 | организация учебного материала 121, 122 |
познавательное действие 228—230, 238 | принцип реального обучения 188 |
Истина 190, 191 | теория формальной дисциплины 186—188, |
К | 325—328, 336 |
Квазипотребность 436 | успешность (успеваемость) абсолютная и отно- |
Конституция человека 43—50 | сительная 341—343, 353 |
кора головного мозга 45, 46 | школьное 328, 329, 338—345, 358, 359, 362, 367, |
нервная система 62, 63 | 368, 375, 379—381, 390, 391 |
мышцы 46 | экзамены 67, 122, 123 |
спинной мозг 45 | Одаренность 106, 251, 252, 295—297 |
Культура 209 | Ожидание 118—120, 153 |
Л | Операция 424,431,434—438,441,443,446 |
Личность 165, 166, 198, 293—305 | Орудие 394, 400, 405, 410, 413, 416, 419, 424, |
формы изучения 297—305 | 428, 433; 445, 446, 469 |
Личный опыт 36, 37, 51, 52, 114, 130 | деятельность 397 |
М | речь 413, 433 |
Метод | психологическая природа 433 |
диалектический 14 | у животных 394, 400, 406, 411 |
естественного эксперимента Лазурского 304— | у ребенка 394, 395, 399 |
П | |
науки 14 | Память 122, 129—150, 260 |
научное наблюдение 297—301 | ассоциативная 131, 132 |
самонаблюдение 14 | механическая 130—132 |
экспериментально-психологический 301-303 | воспитание 136, 137, 141, 142 |
эмпирической психологии 14 | высшие функции 402 |
Мнемоника 140" | забывание 139—141 |
Мораль 205—224 | перестройка 423, 434 |
воспитание 209—224, 238 | развитие 442, 458, 459 |
нарушения 215—224 | ребенка 447, 450, 453, 457 |
Мутаций теория 26, 27 | типы памяти 134, 135 |
Мышление 150—172, 355—359, 363, 376 | Параллелограмм развития 459 |
воспитание 209—224, 238 | Педагогика 10, 17—19, 185, 186, 314—318, |
двойственный характер 165, 166 | 324, 375 |
развитие 355, 356, 359, 376 | экспериментальная 17, 19 |
речевое 357, 396, 404, 408 | Педология 332, 333, 336, 337, 373, 374 |
педологический анализ 373—381, 388—391 | биогенетический 68—70, 245, 248, 314 |
Поведение 13, 14, 17—19, 20, 30,31,35, 39— | теория двойного уровня 376, 377 |
50, 56, 99—102, 113—115, 171, 211, 246 | сдвигов 380 |
животного и человека 13, 19, 36—38 | Разум 67, 68 |
ребенка 397, 398,411 | Реакция 19—32, 97, 108, 118, 131, 157, 159, |
наследственное 24—28, 294 | 185, 281 |
ненормальное 263—274 | двигательная 13, 21, 39,107,109,150—159 |
сознательное 257, 258, 318 | естественная 118 |
биологический фактор 43 | кинестетическая 154, 155, 239 |
социальный фактор 37, 38, 198—201 | круговая 44 |
Подражание 330, 331, 351, 352, 368 | наследственная и приобретенная 23, 26—28, |
Поле зрительное 405, 409, 410, 412, 413, | 54—56 |
423, 425, 429, 434, 435 | речедвигательная 156 |
моторное 444 | эмоциональная 100—102, 105, 106 |
Половое просвещение 76, 77 | ага-реакция 172 |
Понятия 359 | гнева 97—99 |
житейские 355—363, 365—373 | смеха 239, 240 |
научные 355—363, 365—373 | страха 97—99, 103, 104 |
развитие 355—363, 365—373 | возбудитель реакции 29 |
Практика 15, 18, 189—191 | воспроизведение 142, 143 |
Привычка 123—125, 253—257 | раздражитель 20, 21, 79, 80, 103, 104, 112, 113, |
Приспособление 20, 26—28, 37, 59, 114, | 125, 126 |
193, 194 | сложение реакций 39—41 |
Произвольные действия 364, 365, 368, | собственная реакция организма 74 |
383, 384 | три момента реакции 20, 21, 43, 51, 109, 116 |
Психика 35, 36, 44, 50, 72, 159, 160 | Рефлекс 22, 23, 68, 69 |
психические явления 35, 44 | безусловный 23, 29, 30 |
Психология | сочетательный 29 |
метафизическая 11, 12 | условный 7, 8, 28, 31, 32, 28—32, 35, 36, 45, |
педагогическая 7—9, 15—19, 55, 117 | 49, 112, 114, 131 |
прикладная 16, 18, 19 | цепной 24, 25, 62 |
рациональная 11 | суперрефлекс 31 |
научная 14, 15 | координация рефлексов 40 |
основанная на опыте 12 | принцип борьбы за общее двигательное |
кризис 7 | поле 40, 41, 45, 127, 146, 235, 256, 257 |
эксперимент и психология 15 | доминанты 41, 42, 46, 124—127 |
Психоневрозы 270, 271 | однополюсной траты энергии Корнилова 157— |
Психопатология обыденной жизни 271, 272 | |
Психотехника 18, 19, 283—289, 305 | столкновение рефлексов 39, 46 |
Р | субдоминанты 125—127 |
Развитие ребенка 68—70, 201—204, 335, | учение о психических рефлексах 36 |
374—380, 387, 388 | Рефлексология 22, 323 |
периоды детского развития 202—204 | Речь 396, 398, 402, 405—412, 415—420, 424, |
зона ближайшего развития 329—332, 334, | 427, 428, 432, 436, 437, 445, 448, 458, 472—475 |
343—349, 351—354, 368, 373, 377, 391 | внутренняя 410 |
национальные формы 200, 201 | внешняя 410, 419, 420, 460 |
умственное 321—355, 362, 368, 371, 375,376 | письменная 334, 338, 365, 379—391 |
коэффициент умственного развития | социализированная 403, 420, 458 |
339—341, 343, 346—350, 353, 354 | эгоцентрическая 403, 407, 409, 419, 420, 458 |
закон зрелости функции 338, 339 | и деятельность 399 |
теории | мышление 395, 396 |
Ж. Пиаже 407, 417, 455, 458 | планирующая функция 421 |
В. Штерна 407, 426, 427 | У |
Рудиментарные органы 70, 98 | Умственные дефекты 269—271 |
Символ 405, 406, 437, 452, 466 | умственно отсталые дети 211, 269, 270, 294, |
Синтез 169—171 | 295, 332, 341, 342, 376 |
Сказка 245—251 | Упражнение 253—261 |
Слово 163, 357, 360, 372 | Установка 109—116, 118—120, 138 |
Сознание 12, 210, 211, 257, 327 | Утомление 256, 257, 261, 262 |
бессознательное 194—196 | Учебник 190, 191 |
осознание 365, 366 | Учитель 52, 54, 122, 301—320 |
формы сознания 13, 14 | Ф |
Сон 33, 235, 250, 261 | Фантазия 142—150, 247 |
Сотрудничество 333, 334, 346 | Физические дефекты 263—269, 294 |
Способности 187, 188, 326, 327 | X |
Среда социальная 57, 59, 194—201, 216, 217, | Характер 129, 274—293 |
221—224, 270, 307 | формирование черт характера 289— |
влияние среды 13,14, 20, 30,51,52,56, 92, | Художественное восприятие 230—232, |
194—196, 199, 201, 207, 270 | 234, 235, 244 |
Структуры принцип 397 | Ч |
Сублимация 72, 73, 75, 76, 78—80 | Чтение 385—387 |
Счет 443, 444 | Чувство 103—107, 236 |
Т | воспитание 103—107 |
Талантливость 106,242 | импульса 257, 258 |
Творчество 234—236, 245, 251, 313—320 | чувствительность 106, 107 |
воспитание 240—245 | Ш |
закон экономии творческих сил | Школа 188—192 |
Спенсера 233 | Э |
Темперамент 274—293 | Эволюция 26, 27, 68 |
классификация Кречмера 276—770, 279 | Эмоции 36, 94—107, 138, 144, 146, 147, 204, |
типы темперамента 280—283 | 234, 236, 249—251 |
Торможение 33, 34, 42 | биологическая природа 97—99 |
внутреннее 33, 34, 273 | психологическая природа 99—102 |
простое внешнее 33 | схема эмоций Джемса 94—97 |
закон торможения и растормажива- | три измерения эмоции 102 |
ния 32—35 | эмоциональное воспитание 99 |
условный тормоз 33 | эмоциональное поведение 100—102 |
Труд 167, 168, 179, 189, 200, 284 | Эротизм детский 74, 75 |
двойственный характер 54, 55, 177— 179 | Эстетическое |
трудовая деятельность человека | воспитание 224—253 |
и животных 37, 38, 159, 160 | деятельность 230—237 |
соединение умственного и физическо- | реакция 231, 232, 235—240 |
го труда 158 | комическое 239, 240 |
трудовое воспитание 86, 87, 159, 172—192 | трагическое 239 |
трудовая школа | Я |
ремесленная 172—176 | Язык 162—165 |
иллюстративная 174, 175 | язык животных 162, 163 |
ОГЛАВЛЕНИЕ
Педагогическая психология ……………………………………………………………..… | |
Предисловие ............................................................................................................................ | |
Глава I.Педагогика и психология......................................................................................... | |
Глава II.Понятие о поведении и реакции............................................................................ | |
Глава III.Важнейшие законы высшей нервной деятельности (поведения) человека .... | |
Глава IV.Биологический и социальный факторы воспитания …………………………. | |
Глава V.Инстинкты как предмет, механизм и средство воспитания ............................... | |
Глава VI.Воспитание эмоционального поведения............................................................. | |
Глава VII.Психология и педагогика внимания.................................................................. | |
Глава VIII.Закрепление и воспроизведение реакций........................................................ | |
Глава IX.Мышление как особо сложная форма поведения ……………………………. | |
Глава X.Психологическое освещение трудового воспитания …………………………. | |
Глава XI.Социальное поведение в связи с возрастным развитием детей ....................... | |
Глава XII.Моральное поведение.......................................................................................... | |
Глава XIII.Эстетическое воспитание................................................................................... | |
Глава XIV.Упражнение и утомляемость............................................................................. | |
Глава XV.Ненормальное поведение.................................................................................... | |
Глава XVI.Темперамент и характер..................................................................................... | |
Глава XVII.Проблема одаренности и индивидуальные цели воспитания ...................... | |
Глава XVIII.Основные формы изучения личности ребенка ............................................ | |
Глава ХIХ.Психология и учитель......................................................................................... | |
Умственное развитие детей в процессе обучения. Статьи | |
Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте .................................. | |
Динамика умственного развития школьника в связи с обучением .................................... | |
Развитие житейских и научных понятий в школьном возрасте ......................................... | |
О педологическом анализе педагогического процесса …………………………………… | |
Орудие и знак в развитии ребенка ………………………………………………………… | |
Глава I.Проблема практического интеллекта в психологии животных и | |
психологии ребенка ............................................................................................................... | |
Глава II.Функция знаков в развитии высших психических процессов .......................... | |
Глава III.Знаковые операции и организация психических процессов ........................... | |
Глава IV.Анализ знаковых операций ребенка................................................................... | |
Глава V.. Методика изучения высших психических функций ………………………… | |
Заключение. Проблема функциональных систем.......................................................... | |
Проблемы педагогической и детской психологии в трудах Л. С. Выготского.В. В. Давыдов.................................................................................................................................... | |
Комментарии ......................................................................................................................... | |
Литература.............................................................................................................................. | |
Именной указатель............................................................................................................... | |
Предметный указатель........................................................................................................ |
=====================================================
Научное издание Лев Семенович Выготский
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Редакторы Л. М. Штутина, Л. М. Малова
Художественный редактор Е. К. Мазанова
Технический редактор Т. Е. Морозова
Корректоры М. К. Александрова, В. С. Антонова
Налоговая льгота —
общероссийский классификатор продукции ОК-005-93, том 2; 953000 — книги, брошюры.
Изд.лиц. № 010236 от 9.06.97. Подписано в печать 2.03.99.
Формат 60Х901/16- Бумага газетная. Печать офсетная. Гарнитура Тайме.
Усл. печ. л. 33,5. Уч.-изд. л. 39,57. Тираж 5000 экз. Зак. № 415.
Издательство «Педагогика-Пресс» Государственного комитета Российской Федерации по печати
и Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации
119034, Москва, Смоленский б-р, 4
Тверской ордена Трудового Красного Знамени полиграфкомбинат детской литературы им. 50-летия СССР
Государственного комитета Российской Федерации по печати
170040, Тверь, проспект 50-летия Октября, 46