Руководство самообслуживанием 2 страница

Педагог должен предлагаемое содержание делать для детей наглядным, а требования, предъявляемые им, доступными и понятными. Например, при ознакомлении с растениями, привлекая ребенка к наглядно-действенному обследованию (покажи стебелек, проведи — какой длинный, а листики маленькие, цветок круглый, как шар, — покажи цветок, понюхай его, сорви цветок на длинном стебельке и т. д.), воспитатель помогает лучше воспринять особенности. Практические действия, знакомство с растениями своего участка обогащает опыт детей, упорядочивает, уточняет представления о растениях (трава, дерево, цветы). Они накапливают новые впечатления и знания.

Существенную роль в приобщении детей к труду играет ознакомление со свойствами природных материалов. Дети этого возраста в течение всего года могут пользоваться разнообразными природными материалами, действия с которыми обогащают ребенка впечатлениями. В играх с песком, водой, снегом дети знакомятся со свойствами этих материалов (сухой песок сыплется, из мокрого песка легко лепить, строить; в воде плавают рыбки, уточки и др.). В играх с водой у детей возникает много ощущений (можно менять температуру). Они реально чувствуют, что такое холодная, теплая, горячая вода. Следует обращать внимание детей на изменение погоды: светит солнце, льет дождь, падает снег, дует, ветер. Можно организовать наблюдения за трудом взрослых (как убирают снег, сажают деревья и др.).

Во время наблюдений за животными детям дают простейшие поручения по уходу за ними (насыпать крошек, зерен для птиц на участке, покормить рыбок). Дети уясняют необходимость в этом, узнают, как надо делать (под руководством воспитателя). Например: «Ты мне поможешь кормить рыб. Это корм для них. Положим его в кормушку». Кладет корм и предлагает ребенку сделать то же.

Познавательная деятельность маленького ребенка формируется и проявляется в содержательной трудовой деятельности.

Воспитатель должен организовать дело так, чтобы действия детей стимулировали нужные проявления живого объекта (например, предлагает покормить щеглов, кролика, котенка, чтобы показать их повадки). От поверхностного восприятия повадок животного ребенок переходит к восприятию способа их действия (как ест, как плавает, летает и т. д.), у него развивается анализирующая способность выделять отдельные части тела животных (клюв, язык, крылья и др.). Таким образом, дети начинают пользоваться практическими действиями как познавательными.

Малыши должны знать и уметь называть наблюдаемые трудовые действия взрослых (воспитателя, няни). Этому способствуют серии последовательных разнообразных наблюдений, проводимых с подгруппами детей.

Наблюдая с детьми, как моют комнатные растения, им объясняют: листья надо мыть, чтобы они были чистые, красивые. Цель должна быть понятна детям, а пути ее достижения — наглядными и ощутимыми для них. Показать, как аккуратно надо смывать пыль, например, с листьев фикуса, аспидистры. Показ приемов сопровождается объяснением. Следует привлечь внимание детей к результатам труда: каковы листья после обмывания.

Для ребенка постепенно приобретает значение содержательная сторона деятельности. Можно предложить некоторым детям помочь воспитателю. «Посмотрите, как нужно мыть листья, — говорит воспитатель. — Научитесь, потом все будете мыть. А сейчас мне помогут Оля и Саша».
Постепенно воспитатель приобщает малышей к выполнению простейших поручений. На участке они могут собрать листья, в уголке природы — полить растения. Педагог учит правильно держать леечку и медленно выливать воду в землю. Копируя действия взрослого, дети приобретают умение действовать.
При выполнении даже небольших эпизодических поручений воспитатель связывает их с заботой о живых существах: «Птичку покормим, чтобы она пела»; «Польем это растение, а то листочки засохнут». Во время прогулки детей приучают не рвать цветы на клумбах.

Содержание труда по уходу за животными и растениями. Младший возраст (четвертый год жизни)


У детей четвертого года жизни воспитывают интерес к работе по выращиванию растений, уходу за животными и обучают элементарным правилам ее выполнения. Надо, чтобы простые дела (посев крупных семян, полив растений, кормление животных и др.) были для детей источником радости.
С обитателями уголка природы дети знакомятся в течение года. Поэтому знания об их жизни могут быть более полными и больше связанными с посильным участием детей в уходе за ними.
Выполнение несложных поручений становится повседневным. Заранее в плане работы воспитатель намечает, кого из детей привлечь к себе в помощь, как организовать работу, чтобы все упражнялись в освоении приемов. Нужно приучать детей ставить на место предметы ухода за животными и растениями.
В уголок природы помещают комнатные растения с широкими листьями, которые легко мыть, обильно цветущие (примулы, бегонию и др.). Здесь должен быть и аквариум, где можно содержать карасиков — жителей наших стоячих водоемов.

Уход за животными сводится главным образом к их кормлению, так как эта работа доступна маленьким детям по содержанию и физическим усилиям.

Детям четвертого года жизни объясняют, что за птицами надо ухаживать: кормить зернами, травой, поить чистой водой, учат насыпать в кормушку зерна, наливать в поилку воды, ставить их в клетку.
При уходе за рыбками дети под наблюдением воспитателя набирают ложечкой корм и осторожно насыпают в кормушку, чтобы не загрязнять аквариум; могут мыть камешки при смене воды в аквариуме. Детей постепенно приучают поливать растения, выращивать овес, сажать лук, сеять крупные семена цветов, протирать большие листья цветов и цветочные горшки.

Для воспитания осознанного отношения к трудовым процессам очень важно сочетать работу по уходу за растениями с посадкой или посевом самих растений, с игрой природным материалом (песком, водой, глиной, снегом) и давать ребятам возможность разнообразно действовать с ним.
При организации деятельности детей необходимо учитывать особенности материала (песок сыпучий; он бывает сухой и сырой, из сырого песка можно строить; глина вязкая, крепкая; снег холодный, тает; в теплую погоду он липкий, из него можно лепить домик, снеговика, горку и др.).

Обучение детей уходу за растениями начинают с процесса полива, с усвоения детьми приемов этой работы: правильно держать небольшую (но не игрушечную) леечку, носиком лейки упираться в край горшка. Воспитатель учит ребенка отличать сухую почву от влажной (обследовать почву по цвету и на ощупь) и устанавливать необходимость поливки. При этом важно показать детям, что при отсутствии влаги растения (листья, стебель) теряют упругость, поникают.

Поливать нужно до тех пор, пока вода не появится на поддоне. Дети этого возраста могут поливать растения, не разветвленные в нижней части стебля.

Совместная деятельность детей и взрослых носит здесь уже систематический характер. Время от времени воспитатель объединяет детей для общей работы по выращиванию растений и уходу за ними, например обмывание листьев растения (3—4 раза в год). Здесь надо обратить особое внимание детей на бережное отношение к растению: мыть осторожно каждый листочек, чтобы не сломался.
Обучение приемам выполнения этой работы лучше начинать с протирания больших, плотных, гладких листьев (например, фикуса, лимона и др.): «Пыли много на листьях. Растения надо мыть, чтобы они были чистые, красивые, лучше росли. Сегодня мы будем это делать. Я покажу вам, как обмывать листья. Надо отжать тряпочку, чтобы с нее не капала вода, расправить ее; положить на ладонь одной руки листочек и, поддерживая его снизу, медленно и осторожно проводить тряпочкой по нему в одном направлении от черешка к концу сверху, а потом снизу. Прополоскать тряпочку и также протирать следующий лист».
Растения моют теплой водой. Дети видят, что вначале вода была чистая, прозрачная, а затем становится грязной. Чтобы каждый ребенок имел возможность упражняться в уходе за растениями, их должно быть достаточное количество.

Воспитатель предлагает детям вспомнить последовательность работы, чтобы они осознали задание, которое им предстоит выполнить. Свой показ и объяснение сочетает с последующими практическими упражнениями детей: «А теперь все будете мыть растения так, как я буду говорить».
В младших группах используется поэтапный (ступенчатый) инструктаж, дети выполняют отдельные приемы по указанию воспитателя. В конце занятия воспитатель обязательно напоминает: «Поработали, пополощите тряпочки, отожмите и повесьте сушить. В следующий раз, когда мы будем мыть растения, тряпочки будут чистые».
Возвращаясь с прогулки, обязательно надо обратить внимание детей на окна: «Нравятся вам растения? Мы все вместе мыли», чтобы вызвать у них удовлетворение от проделанной работы.
Вначале малышам дается однородная работа: все обмывают листья, либо поливают растения, либо сеют семена. Разные задания отвлекают детей, каждому хочется делать то, что делает сосед. К концу года ребенок приучается к выполнению порученной ему работы независимо от того, что делают остальные.
Когда на участке нет зелени и цветов, детей особенно радуют растения в уголке природы, выращенные ими самими, например появление ростков овса.

Сеять овес нужно только в случае, когда есть кого кормить. Эта цель общая для всех детей: вырастить зеленую травку для нашей птички, чтобы птичка была здоровой и весело пела. В начале работы воспитатель показывает выросший овес, дает детям возможность покормить травкой птичку. Показ результатов труда позволяет детям понять цель, вызывает желание выполнить ее.

В данном случае для ребенка будет иметь значение не только процессуальность действия (посеять семена), но и сравнительно отдаленный результат. Посев можно провести несколько раз. Повторные посевы углубляют представления и совершенствуют умения детей.

Сеют дети самостоятельно, каждый в свою коробочку, втыкая семена в землю. Работа эта удобна тем, что ее результаты не зависят от темпа, детям не нужно координировать свои действия друг с другом. Вместе с тем у детей появляется представление о том, что в работе необходимо соблюдать определенную последовательность действий.

Перед посевом овса воспитатель должен приготовить бумажные коробочки с метками (их могут сделать дети старшей группы), вместе с детьми подготовить землю, пригодную для посева, положить в блюдце семена овса (по 2 блюдца на стол), иметь воду для поливки.

Воспитатель показывает, как сеять семена: «Это семена, посмотрите их все, потрогайте». Процесс посева для детей состоит из двух звеньев: втыкание семян в землю (этот прием требует от детей известного трудового усилия, чего нет при посеве семян вразброс) и полив. Объяснение должно быть краткое, четкое.
Действия воспитателя должны совпадать со словом: «Семена надо посеять в землю, втыкать глубоко, чтобы только кончик был виден; беру одно семя, втыкаю в землю, другое воткну близко от первого, рядышком, еще одно и так много посею». Фразу «беру одно семя» надо повторять чтобы приучать детей сеять тщательно, по-одному, близко друг к другу. Обращение к детям вначале должно быть индивидуальное: «Все, и Саша, и Слава, и Ира, будут сеять семена».

Воспитатель проверяет качество работы, помогает засыпать семена землей, поливает вместе с детьми.

В конце занятия надо еще раз обратить внимание детей на значки на коробочках, чтобы они запомнили их и каждый мог наблюдать и ухаживать за своим посевом. Надо предложить детям поставить травку на подоконник: «Там будет тепло и светло, семена скоро прорастут, если будем их поливать».
После окончания работы надо похвалить детей: «Ты постарался, хорошо сделал»; «Хорошо потрудились, много травки посадили. Вырастет густая травка». Такой конец занятия радует детей, в следующий раз они охотно принимаются за работу.

С декабря—января дети сажают лук. Для ребенка 3—4 лет выполнение действия часто совпадает с получением результата. Поэтому до сознания ребенка нужно доводить мысль о том, что не сразу зазеленеет лук, вырастет трава, что их надо каждый день поливать.

Маленькие дети иногда слишком много выливают воды в одно место, в результате чего семена всплывают, портятся. Следует объяснить, что овес надо поливать по всей коробочке, а лук около корешка. Чтобы растения напились, воду лить надо осторожно, понемногу и смотреть, как она впитывается в землю. Это воспитывает сосредоточенность и затормаживает их поспешные действия.

В феврале—марте для декоративных целей можно посадить в ящики горох, садовые бобы, настурцию. Растения зацветают в конце апреля. Воспитатель может использовать иллюстрации и показать, какие растут красивые цветы. Этикетку (красочную иллюстрацию) оставляют в ящике с посевами до появления оутонов. Трудовые занятия по посевам проводятся и на участке. Весной детей привлекают к посеву садовых бобов овощей (гороха, фасоли) и др.

Воспитатель показывает детям семена фасоли — блестящие черные, большие. Объясняет, что семя кладут в ямку, засыпают землей и поливают водой. Чтобы облегчить работу на месте посадки на расстоянии 8-10 см ставят палочки. На месте палочек дети должны сделать ямки (на каждого ребенка по 3—5 ямок) на глубину, отмеченную на палочке. Объяснение и показ даются постепенно перед началом каждого нового действия, так как малыши все сразу не запомнят и, увлекшись одним, могут забыть о другом.

На повторных занятиях у детей возрастает и самостоятельность при посеве семян. От подробных объяснений, напоминаний о каждом действии и их последовательности воспитатель переходит к общим объяснениям. Он лишь напоминает, что дети должны делать: «Полей растение хорошо, как тебя учили», «Посади эти семена правильно, как мы сажали настурцию» (переход к действиям по представлению). Такой прием побуждает малышей вспомнить, какой способ выполнения применить, какие действия в него входят, какова их последовательность.

Помимо посева и полива, дети могут наблюдать за рыхлением почвы, выпалыванием сорняков.
Привлекать их к выполнению данной работы можно лишь изредка и с познавательной целью. Например, во время прополки бобов воспитателем дети начинают интересоваться, где бобы, где травка (сорняки). Они сами просят назвать, какая это травка. Взрослый должен ответить на вопросы детей и показать им 3—4 разных сорняка.

Дети быстро отличают, например, бобы от пахучей ромашки, подорожника. Такое элементарное умение различать и называть растения заметно изменяет поведение детей: они начинают приглядываться к окружающей природе; гуляя на участке, замечают, что трава бывает разная; радуются, когда находят то или другое знакомое растение, наклоняются к нему, трогают листья, рассматривают цветы. Часто, увидев неизвестные растения, просят назвать их.


Дети также наблюдают, как старшие собирают урожай на огороде, и сами принимают в этом участие: выдергивают лук, морковь, свеклу, редис, вылущивают семена подсолнечника, помогают собрать мусор с огорода, цветника. Сухие ветки, прутья, камни, щепки ребята на маленьких тачках увозят в определенное место.

С детьми надо вести наблюдения за тем, как ведут себя оставшиеся на зиму птицы (вороны, воробьи). Каждый день в определенное время насыпать корм на расчищенную от снега и посыпанную песком площадку, кормовой столик или низко подвешенную кормушку.

Весной вывешиваются скворечники, дуплянки, чтобы птицы гнездились на участке. Птиц, живших зимой в уголке природы, на лето можно переселить на участок, устроив для них вольер. Если в детском саду есть куры, дети наблюдают, как за ними ухаживают старшие, сами кормят их, наливают в поилку воды. Дети принимают участие в кормлении кроликов, живущих в крольчатнике на участке. Можно предложить детям покормить их, нарвать травы, принести еду.

Малыши участвуют и в сезонном труде на своем участке. Зимой на прогулках они совместно с воспитателем участвуют в расчистке дорожек (сметают снег, отвозят его на детских санках). Детям объясняют, что после уборки будет удобно играть на участке, он станет чище, красивее.
Зимой внимание детей следует направлять на заснеженные деревья и кустарники. На участке при детях надо окучивать деревья снегом, объясняя им, что, когда станет тепло, снег растает и деревья смогут «напиться водички».

Содержание труда по уходу за животными и растениями. Средний возраст (пятый год жизни)


У детей этого возраста воспитывается устойчивый интерес к предметам и явлениям природы, более сознательное отношение к труду по выращиванию растений и уходу за животными как деятельности, направленной на удовлетворение потребностей живых существ.

Наблюдая явления природы, дети учатся сравнивать и группировать знакомые предметы по характерным признакам. Так, наблюдая за птицами на участке, они отмечают: холодно, метель, корма нет — птицы голодные, их нужно подкармливать. В этой группе изменяются формы организации труда детей; наряду с участием в труде взрослых они выполняют ежедневные поручения по уходу за обитателями уголка.
Уже с начала года воспитатель систематически привлекает ребят к поливу растений, рыхлению земли, кормлению животных. В процессе такого труда педагог формирует умение видеть и понимать своевременность проведения того или иного трудового действия. Вначале к работе он привлекает по желанию 2—3 детей, а затем они работают поочередно.

Давая поручения, надо учитывать особенности детей: тем, у кого внимание неустойчивое, дать несложные задания (нарезать овощи для кроликов, заготовить воду для поливки, посмотреть, съеден ли корм животными). Умеющим доводить начатое дело до конца дают более сложные поручения (ложечкой насыпать корм рыбкам, полить растения и др.).

Иногда детям предлагаются индивидуальные задания: выделяют кому-то из них растение для ухода, несколько бороздок на огороде. Выполнение индивидуальных заданий и поручений повышает самостоятельность, воспитывает инициативу детей в использовании полученных знаний и умений. Этому способствуют и отчеты детей по уходу за животными и растениями перед сверстниками, которым они должны рассказать, что делать, как, почему и когда.

Ухаживая за посевами и посадками, ребенок систематически наблюдает за ними, привыкает ответственно относиться к порученному делу. Необходимо постепенно подводить детей к пониманию того, что для жизни и роста растений нужно создавать благоприятные условия (почва, свет, тепло, влага и т. д.). Воспитатель должен помочь детям понять значение каждого процесса труда, приема ухода и формировать у них умение видеть и чувствовать своевременность проведения того или другого действия.
На пятом году жизни детей продолжают обучать технике полива: поливать растения по мере необходимости; поливать водой комнатной температуры; увлажнять одинаково всю землю, наклонив лейку ближе к поверхности земли; при этом выясняют, кому надо больше воды — маленькому или большому растению. Дети делают вывод, чем больше растение, тем больше надо поливать.

Следует также учить ребят определять потребность земли во влаге на ощупь. Дети должны знать, что сухая почва твердая, рассыпается, мокрая земля — черная, темная. Накапливая соответствующий опыт, дети сами пытаются установить необходимость поливки, опираясь на внешний вид растений (упругость листьев, стеблей). Полезно побеседовать с детьми и о том, что растения весной усиленно растут, появляются новые побеги, листья, цветы. Их надо больше поливать.

Дети уже знают, что листья растений надо обмывать. Мелкие листья можно обрызгивать из пульверизатора.
При обучении детей рыхлению обращают их внимание на то, что уплотненная земля плохо пропускает воду к корням растений, они хуже растут, что рыхление надо проводить осторожно, аккуратно. Вначале рыхлят землю у крупных растений, находящихся далеко друг от друга (лук, бобы, настурция). Эта работа требует сосредоточенности, координированных размеренных движений, что трудно дается детям, особенно легковозбудимым, подвижным. Если их привлекают к рыхлению систематически, они научаются контролировать свои движения и не повреждать растения. Можно привлечь ребят к удалению омертвевших частей растений, сухих листьев, стеблей.

Растения в уголке природы расставляют так, чтобы было легко ухаживать за ними. Они должны быть разнообразные, чтобы дети могли устанавливать их сходство и различие по форме, величине, окраске листьев и цветков. Весной можно внести луковичные растения (амариллис, кринум и др.). Поливают их так, чтобы не залить луковицу, тогда они будут хорошо расти и зацветут.

В уголке природы дети ухаживают за животными (с помощью воспитателя). Они должны знать, какой корм необходим животным (белке, кролику, хомяку, курам), как он называется, где и как хранится.
Под контролем воспитателя дети готовят корм: нарезают листья капусты, корнеплодов, рвут траву, по мерке дети насыпают корм рыбкам, зерна птицам. На участке скликают кур, кормят их. В террариуме дети могут ухаживать за лягушкой, ящерицей (это сезонные обитатели), кормить их.

Дети должны знать дозировку пищи и уметь распределять ее в течение суток. Они должны обращать внимание на поведение животных: птичка беспокойно кричит — нет воды или корма; рыбка поднимается к поверхности воды и высовывает голову — не хватает кислорода.

Чтобы животные были здоровы, надо мыть поилки, кормушки теплой водой, наливать свежей чистой воды, менять подстилку, выгребать мусор из курятника и посыпать пол песком. На участке дети кормят кур.
Наблюдая за сменой воды в аквариуме, дети моют вместе с воспитателем камешки, ракушки, укладывают их и насыпают песок на дно аквариума, могут частично заменить (освежить) воду. В средней группе увеличивается количество и разнообразие рыбок в аквариуме, помещают рыбок наших водоемов: серебрянку (верховку), карпа, линя, вьюна и разновидности золотой рыбки.

В уголке природы можно организовать общую уборку, распределить работу между детьми: помыть поилки, кормушки, горшки и поддоны, протереть листья растений, полить, порыхлить землю.
Во второй половине года вводится новая форма систематической работы — дежурства. Готовность детей к дежурствам обеспечивается предшествующей повседневной работой в уголке природы.
На занятии, посвященном введению дежурств, воспитатель должен уточнить с детьми обязанности дежурных, вспомнить правила ухода за каждым обитателем уголка природы, рассказать им об ответственности за выполнение всех требований.

Особый интерес вызывают у детей растения, выращенные ими. Поэтому важно всем вместе сеять и сажать их в уголке природы (выращивать корм птицам и зелень лука для стола и др.).
В этом возрасте повышается осознанность, самостоятельность, стремление к выполнению поставленной цели. Опора на опыт детей позволяет лучше понять содержание и назначение их труда, охотнее выполнить работу.

Здесь нет необходимости напоминать о конечной цели труда (дети ее хорошо помнят). Вместе с воспитателем дети готовят землю, пригодную для посева овса и посадки лука, насыпают ее в ящики, коробочки, сеют семена и сажают луковицы, поливают их. В процессе работы воспитатель напоминает словом, показом, предлагает детям поучиться друг у друга, отмечает аккуратность, соблюдение правил выполнения работы.

Дети сажают корнеплоды с целью получения зелени для обитателей уголка природы. Весной нужно привлекать детей к устройству огорода и цветника, рыхлению граблями перекопанной земли, очищению ее от камней и палок, разметке борозд для посева. Дети могут также посеять крупные и мелкие семена (огурцов, свеклы, моркови, редиса, ноготков); они проводят поливку и рыхление.

В развитии трудовой направленности ребенка среднего до школьного возраста наблюдается несколько этапов. Вначале у многих детей отсутствует интерес к этому труду, что выражается в отказе от работы, но заметен интерес к процессуальным действиям. Далее наблюдается смена игровых и трудовых процессов с постепенно возрастающим интересом к трудовым действиям. Затем появляется собственно трудовая деятельность, не прерываемая игровыми действиями, где ясна цель, не теряется установка на результат. Полученные детьми навыки по уходу за растениями уголка природы не переносятся в работу на участке.
В работе на участке у детей долгое время наблюдается стремление к игровым действиям. Они почти безразлично относятся к тому, как надо выполнять трудовые операции. Слушая взрослого, схватывают лишь общую установку (надо копать, сеять, рыхлить и т. д.) и, взяв сельскохозяйственный инвентарь, часто воспроизводят внешнюю сторону трудовых действий (копают землю, снимая верхний слой; рыхлят перевернутыми граблями, размахивают лейкой при поливе и не направляют струи воды на растения, нуждающиеся во влаге). Действия детей проходят в игровом плане.

Чтобы по-настоящему заинтересовать детей трудовым процессом, им нужно показывать результат какого-либо труда, выполненного воспитателем совместно с детьми, работая вместе с группой детей из трех человек, воспитатель имеет возможность показать каждому ребенку результаты конкретного трудового задания: правильно вскопанную часть участка, красиво сделанную грядку, клумбу, ровные и прямые междугрядия, хорошо взрыхленную землю, чистые всходы овощей и цветов.
На первых порах не так важно, сколько ребенок сделает, будет ли работать до конца, выполняя трудовое поручение. Важно, чтобы он принял участие в этом труде, почувствовал затрату сил. Ребенка увлекает сам трудовой процесс, а желание работать еще не связывается с заботой о растениях. Поэтому при выполнении трудовых заданий иногда происходят срывы: ребенок может прервать трудовое действие и уйти играть, а затем вернуться и продолжить работу.

Видя наглядный результат труда, дети стремятся работать, как взрослые, по-настоящему. Но и в этих работах ребенка в первую очередь еще интересует и удовлетворяет не результат деятельности, а сам процесс трудовых действий. Дети долго могут рыхлить землю в одном и том же месте, поливать одну и ту же гряду несколько раз в день. Они уже спокойно выслушивают поручение взрослого, присматриваются к его движениям, стараются подражать его действиям сознательно, просят показать правильные приемы.
Большое значение для поддержания интереса к трудовым процессам имеют поручения. Работу следует построить так, чтобы каждый ребенок ясно представлял, какую конкретную задачу он должен выполнить, чтобы эта задача была доступна ему.

Задание, даваемое ребенку средней группы, нужно серьезно обдумать, определить его дозировку, чтобы дети, не утомившись, получили удовлетворение от хорошо выполненной совместной работы.
Для поддержания интереса к уходу за растениями на участке и формирования правильных представлений важно использовать не рассказы и показы картинок, а сам факт роста и развития растений, направить внимание воспитанников на необходимость ухода за ними. Например, поливая растения, детей надо более настойчиво подводить к установлению зависимости состояния растений на участке (как и в уголке природы) от наличия и отсутствия влаги в почве и изменения их внешнего вида. Поэтому при выполнении трудовых процессов приходится несколько раз объяснять, длтцчего выполняется данная работа, напоминать, как это нужно делать. Поняв суть дела, ребята по-иному начинают относиться к труду, возникает взаимопомощь, взаимоконтроль, бережное и заботливое отношение не только к «своим» овощам, цветам, но и ко всем растениям.

В ходе работы на участке детей привлекают и к прополке растений. Находясь рядом со взрослым, они получают представление о роли прополки для роста растений, узнают некоторые сорняки. Обучение прополке следует проводить на грядках с хорошо знакомыми детям растениями (лук, бобы).

Надо приучать детей осознавать, что их деятельность на участке связана с погодой, состоянием растений (летом жарко, земля высыхает, надо поливать каждый день).

Постепенно дети приучаются к разнообразной самостоятельной работе. Осенью они собирают овощи, крупные зрелые семена цветущих растений, раскладывают их по видам, усваивают обобщенные понятия: «овощи», «семена», — выделяя характерные свойства плодов: цвет, форму, особенности поверхности.
В плодовом саду дети могут участвовать в сборе фруктов (подносят корзины, собирают опавшие плоды), учатся отличать зрелые плоды от незрелых по величине, цвету, плотности. В уходе за садом они помогают воспитателю окучивать деревья, поливают молодые яблони, ягодные кустарники.
Зимой после снегопада дети расчищают дорожки, очищают от снега свой участок, сгребают снег для построек и игр.

Уточняются представления детей о зимующих птицах, их повадках, питании. Воспитанники наблюдают, какие птицы постоянно прилетают, какие редко, какой корм больше любят, сколько съедают. Вновь прилетающих птиц дети сравнивают с уже известными, рассказывают о характерных признаках внешнего вида (синица, снегирь, свиристель), готовят для них любимый корм (несоленое сало для синицы, крупу для голубей, косточки с мясом для вороны и т. д.). Дети должны разметать от снега кормовой столик, в начале весны продолжать подкормку птиц.

Содержание труда по уходу за животными и растениями. Старший возраст (шестой год жизни)


В старшей группе круг трудовых обязанностей еще больше расширяется, дети приучаются к более сложным формам деятельности. Труд каждого ребенка оценивается не только с точки зрения отношения его к тем или иным обязанностям, но и с точки зрения усвоения ребенком навыков ухода (умение наметить последовательность действий, мотивировать способы их выполнения, правильно выполнять принятое решение).

Уход за животными в уголке природы осуществляется также под контролем воспитателя и при непосредственном его участии.

При таких условиях дети быстрее овладевают необходимыми умениями и навыками и со второй половины года могут ухаживать за животными и растениями самостоятельно.

Наши рекомендации