Руководство по чтению санскрита 6 страница

витте наште джпрнегатре

драванти сарве видишо дхикдхт //

Кто брат твой? Кто твоя жена?

Кто друг тебе, и кто твой сын?

Прошли года — богатства нет,

И все — чужие. Ты один.

Шлока 15

йавад-виттам тавад бандхух

йавад-данам тават-кпртих /

витте лупте бандхур-дуре

кпртих ква сйатпашйа вичитрам //

Когда ты щедр на деньги и подарки, —

Друзей не сосчитать, и их объятья жарки.

Но стоит лишь богатство потерять —

Ни славы, ни друзей. Как это все понять?

Шлока 16

раго роготпаттау бпджам

бхого рогапрасарана бпджам /

його рогаччхедакабпджам

йахи судурам рогат бхогат //

В желаньях — всех болезней зерна,

А в наслажденьях — их ростки.

Орудьем йоги отсеки

Побеги немощей тлетворных.

11 Мукти — освобождение из круговорота рождений-смертей.

Шлока 17

тйаджа дхиккарам матапитрох

куру нйаккарам пишуне манудже /

бхаджа саткарам бхавука боддхари

васа садгоштхивасатау сататам //

Отца и мать люби и уважай.

С клеветниками злыми не дружи.

Совет благочестивых посещай

И неизменно Господу служи.

Шлока 18

ма куру рцамапйалпам хейам

ма васа рипупариваре сататам /

макшипарога-джвалане гатрам

ма висмара марамацам хрдайе //

Не заводи себе долгов

И не живи среди врагов,

В силки болезней не попадай

И Бога в сердце не забывай.

Шлока 19

джнана-рато-ва карма-рато-ва

бхакти-рато-ва сарве локах/

стхитва йоге нахи нахи лабхате

камапи сиддхам пашйа вичитрам //

И джняна, и карма, и бхакти — прекрасны,

Манят человека к долинам блаженства;

Но если ты йогой не овладеешь —

Напрасны все поиски совершенства.

Шлока 20

адау падау тадану ча джангхе

пашчадуру набхгш хрдайам /

дхйатва баху сундара-вапушам

сумукхам локайа гокула-натхам //

Внутренний взор обрати вначале на стопы

И поднимай постепенно к бедрам, пупку и сердцу.

Сосредоточенно медитируя на величайшую красоту,

Вершины достигнешь и увидишь лицо Гокуланатхи12.

Шлока 21

нитйабхйасанат нишчала-буддхих

сататадхйайанат медхаспхуртих /

шуддхат дхйанат абхпштасиддхих

сантата джапатах сварупа-сиддхих //

Абхъяса успокоит ум; молитвы укрепят рассудок,

А сиддхи13, повинуясь чистой дхьяне14, служить тебе придут.

И, неустанно повторяя мантры,

Постигнешь собственное совершенство.

Шлока 22

дйуманерудайат прагевасана

сандхйапуджана видхайах карпах /

йаме йаме пранайаман

даша даша курйат айуврддхйаи //

Вставай, вставай, чуть лишь забрезжит свет!

Три раза в день свершай служенье Богу15.

Даст пранаяма силы на дорогу —

И проживешь на свете до ста лет16.

Шлока 23

паротита бходжп сучарита йаджи

дхвасташарпра-клешо йоги /

сустхира -читто бхагавани вишнау

ихаива лабхате шантим паромам //

Умеренно вкушай, давая — не скупись,

И все болезни выгонишь из тела.

Весь разум собери и к Вишну обрати;

Наградой станет мир и счастье без предела.

Шлока 24

адавасанапунар аврттех

адйаврттер-бхагавач-чаранау /

гурувара -чаранау пранамйа пашчат

сама-дрк-пранах самарабхета //

Поклонись Бога стопам,

Пранаму17произнеси, чествуя гуру, —

Так начинай свой день. А затем

Смело себе подчиняй пространство и прану18.

Шлока 25

йаван диргхах каукшйо вайух

прайати бпхйам сукшмас -тад -ану /

таванантах правишати нова

матва манаса сампкурушва //

Внимания требует пранаяма:

Она от тонких идет миров.

Когда дыхание станет плавным

Ум к медитации готов.

Шлока 26

вида вада сатйам вачанам мадхурам

локайа локам снеха-супурнам /

марджайа дошан деха-прабхаван

арджайа видйавинайа-дханани //

Правдивым и приятным

Пусть будет голос твой.

Очисти ум и тело

И богатей душой.

12 Гокуланатха (Владыка Гокулы) — Кришна.См. также прим. к двенадцатой главе, раздел «Еще кое-что о пратьяхаре, дхаране, дхьяне и самадхи».

13 Сиддхи — паранормальные способности.

14 Дхъяна — медитация.

15 Богослужение (пуджа) совершается в три сандхьи: на рассвете, в полдень и на закате.

16 Ср.: «Всевышним окутано творение и все, что сотворено. Радуйся в отречении. Не влекись к чьему-либо богатству. Действуя так, да проживет человек сто лет»(Иша Упанишада 1-2).

17 Пранама — молитва, сопровождающая глубокий поклон.

18 Т. Дешикачар интерпретирует эту строку как «выполняй асаны и занимайся пранаямои».

Шлока 27

асана-каранат-тарасам сарасам

пранайамат прабалам пранам /

дхарана -шуддхам куру мастишкам

дхйанпт шуддхам читтам нитйам //

Практика асан приносит здоровье.

Пранаяма мощью наполняет тело.

Дхарана ум от грязи очищает,

Дхьяна дает полную власть над читтой.

Шлока 28

крте джнана маргах трите карма маргах

двайам двапаре супрашастам пхалайа /

калау йога маргах сада

супрашастас субхуктау вимуктау //

В крита-юге19 знанья путь лежит,

В трете — кармы трудная дорога.

Двойственный союз в двапаре скрыт,

В век кали свободу дарит йога.

Шлока 29

мунир бхункшва бходжйам сада дева шешам

митам сатвикам чардха кале супаквам /

смаран деван атхам курушвардха пурнам

свакукшим татах сваччхатойам пибечча //

Чистой и свежей пусть будет пища.

Помни о Боге во время еды.

Съешь половину того, что хочется.

Заканчивай трапезу чашкой воды20.

Шлока 30

пранама пранам пратхамам йоге

бхаджаре правам бхактйа прайа /

пранайамам куру татпашчат

дхйатва пранавам пареша саданам //

Повсюду пране21 поклоняйся,

Всегда ей преданно служи,

Ишвары знак в уме держи22

И пранаямой наслаждайся.

19 Юга — один из следующих друг за другом четырех циклически повторяющихся мировых периодов: крита-юга, или сатья-юга («золотой век», длящийся 1 728 000 лет), трета-юга («серебряный век», продолжительность которого составляет 1 296 000 лет), двапара-юга («брон­зовый век» длительностью 864 000 лет) и нынешняя кали-юга («железный век»), которая продлится 432000 лет. Считается, что со сменой юг благость в мире уменьшается на четверть. Т. Кришнамачарья говорит о путях освобождения, соответствующих каждой из юг: джняна-марге, карма-марге, джняна-карме и йога-марге.

20 Желудок следует заполнять пищей наполовину (ардха-пурнам свакукшим), на четверть — водой, а четверть оставлять для воздуха (если пища сухая, объем твердой пищи, жидкости и воздуха соотносятся как 1:1:1), что дает возможность «огню пищеварения» гореть беспрепят­ственно.

21 Слово «прана» может быть переведено как «жизнь».

22 Слог Ом (Пранава омкара) считается символом Ишвары (Всевышнего). См. главу 14, раздел «Ишвара и звук Ом».

Шлока 31

мйкуру макуру йога-тйагам

ма ма бхакшайа тамасам аннам /

пранам бандхайа нийаманнитйам

бхаджа бхаджа бхагават пададвандвам //

Занятия йогой не оставляй,

Тамасичную23 пищу не трогай,

Прану — свяжи, себя — обуздай

И склонись пред стопами Бога.

Шлока 32

бандхайа вайум нандайа джпвам

дхарайа читтам дахаре пароме /

ити тирумала кршно йоги

прадишати вачам сандешакхйам //

«Ликуй, кто власть над праной взял!

Сознание на Бога устреми!»

Так Йог Шри Кришна-Тирумаль24 сказал

Владыка йоги и Владыка над людьми25.

Когда ученики попросили Т.Кришнамачарью дать им молитву, кото­рой они могли бы выражать ему свое уважение перед началом занятий, он написал такие стихи:

три кршна вагпша йатпшварабхйам

сампрата чакранкана бхашйасарам

шринутнарангендрайатау самарпитасвам

шрикришнамарйам гуруварйампде

виродхе картике масе шататара кртодайам

йогачарйам кршнамарйам гуруварйамахам бхадже

шри гурубхйо номах26

23 Тамас («тяжесть, мрак») — одна из трех фундаментальных характеристик материи (гун). Бхагавад-гита (17.10) называет тамасичной пищу, если она «несвежая, безвкусная, дурно пахнущая, разложившаяся, состоящая из объедков и нечистая».

24 Тирумаль («Смуглый») — тамильское имя Кришны.

25 Йог — в Бхагавад-гите (10.17) Арджуна обращается к Кришне: «Как мне познать Тебя, о Йог, постоянно думая о Тебе?» В завершающем стихе Гиты Кришна назван «Владыкой йоги».

26 шри гурубхйо намах — «поклон духовным учителям». В предыдущих строках Шри Кришнамачарья воздает дань почтения своим наставникам: Шри Кришне Брахматантре Сва-ми и Шри Вагише Брахматантре Пракале Свами.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Наши рекомендации