Тема: Профессиональная коммуникативная культура в содержании подготовки специалиста
Проведенный в курсовой работе анализ состояния проблемы выявил серьезное противоречиемежду, с одной стороны, необходимостью формирования профессиональной коммуникативной культуры специалиста, что определяется нормативно-правовой основой модернизации образования и современными культурологическими тенденциями его развития, с другой стороны, - отсутствием требований для формирования полноты профессиональной коммуникативной культуры в документах, регламентирующих содержание образования, в частности, в текстах ГОС ВПО. Разрешение этого противоречия явилось достаточно серьезной теоретической и эмпирической проблемой, решение которой рассматривается как актуальное в общем плане модернизации современного образования
Объект исследования: содержание подготовки специалистов профессий типа «человек - человек» в высшем профессиональном образовании.
Предмет исследования: профессиональная коммуникативная культура в содержании подготовки специалистов профессий типа «человек - человек».
Цель исследования на основе определения особенностей профессиональной коммуникативной культуры представить ее как составляющую содержания высшего профессионального образования в программе подготовки специалиста.
Гипотеза. Профессиональная коммуникативная культура, имея основания рассматриваться в качестве составляющей содержания подготовки специалиста, может быть содержательно представлена в программе его подготовки как целенаправленно организуемая последовательность решения профессиональных коммуникативных задач
Цель, предмет, объект и гипотеза исследования определили задачи исследования.
• на основе анализа общепедагогической категории "содержание образования" соотнести различные подходы к ее интерпретации и определить коммуникативную культуру как одну из составляющих содержания образования,
• проанализировать основные подходы к трактовке понятий «культура речи», «коммуникативная культура» в контексте общей культуры человека, зафиксировав компонентный состав коммуникативной культуры с целью дальнейшего определения профессионально обусловливаемых ее особенностей,
• на основе анализа научно - профессиональной литературы и экспертной оценки определить специфичные для профессиональной и коммуникативной деятельности специалиста профессии «посредник» (как подтипа типа профессий «человек — человек») особенности, связанные с характеристикой самой деятельности,
• определить совокупность профессионально-значимых коммуникативных задач, представляющих коммуникативную культуру в содержании подготовки специалиста профессии «посредник»,
• на основе определения основных групп профессионально-коммуникативных задач разработать и представить общую модель содержания коммуникативной культуры в терминах этих задач в программе ее формирования у специалиста указанного подтипа профессий,
Предмет, цель и задачи исследования определили методы исследования: анализ литературы, систематизация, классификация, моделирование, метод экспертной оценки.
Тема: Образовательные программы повышенного уровня среднего профессионального образования как объект педагогического моделирования (структурно-содержательный аспект)
Существует противоречиемежду необходимостью общесистемного подхода к моделированию образовательных программ повышенного уровня СПО и отсутствием полной общесистемной характеристики образовательных программ и адекватного методического инструментария для обеспечения такого подхода. В соответствии с этим сформулирована проблема,на решение которой направлено исследование: необходимость разрешения данного противоречия путем выявления и обоснования общесистемной характеристики образовательных программ повышенного уровня СПО и разработки на ее основе методического инструментария для обеспечения общесистемного подхода к моделированию этих образовательных программ.
Объект исследования:повышенный уровень СПО, имеющий нормативно-правовой статус образовательной ступени в составе СПО.
Предмет исследования:образовательные программы повышенного уровня СПО как объект педагогического моделирования.
Цель исследования:выявление и обоснование общесистемной структурно-содержательной характеристики образовательных программ повышенного уровня СПО и разработка на ее основе обобщенной структурной модели образовательных программ, выступающей в качестве методического инструментария для обеспечения общесистемного подхода к моделированию образовательных программ по специальностям.
Гипотеза исследования:выявленная и обоснованная общесистемная структурно-содержательная характеристика образовательных программ повышенного уровня СПО и разработанная на ее основе обобщенная структурная модель образовательных программ, выступающая в качестве методического инструментария для моделирования образовательных программ, могут обеспечить общесистемный /подход к моделированию образовательных программ повышенного уровня СПО по специальностям.
Задачи исследования:
1. Провести анализ развития и становления образовательных программ повышенного уровня СПО в общепедагогическом, историческом и нормативно- методическом аспектах.
2. Выявить и обосновать общесистемную структурно-содержательную характеристику образовательных программ повышенного уровня СПО на основе:
- анализа гостребований первого поколения и разработанной в соответствии с ними рабочей учебно-программной документации;
- анкетирования руководителей средних специальных учебных заведений с целью выявления направлений совершенствования образовательных программ путем обобщения их экспертных суждений
3. Разработать обобщенную структурную модель образовательных программ повышенного уровня СПО.
4. Подготовить методические рекомендации по моделированию образовательных программ повышенного уровня СПО по конкретным специальностям во втором поколении гостребований на основе обобщенной структурной модели образовательных программ.
Методы исследования:теоретический анализ литературы по проблеме исследования: научной литературы, гостребований повышенного уровня СПО первого поколения, рабочей учебно-программной документации повышенного уровня СПО, разработанной в учебных заведениях в соответствии с гостребованиями первого поколения; анкетирование руководителей средних специальных учебных заведений; моделирование.