Военно-прикладная гимнастика
Военно-прикладная гимнастика по всей направленности является сходной с профессионально и спортивно-прикладной, но применяется в других целях. Ее средства используются в работе с допризывниками и служат основой физической подготовки военнослужащих различных рядов войск (см. Наставление по физической подготовке Вооруженных Сил СССР. Военгиз, 1979).
Глава 16 ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ГИМНАСТИКИ
К оздоровительным видам гимнастики относятся: гигиеническая производственная, ритмическая и лечебная.
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ГИМНАСТИКА
Гигиеническая гимнастика, являясь средством физического воспитания, решает задачи укрепления и сохранения здоровья человека, повышения жизнедеятельности организма в целом, поддерживает бодрость, рождает хорошее настроение.
С точки зрения физиологического воздействия гигиеническая гимнастика тонизирует весь организм занимающихся и снимает общее утомление.
Гигиеническая гимнастика широко используется в условиях повседневного быта человека. Она способствует воспитанию полезных привычек (соблюдение гигиенических правил и режима дня, уход за телом), приобщает к систематическим занятиям физическими упражнениями.
О пользе гигиенической гимнастики В. И. Ленин писал: «А главное — не забывай ежедневной, обязательной гимнастики, заставляй себя проделать по нескольку десятков (без уступки!) всяких движений! Это очень важно»*.
Гигиеническая гимнастика доступна для людей всех возрастов. Она должна войти в повседневный быт каждого человека и независимо от возраста и профессии стать его потребностью.
В качестве средств гигиенической гимнастики используются ОРУ, прикладные и дыхательные упражнения в сочетании с ходьбой, легким бегом и водными процедурами, массажем и закаливанием организма.
Занятия гигиенической гимнастикой пропагандируются через печать, радио, телевидение, университеты физической культуры. Гигиеническая гимнастика проводится в режиме дня учреждений дошкольного воспитания, общеобразовательных школ, учебных заведений профессионально-технического образования, специальных средних и высших учебных заведений, в Советских Вооруженных Силах, производственных коллективах и, наконец, в семейном быту.
Любые занятия гигиенической гимнастикой должны проводиться при обязательном соблюдении санитарно-гигиенических условий мест занятий. Помещения, где проводятся занятия, должны быть чистыми, хорошо проветриваемыми, с соответствующими температурными условиями. Если занятия проводятся на открытом воздухе, на стадионе, спортивной площадке школы, площадке ЖЭКа, в зоне отдыха, лесопарке, в условиях сельской местности, то места занятий должны быть в стороне от загрязненных зон.
Гигиеническая гимнастика может проводиться утром, днем и вечером. Это определяет различную гигиеническую направленность комплексов упражнений.
Утренняя гимнастика (зарядка) применяется с целью быстрого достижения оптимальной дееспособности организма после сна; днем аналогичные упражнения выполняют для предупреждения или снятия утомления, противодействуя отрицательным влияниям бытовой
* В. И. Ленин. Поли. собр. соч., т. 55, с. 209.
гипокинезии; вечерние занятия способствуют снятию дневного напряжения, благотворно влияют на последующий ночной сон.
Все эти упражнения легко дозируются и не требуют особых возрастных ограничений.
Во всех случаях занятия физическими упражнениями целесообразно сочетать с закаливающими процедурами.
Ценными средствами закаливания служат специальные воздушные, солнечные ванны, пребывание на свежем воздухе в любую погоду, обтирания, купания.
В группах детского сада утренняя гимнастика решает оздоровительные и воспитательные задачи. Являясь неотъемлемым элементом режима дня, она обязательна для каждого ребенка. Ежедневное выполнение после пробуждения (через 5—7 мин) комплекса специально подобранных 7—12 физических упражнений в течение 10—15 мин активизирует деятельность организма, оказывает положительное воздействие на закрепление навыков правильной осанки, предупреждает плоскостопие. Участие в утренней гимнастике воспитывает у детей полезную привычку ежедневно по утрам проделывать физические упражнения.
Школьная гигиеническая гимнастика проводится до уроков, на уроках, на переменах, в режиме продленного дня. Гимнастика до урока (вводная) предусматривает выполнение 6—12 несложных упражнений в течение 10—15 мин. Физкультминутка проводится на общеобразовательных уроках. Целесообразно выполнять 2 — 3 упражнения, которые снимают умственное утомление, восстанавливают работоспособность, помогают сохранять правильную осан-
Школьники старше 10 лет должны самостоятельно выполнять комплексы утренней гимнастики, как это предусмотрено нормативами и требованиями ГТО.
Утренняя гигиеническая гимнастика в режиме дня профессионально-технических училищ, средних специальных учебных заведений имеет гигиеническую и лечебно-профилактическую направленность. Она содействует подготовке учащихся к учебному и производственному процессу Зарядка проводится после сна, в течение 30 мин.
В вузах она является одним из средств внедрения физической культуры в быт студентов. В армии утренняя физическая зарядка решает не только оздоровительно-гигиенические задачи, но и является средством ежедневной физической тренировки военнослужащих.
В содержание гигиенической гимнастики в основном входят ОРУ, применяемые в виде комплексов.
Для обеспечения эффективности занятий целесообразно организовать предварительное разучивание упражнений (по радио, телевидению и т. п.); введение новых упражнений в комплекс осуществлять постепенно, с таким расчетом, чтобы полностью он менялся раз в 10 —12 дней.
Содержание комплекса и последовательность расположения в нем упражнений, их дозировка зависят от возраста, физического
развития и подготовленности занимающихся. Упражнения, входящие в комплекс, должны оказывать разностороннее воздействие на организм занимающихся и быть доетупными*.
При выборе упражнений для лиц старшего возраста следует учитывать их прикладную ценность для использования в повседневном быту. Им следует избегать упражнений, требующих задержки дыхания, силового напряжения, положений тела вниз головой.
В начальном периоде занятий количество упражнений, включаемых в утреннюю гигиеническую гимнастику, и повторение каждого из них должны быть минимальными. Постепенное количество упражнений и их дозировка увеличиваются. Каждое упражнение повторяется от 6 до 12 раз. Количество упражнений в комплексе может быть от 8 до 15. Так, например, для мальчиков и девочек 10— 13 лет комплекс утренней гимнастики может состоять из 8—10 упражнений. Мальчики повторяют каждое упражнение комплекса 4—6 раз, девочки — 3—5 раз. Для мальчиков и девочек 14—15 лет количество упражнений увеличивается до 12. При этом мальчикам рекомендуется повторять каждое упражнение 6—10 раз, девочкам — 4—8 раз.
Юношам 16—18 лет рекомендуется выполнять упражнения g различными отягощениями — гантелями.
Следует начинать упражнения с гантелями весом не более 2— 3 кг. Каждое упражнение повторяется 6—8 раз; после 2—3 месяцев занятий количество повторений постепенно увеличивается до 10—12 и более.
В комплекс необходимо включать упражнения на формирование правильной осанки, а также специальные упражнения на дыхание.
При выполнении упражнений дыхание должно быть свободным, глубоким и ритмичным. При поднимании и разведении рук, выпрямлении туловища следует делать вдох; при опускании рук, наклонах и поворотах туловища, приседании — выдох.
При составлении комплексов вначале следует определить содержание упражнений, а затем расположить их в определенном порядке с указанием количества повторений и методических рекомендаций по их выполнению.
Упражнения необходимо располагать в комплексе, руководствуясь следующим:
а) занятия следует начинать с ходьбы с переходом на легкий
бег (на месте или с передвижением). В процессе ходьбы и бега вни
мательно следить за осанкой. Голову держать прямо, плечи развер
нутыми;
б) комплекс начинается с выполнения упражнения на ощуще
ние правильной осанки;
в) далее следует 1—2 упражнения общего воздействия. Это,
как правило, простые, малоинтенсивные упражнения, но включаю
щие в работу большие группы мышц всего тела Они стимулируют
* Комплексы упражнений утренней гигиенической гимнастики систематически печатаются в газете «Советский спорт», журналах «Здоровье», «Работница» и др.
деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной систем и обменные процессы.;
г) затем следуют упражнения для мышц рук, плечевого пояса,
спины, брюшного пресса, ног. При этом должны включаться после
довательно разные части тела. Интенсивность выполнения упражне
ний в последующих сериях повышается, в работу включаются раз
личные группы мышц. Упражнения для туловища (наклоны, пово
роты) укрепляют мышцы живота, поддерживают и развивают под
вижность позвоночника;
д) далее выполняются 2—3 упражнения силового характера
всеми частями тела (рук, мышц, живота и спины). После активных
мышечных усилий необходимо выполнить 1—2 упражнения на рас
слабление мышц в сочетании с дыхательными упражнениями;
е) после следуют прыжки, укрепляющие мышцы ног, резко по
вышающие деятельность сердечно-сосудистой и дыхательной си
стем. Прыжки с движениями рук предъявляют повышенные требо
вания к координации движений. После прыжков обязательно нуж
но переходить на энергичную ходьбу с постепенным замедлением
темпа. 1—2 дыхательных упражнения позволяют привести орга
низм в более спокойное состояние;
ж) завершается комплекс упражнением для ощущения правиль
ной осанки. После выполнения комплекса следуют обтирание,
душ, самомассаж. '