Рекомендации по выполнению самостоятельной работы
Как известно, самостоятельная работа студентов является важнейшей составной частью учебного процесса. Она позволяет развить у студентов потребность к самостоятельному приобретению знаний и умений и является эффективным средством повышения качества подготовки будущих специалистов.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание реферата. Таким образом, по некоторым темам студентам предлагается реферативная форма изучения материала, включающая написание реферата и его защиту.
Требования к докладу, реферату.
Слово реферат (от лат. – сообщаю), краткое изложение в письменном виде или форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.
Главное в докладе – постановка и разрешение конкретного теоретико-практического вопроса на современном этапе развития теоретической мысли и педагогической практики.
Тема доклада, реферата должна сначала быть разработана студентом теоретически с учетом последних научных публикаций, педагогической прессы и периодики. Содержание подготовленных студентом материалов не дублирует лекции, а развивает отдельные положения педагогической теории.
К выбору темы доклада, реферата можно подходить по-разному: брать ту, по которой студент уже имеет некоторый опыт, или ту, по которой нет специальной подготовки, но она вызывает интерес.
Исходя из собственных педагогических воззрений студент раскрывает тему с целью применения выводов своей работы на практике и в дальнейшей научной работе (в ходе выполнения курсовой и дипломной работы).
При написании доклада, реферата следует начинать работать с составления плана, который должен содержать:
- Введение, включающее обоснование актуальности данной темы для педагогической работы;
- Изложение основного материала, опирающееся на прочитанную литературу;
- Заключение, предлагающее выводы по рассматриваемой проблеме.
Материалами и источниками для подготовки могут стать следующие источники:
1. Произведения отечественных и зарубежных педагогов прошлого по данному вопросу.
2. Современная научно-педагогическая литература по теории обучения и практике работы в школе (монографические издания, журнальные статьи, периодическая печать и др.)
3. Собственные наблюдения, опыт, полученный в ходе педагогической практики, опыт работы педагогов, применяющих новые технологические приемы в обучении и т.д.
Первая стадия самостоятельной работы по реферированию – это библиографический отбор и составление списка литературы по теме реферата.
Вторая стадия – чтение, углубленное изучение источников, составление конспекта с использованием всех разновидностей записей.
Третья стадия – сравнительно-оценочная работа по конспектам, которые приготовил студент. Сравниваются различные оценки, положения, факты.
Четвертая стадия – это текстовая работа над рефератом. Предварительно сделанный обзор сопоставляется с различными точками зрения по данному вопросу, выводится единое мнение, противоречие и прочее.
Тематика рефератов
1. Возникновение и развитие диагностики в образовании.
2. Психолого-педагогическая диагностика в отечественном и зарубежном образовании.
3. Моделирование диагностической деятельности педагога.
4. Шкалы и их применение в психолого-педагогической диагностике.
5. Теоретические подходы к диагностической деятельности.
6. Развитие познавательного интереса на уроках физкультуры.
7. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение.
8. Активизация учащихся в обучении.
9. Пути повышения эффективности обучения.
10. Индивидуализация и дифференциация обучения.
11. Рейтинг в учебном процессе (опыт, проблемы, рекомендации).
12. Положительное и отрицательное воздействие преподавателя на обучаемых.