Опросник оценки сформированности компонентов учебной деятельности

Инструкция:

Перед Вами список вопросов о различных проявлениях учебной деятельности ученика. Ваша задача, основываясь на результатах систематического наблюдения за поведением ученика на уроках и знании о том, что и как он делает в условиях выполнения самостоятельной работы в классе и дома, дать чёткий ответ на каждый вопрос, используя предложенные варианты ответов.

При ответах на вопросы придерживайтесь следующих правил:

1. Учитывайте все те особенности поведения ученика, которые проявляются в наиболее существенных учебных ситуациях, т.е. в первую очередь тогда, когда есть возможность говорить о принятии и решении учебной задачи (задачи, где главным является выделение способов действий с учебным материалом). Именно такие ситуации с точки зрения оценки качественных особенностей учебной деятельно­сти являются наиболее информативными и показательными.

2. Фиксируйте, прежде всего, наиболее типичные, устойчивые особенности поведения ученика как показатели наиболее естественных для него проявлений учебной деятель­ности, но непременно обратите внимание и на то, что проявляется в самое последнее время, сравнивая это с типичными формами.

3. Старайтесь характеризовать особенности учебной деятельности по состоянию на данный момент учебного про­цесса, а не по состоянию на полгода или год назад, ибо за это время учебная деятельность могла претерпеть существенные изменения.

Для проведения работы необходимо:

а) зафиксировать все ответы по каждому ученику в специальной таблице, составленной таким образом, что против фамилии каждого ученика вы последовательно пишете выбранный Вами ответ (например, 1а, 2б, 3а и т.д.);

б) взяв "ключ" для обработки результатов, определить уровень сформированности каждого из компонентов и составить новую (итоговую) таблицу.

Часть А (основная)

Вопросы Варианты ответов
1. Как ученик реагирует на новый фактический материал (конкретные сведения, факты, слова и пр.) а) безразлично б) эмоционально
2. Как ученик включается в выполнение новых практических заданий, в решение новых задач на применение хорошо известного способа а) неохотно, безразлично б) охотно
3. Отвлекается ли ученик при выполнении новых практических заданий? а) очень легко б) работает сосредоточенно
4. Задаёт ли ученик вопросы по новому фактическому материалу? а) нет б) задает
5. Как относится к ответам учителя на свои вопросы (или на вопросы других учеников)? а) удовлетворяет любой ответ б) добивается содержательного ответа
6. Стремится ли ученик к самостоятельному выполнению практических заданий? а) нет, охотно прибегает к внешней помощи б) да
7. Как ученик реагирует на новый теоретический материал (выявление существенных признаков понятий, способов действия)? а) безразлично б) эмоционально
8. Задает ли ученик вопросы по новому теоретическому материалу? а) нет (почти никогда) б) задает
9. Как ученик реагирует на факт самостоятельного решения им задачи? а) безразлично б) эмоционально
10. Стремится ли отвечать на вопросы по новому теоретическому материалу? а) нет б) да
11. Бывает ли, чтобы вопросы ученика по новому материалу выходили за пределы темы? а) нет б) да
12. Пытается ли ученик делать самостоятельные выводы из нового материала? а) нет б) да
13. Проявляет ли ученик стремление систематически получать новую информацию вне школы и учебников (читает дополнительную литературу, посещает кружок и т д.)? а) нет (изредка) б) да
14. Может ли ученик правильно ответить на вопрос «Что нужно узнать?» до решения задачи? а) нет б) да
15. Может ли ученик ответить на вопросы: «Что ты должен был узнать?», «Что узнал нового?» после решения задачи? а) нет б) да
16. Различает ли ученик задачи, требующие разных способов решения, если они внешне сходны (по сюжету, формулировке элементов условия)? а) нет 6) да
17. Как ученик включается в решение новой теоретической задачи (выделение новых понятий, их свойств, следствий и т.п.)? а) не включается б) включается, но затем теряет ее основную цель, сводит ее лишь к результату в) включается, сохраняя все существенное содержание цели
18. Может ли ученик, решив теоретическую задачу, дать содержательное обоснова­ние способов действия? а) нет б) да
19. Решив теоретическую задачу, может ли ученик объяснить связь ее способа с уже известным ему? а) нет б) да
20. Решив теоретическую задачу, пытается ли ученик ставить сам новые задачи, вытекающие из данного способа (принципа)? а) нет б) да
21. На что направлена основная активность ученика при решении новых задач? а) на копирование действий (указаний) других (учителя, учеников) б) самостоятельный поиск решения
Может ли ученик самостоятельно рассказать о своих действиях, решив зада­чу? а) нет б) да
23. Может ли ученик решить новую задачу самостоятельно? а) нет б) да
24. Пытается ли ученик при решении новой задачи использовать уже известные ему способы? а) нет б) да, чаще всего неправильно, не вно­сит изменений в) да (с учетом изменений в условиях)
25. Если ученик использует для решения какой-либо способ, непригодный для данной задачи, может ли он без помощи учителя обнаружить свою ошибку? а) нет б) да
26. Может ли ученик внести изменения в усвоенный ранее способ действий в соответствии с условиями новой задачи? а) нет б) только с помощью в) пытается сделать сам, но не может г) может самостоятельно
27. Может ли ученик после неудачных попыток решить задачу правильно, объяснить причину неудач? а) практически нет б) может
28. Умеет ли ученик на каком-то этапе изучения материала при введении новых способов действия увидеть его принципиальную общность с известными ему ранее, и выделить этот принцип? а) нет б) да
29. Допускает ли ученик при решении знакомых задач одни и те же ошибки? а) да б) иногда в) нет
30. Может ли ученик при решении знакомых задач самостоятельно найти и исправить допущенную ошибку? а) нет б) в некоторых случаях в) нет
31. Умеет ли ученик правильно объяснить ошибку на изученное правило, на применение известного способа? а) нет б) да
32. Как поступает ученик, если ему показывают на наличие ошибки (учитель, ученики или родители)? а) некритически исправляет б) исправляет после того, как поймет основание критики
33. Если ученик применяет для решения задачи способ, приводящий к ошибкам, может ли ученик обнаружить, что причиной ошибки является именно этот способ? а) нет б) только с помощью в) может самостоятельно
34. Может ли ученик дать объяснение причинам таких ошибок (соотнести способы действий, обосновать пригодность одного и непригодность другого)? а) нет б) да
35. Как ученик обосновывает правильность выполнения заданий, решения задач, если не допускает ошибок? а) не обосновывает б) ссылается на свои отметки, слова учителя в) ссылается на образец, правило, схему г) выделяет содержательную связь между условиями (особенностями задачи и своими действиями)
36. Как относится ученик к критике своих действий, решений, знаний со стороны учителя (учеников)? а) безразлично б) эмоционально, но без попыток учета степени справедливости критики в) стремится разобраться в основании критики
37. Может ли ученик оценить свои возможности решать новую (еще и разобранную с учителем) задачу? а) нет (или учитывает лишь случайные признаки задачи) б) оценивает, ссылаясь на свои удачи (неудачи) в прошлом опыте в) ссылается на известное правило (сходных по типу задач) г) может, если с помощью учителя уви­дит возможность перестройки известно­го ему способа д) может самостоятельно (учитывая все условия задачи и своих действий)

Часть Б (дополнительная)

Наши рекомендации