Философия образования и другие науки
Философия образования способствует объединению различных областей образовательного знания. Сами науки о человеке — биологические, медицинские, психологические и социологические не соединяются в монолитную позитивистскую «единую науку» без редукционистских издержек. Философия содействует выдвижению научных гипотез, опирающихся на опыт преодоления редукционизма, и вносит вклад в специальные исследования и педагогическую практику.
Прикладные аспекты философии образования:
·формирование индивидуальной и коллективной ментальности, воспитание толерантности в человеческих отношениях;
·гармонизация взаимоотношений между знанием и верой;
·обоснование политики и стратегий образовательной деятельности (образовательная политология);
·проблемы образовательно-педагогической прогностики - организация системных прогностических исследований и междисциплинарного прогностического мониторинга в сфере образования;
·проблемы обоснования методологии и методики отбора содержания, методов и средств обучения, воспитания и развития учащихся на разных ступенях образования;
·проблемы образовательно-педагогического науковедения - выяснение реального статуса, функций и возможностей всего комплекса наук об образовании с учетом их междисциплинарного взаимодействия.
Взаимосвязь между философией образования и практикой образования.
Философия должна ориентироваться на круг реальных проблем, поставленных в науках своего времени, она должна найти свое преломление и изменение в дискурсивных практиках других областей. Поэтому философия образования и стала одной из таких исследовательских областей, которая позволяет преодолеть возникший и углубляющийся разрыв между философией и педагогической теорией и практикой.
Развитие философии науки.
Пранаука(Преднаука) — начальный этап становления научного знания в рамках ци- вилизаций Древнего Востока. Пранаука сформировалась в рамках школ жрецов, которые ак- кумулировали социально-полезные знания в области астрономии (неразличимой от астроло- гии), математики (неразличимой от нумерологии), архитектуры, медицины и алхимии.
Цель преднауки– познать вещи, их свойства и отношения, которые были задейство- ваны в реальной практической деятельности людей.
Корнями многие философские, религиозные, научные, технологические представления и идеи древних греков уходят на Восток. Египет, Вавилон и другие общества присредизем- номорского и ближневосточного регионов обладали разнообразными и весьма серьезными познаниями в области медицины, математики, механики, судостроения и мореплавания, ас- трономии, географии и т.п. Накопленные сведения позволяли им решать различные теорети- ческие вопросы, связанные с прикладными задачами (нахождение площади и объема фигур, решение уравнений, тригонометрические задачи и др.).
Однако имеющиеся знания не развивались и не систематизировались сколь-нибудь последовательно. Сам характер научных сведений был сугубо практическим. Они формули- ровались в виде предписаний, алгоритмов, научно-практических приемов. Кроме того, они были существенно связаны с сакрально-мифологическими составляющими общественной жизни. Служители религиозных культов — жрецы — выступали носителями и хранителями знаний. Поэтому протонаучная компонента их деятельности находилась в подчиненном по- ложении по отношению к ритуально-мифологическим, сакральным структурам жизнедея- тельности традиционных культур.
Переход к науке в собственном смысле этого слова был связан с развитием письменности, накоплением и осмыслением в странах древних цивилизаций эмпирических знанийй о природе, человеке и обществе, возникали зачатки математики, логики, геометрии, астрономии, медицины. Предшественниками современных учѐных были философы Древней Греции и Рима, для которых размышления и поиск истины становятся основным занятием на основе соответствующего культурного потенциала, необходимого для появления науки.
В современном понимании наука начала складываться с XVI—XVII веков. Наука превратилась в важнейший социальный, гуманитарный институт, оказывающий значительное влияние на все сферы общества и культуру. Объѐм научной деятельности с XVII века удваи- вается примерно каждые 10 - 15 лет (рост открытий, научной информации, числа научных работников).
Таким образом, наука— сфера человеческой деятельности, направленной на выра- ботку и теоретическую систематизацию объективных знаний о действительности. Основой этой деятельности является сбор научных фактов, их постоянное обновление и систематиза- ция, критический анализ и, на этой базе синтез новых научных знаний, формулировка новых теорий и законов.
Древнегреческая наука.В древнегреческой культуре возникает научно-философское мировоззрение, ставшее для науки мировоззренческим фундаментом. Античная наука офор- милась как последовательный рациональный проект, нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей, а не развивалась по пути накопления разроз- ненных наблюдений и знаний прикладного характера.
К числу условий, способствовавших становлению науки, относится мыслительная свобода древних греков, связанная с тем, что религиозность античной Греции была весьма специфична: в отличие от восточных деспотий, в Древней Греции религиозные верования не были связаны с жесткой регламентацией индивидуальной и общественной жизни. У греков отсутствовала каста жрецов, столь влиятельная в восточных государствах. Древнегреческие верования не задавали столь же консервативного, как на Востоке, жизненного уклада. На- оборот, они оставляли достаточно пространства для самостоятельного интеллектуального поиска — поиска начал бытия. Интерес древних греков к окружающему миру оформился в рационально-философское мировоззрение в целом, которое в свою очередь явилось концеп- туальным фундаментом собственно научного проекта.
Важную роль играло демократическое устройство античных городов; политический опыт греков способствовал воспитанию свободного гражданина, оттачиванию рациональ- но-критических коммуникативных навыков. Особый дух состязательности, соревнователь- ности, называемый ныне агонистикой, тоже играл огромную роль в становлении античной ментальности.
Представления о неизменном, объективном и разумном миропорядке (логосе) легли в основу и представлений об идеале познания: таковым является истинное знание (эпистеме), в противоположность субъективному, изменчивому мнению (докса). При этом истинное знание существует не в виде фрагментарных практических советов, а, преследуя абсолютные цели, является чистым, созерцательным, теорийным (от rp. theoreia — «созерцание»).
Досократический период. Милетская школа натурфилософов - Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Милетская школа искала естественные причины происходящего, и выдвинула положение о том, что ис- ходным правеществом является: вода (Фалес), апейрон (Анаксимандр), воздух (Анаксимен).
Пифагорейская школа, основатель Пифагор из Самоса. Пифагорейцы формулируют важнейшее положение о том, что мир управляется числовыми соотношениями и может быть поэтому познан и описан с помощью математических методов.
Элейская школа (Ксенофан-основатель, Парменид, Зенон) считает, что предметом ис- тинного познания является бытие. Оно актуально, т.е. присутствует полностью в настоящем времени, неделимо, неподвижно, неизменно.
Гераклит Эфесский утверждает, что изначальным состоянием мира является само становление, изменение. Оно-то и есть всеобщий мировой принцип. Гераклит подчеркивает, что сущностью мировых процессов является огонь.
Демокрит считал, что мир состоит из атомов, движущихся в пустоте, и вступающих в комбинации друг с другом. Атомы — это мельчайшие неделимые, качественно однородные элементы, отличающиеся между собой лишь геометрической формой.
Классический период (Сократ, Платон, Аристотель). Сократ. «Наибольшего успеха в изучении проблемы человека философия достигла во взглядах Сократа. Сократ отвергает всю натурфилософию, как «для человека излишнюю». Философия – это не умозрительное рассмотрение природы, а учение о том, как следует жить. Сократ считает, что только о душе можно иметь истинное знание. Главная задача познания – самопознание: «познай самого себя».
Платон. Наиболее выдающимся учеником, последователем и систематизатором идей Сократа является Платон. Платон впервые в истории философии создал целостную рацио- нализированную объективно идеалистическую систему с рационально обоснованными принципами. Платон – основатель объективного идеализма.
Платон ищет абсолютные ориентиры истинного знания, нравственности, принципов государственно-политического правления. Истинное познание, по представлениям Платона, работает в абстрактном, отвлеченном режиме, двигаясь от идеи к идее.
В 387 г. до н.э. Платон создает собственную научную школу — Академию: первую институционализированную научную структуру с собственным помещением и продуманной
системой преподавательской и научной деятельности. Академия стала примером для после- дующих научных объединений.
Аристотельбыл учеником Платона и состоял в его Академии 20 лет, до самой смерти учителя, а затем создал свою школу – Ликей, просуществовавшую около тысячи лет, до 529 г. н.э. Аристотель вошѐл в историю философии как выдающийся энциклопедист. В его трудах получили оформление и дальнейшую разработку все отрасли знания, которыми располагал древний мир.
В круг интересов Аристотеля входили вопросы логики, психологии, теории познания, учение о бытии, космологии, физики, зоологии, политической экономии, политики, педаго- гики, риторики, эстетики и др.
Аристотель первым предложил систему классификации наук:
1. Логика – ее предмет законы и формы мышления.
2. Теоретическая философия – первая философия (метафизика) – изучает вечные сверхчув- ственные формы - нематериальные начала и причины всего существующего. Вторая фи- лософия (физика) – изучает природу, т. е. материальные и изменчивые сущности, включая биологические.
3. Практическая философия – этика, ее предмет человеческое поведение и его нормы. Политика, ее предмет социально-политическая деятельность. Экономика, ее предмет экономическая деятельность.
4. Творческая (поэтическая) философия – эстетика, ее предмет искусство. Риторика, ее предмет красноречие.
Стержень всего философского мировоззрения Аристотеля – метафизика или учение о бытии, в котором подвергается острой критике учение Платона об идеях. Главным образом за положение об отделенности идеи-сущности от чувственно воспринимаемой вещи. Идеи – это простые копии, двойники чувственных вещей, говорит Аристотель, они не отличаются от них по своему содержанию. Вследствие их отделенности от мира вещей они ничего не могут дать для существования последних. Поскольку идеи не являются непосредственными сущностями предметов, невозможно объяснить их отношение к ним.
В противоположность Платону Аристотель создаѐт своѐ гилеоморфическое учение. Гилеоморфизм (от греч. вещество, материя и форма), когда объект состоит из двух начал. Аристотель был дуалистом: он признает существование двух самостоятельных первоначал — материи и формы. Каждая конкретная вещь, согласно ему, есть единство материи и формы.
Эллинистический период(III в. до н.э. — III—IV вв. н.э.) характеризуется необык- новенным расцветом античной науки. Центром научной мысли стал город Александрия. В этот период получили развитие математика, механика, биология, медицина, астрономия, география, филологические науки и многие другие дисциплины. Основные представители: Евклид, Эпикур, Архимед, Герон.
Арабская наука. В течение нескольких веков европейская наука переживала период упадка (до XII-XIII вв.) На Востоке, наоборот, наблюдался прогресс науки. Со второй поло- вины VIII в. Научное лидерство переместилось на Ближний Восток.
В мусульманском мире получила известность древнегреческая мысль, способствуя развитию астрономии и математики и химии.
Арабские ученые данного периода: философ Ибн-Рушд (Аверроэс) (1126-1198); фи- лософ и врач Ибн Сина (Авиценна) (980-1037); философ, математик, астроном аль-Фараби (873-950); Мухаммед аль-Баттани (850-929), математик и астроном Ибн-Юнис (950-1009) и др.
Средневековая наука и наука эпохи Возрождения.В контексте христианского ве- роучения произошла ассимиляция идей Платона и Аристотеля. Бытие в целом предстало как сотворенное, спланированное по совершенному проекту Божественного разума, иерархически организованное. Средневековое мировосприятие — созерцательно, символично, аллегорично.
Августин Аврелий (Блаженный)(354 - 430 гг.) – философ и теолог, синтезировал гре- ческую философию и христианское вероучение - создал христианский вариант платонизма. По его мнению, существует идеальный мир в Боге и реальный мир. Мир представляет собой реализацию свободы Бога и мог возникнуть лишь потому, что Бог имеет представление о мире.
Августин считает, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно. Душа познает Бога, тело же препятствует ей. В теории познания Ав- густином была провозглашена формула: «Верую, чтобы понимать».
Фома Аквинский(1225-1274 гг.) выдающийся представитель и систематизатор схола- стики, автор томизма, представляющего собой последовательный и систематический синтез идей Аристотеля и христианского вероучения. Томизм был одним из господствующих на- правлений католической Церкви.
Фома разграничивал области философии и теологии. Предметом первой является стины разума», предметом второй – «истины откровения». Богословские истины «сверх- разумны». В основе томизма лежит отождествление аристотелевской Первоформы (Перво- двигателя) и Бога — создателя мира. При этом на смену аристотелевскому дуализму, в ко- тором материя является вечной и несотворимой, приходит идеалистический монизм, где ма- терия, природа есть результат творения Богом «из ничего».
Роджер Бэкон(1214-1292) английский философ и естествоиспытатель, обладал вну- шительными познаниями в различных науках, защищал необходимость эмпирического ме- тода в науке, совершил ряд открытий в оптике (ему приписывают изобретение очков), раз- рабатывал чертежи необыкновенных машин (прообраз аэроплана) и др.
Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С еѐ помощью можно проверять данные всех остальных наук. Кроме того он утверждал, что ма- тематика, самая легкая из наук и доступна каждому. Р. Бэкон активно занимался алхимией, астрологией и оптикой; пытался внести в алхимию элементы науки.
Бэкон выделял три типа опыта:
1)Реальный, жизненный опыт, который можно приобрести только в процессе жизни;
2)Опыт-доказательство, полученный через внешние чувства. Он касается только матери- альных предметов.
3)Духовный опыт, который возможно познать только избранным людям через мистическое состояние, через внутреннее озарение. Данная идея предвосхитила собой появление идей об эвристическом озарении и роли интуиции в науке.
Таким образом, средневековая наука не только сберегла многие античные достижения, но и продвинулась вперед, построив университетскую систему, разработав логические дис- циплины, создав непосредственные предпосылки для новоевропейской науки. Мыслителями Средневековья была подготовлена почва для нового естествознания. Кроме того, многие ис- следователи считают, что именно под влиянием христианского вероучения (а именно — под влиянием учения о воплощении), догматика которого была разработана на христианском Востоке еще на заре Средневековья, были созданы предпосылки для преодоления идущего из Античности разрыва между сферой умопостигаемого и сферой чувственного.
Философия эпохи Возрождения(XIV - XVII вв.) – это совокупность философских на- правлений, возникших и развивавшихся в Европе в которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физи- ческий и духовный потенциал, жизнеутверждающий и оптимистический характер. В эпоху Возрождения человек осознает себя в качестве творца и своей судьбы, и самого себя. Чувст- вует он себя также и неограниченным господином над природой.
Основные представители эпохи Возрождения: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валло, Леонардо да Винчи, Николай Кузанский, Николай Коперник, Галилео Гали- лей, Джордано Бруно, Николо Макиавелли, Toмас Мор, Томмазо Кампанелла, Maртин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин и др.
Наука Нового времени.В эпоху Нового времени происходит первая научная рево- люция, которая считается началом формирования современного естествознания, базирую- щегося на экспериментальной методологии. Возникает классическая наука нового времени, период существования которой заканчивается лишь в конце XIX века. В Новое время (XVI-XVII) вв. благодаря открытиям Н. Коперника, И. Кеплера, Г. Галилея возникло экспе- риментальное естествознание. Наибольшего развития достигла механика. Наука из служанки богословия превращается в непосредственную производительную силу.
Николай Коперник(1473-1543) обосновывает представления о гелиоцентрической системе мироздания. Дело Н. Коперника продолжил Иоганн Кеплер (1571-1630). Результатом его многолетних усилий стала система математических законов движения планет (законы Кеплера).
Фундамент современной механики заложил Галилео Галилей(1564-1642). Он проде- монстрировал эффективность применения в эмпирических исследованиях идеализированных объектов — материальной точки, прямолинейного равномерного движения и т. п. Он явился также первым апологетом нового (экспериментально-математического) естествознания. Он защищал идею автономии науки как особой интеллектуальной деятельности.
Деятельность Ф. Бэкона.По Бэкону (1561 - 1620) научная деятельность есть прежде всего сбор и анализ фактов. Поэтому Ф. Бэкон был родоначальником английского материа- лизма и эмпиризма Нового времени.
Суть эмпиризма заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта (теоретического и практического) накопило человечество и отдельный человек, тем ближе оно к истинному знанию. Величайшая заслуга Ф. Бэкона заключается в разработке экспериментально-индуктивного метода или индуктивной логики. Его опытно - аналитический метод - это орудие новой науки и решающее условие ее успеха.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления).
Рене Декарт(латинизированное имя Картезий) (1596 - 1650) видный французский философ и ученый-математик, поставил в процессе познания на первое место разум, доведя роль опыта до простой практической проверки данных интеллекта, поэтому Декарт считается основоположником рационализма.
Главным вопросом философии Р. Декарта, был вопрос о возможности достоверного знания и определяемая им проблема метода, посредством которого может быть получено такое знание.
Теория познания Декарта опирается на учение о ясных и отчетливых идеях. К таким идеям относятся, прежде всего, базовые понятия математической механики — движение, фигура, число и др. Декарт считал эти идеи неотъемлемо присущими природе человеческого разума вообще.
Своим главным достижением Р. Декарт считал создание метода, который позволяет, как считал Р. Декарт, преодолеть скептицизм. Поэтому, метод научного познания Р. Декарта называется аналитическим, или рационалистическим. Этот метод требует ясности и непро- тиворечивости операций самого мышления (это обеспечивается математикой), расчленения объекта мышления на простейшие элементарные части и сначала изучения их в отдельности, а затем – движение мысли от простого к сложному. Метод получил название рационалистиче- ской дедукции.
Исаак Ньютон(1642-1727). Высшим достижением научной революции можно считать результаты Исаака Ньютона.
В опубликованных в 1687 г. ньютоновских «Математических началах натуральной философии» были подведены итоги столетнему становлению точного естествознания и представлена математико-физическая теория движущейся протяженной материи.
Ньютон сформулировал три основных закона движения, которые легли в основу ме- ханики как науки.
Первый закон механики Ньютона — это принцип инерции, впервые сформулирован- ный еще Галилеем: всякое тело сохраняет состояние покоя или равномерного и прямоли- нейного движения до тех пор, пока оно не будет вынуждено изменить его под действием ка- ких-то сил.
Второй закон механики Ньютона - приобретаемое телом под действием какой-то силы ускорение прямо пропорционально этой действующей силе и обратно пропорционально массе тела.
Третий закон механики Ньютона - это закон равенства действия и противодействия. Действия двух тел друг на друга всегда равны по величине и направлены в противоположные стороны.
Данная система законов движения была дополнена открытым Ньютоном законом всемирного тяготения, согласно которому все тела, независимо от их свойств и от свойств среды, в которой они находятся, испытывают взаимное притяжение, прямо пропорциональное их массам и обратно пропорциональное квадрату расстояния между ними. Это был универ- сальный закон природы, которому подчинялось все. Закон явился основой создания небесной механики — науки, изучающей движение тел Солнечной системы.
В области конкретных математических методов И. Ньютону (наряду с Г.В. Лейбницем) принадлежит честь создания аппарата математического анализа — дифференциального и интегрального исчисления.
Воздействие И. Ньютона на последующее развитие науки колоссально. Ньютоновская механика явилась для современников и потомков эталоном научного знания. Именно с ин- теллектуальным прорывом И. Ньютона первая научная революция XVI-XVIIвв. достигла своей окончательной победы.