Глава IV. Психология младшего школьника. 3. Я не выполнил обещание, потому что: ходил с родителями в гости; забыл о своем обещании.
3. Я не выполнил обещание, потому что: ходил с родителями в гости; забыл о своем обещании.
4. Я отвлекался на уроке, потому что: у меня нет усидчивости, хорошего внимания; сосед мешал работать.
5. Я не справился с контрольной работой, потому что: плохо выучил правила; сосед просил подсказать ему.
6. Я опоздал на урок, потому что: медленно собирался; часы подвели.
7. Я не выполнил задание учителя, потому что: задание было очень трудное; я ненастойчивый.
8. Я не решил задачу, потому что: был невнимательным; забыл дома ручку.
9. Учебник забыл дома, потому что: я рассеянный; маленький братик или сестренка все берет и перекладывает.
10. Я плохо вел себя на уроке, потому что: я не всегда дис
циплинированный; урок был неинтересный1.
Многочисленные исследования говорят о том, что дети часто (в 2,5 раза чаще) ставят свои неудачи, нарушения правил в зависимость от обстоятельств, от других людей, не проявляя достаточной самокритичности, не связывая отношение к учению со своими особенностями.
Для изучения места тех или иных мотивов в системе мотивации учения детей может быть применен педагогический эксперимент. Педагогический эксперимент— это целенаправленное изменение педагогического процесса, специальное конструирование педагогических ситуаций, в которых изучаемое явление обнаруживается наиболее отчетливо.
Педагогическим экспериментом в области изучения мотивов может быть методика столкновения мотивов. Ее суть заключается в том, что учащиеся оказываются перед необходимостью выбора одного из двух мотивов благодаря организации различных ситуаций.
Ситуация 1.Задача 1 интересна тем, что при ее р е ш е н и и нужно мыслить, рассуждать, однако отметка за ее решение ставиться не будет. Задача 2 менее интересна, но за ее решение будет поставлена отметка в журнал. В этой ситуации столкновение двух мотивов — интереса к мыслительной деятельности и стремления получить отметку.
1 Целесообразно иметь карточки для девочек и мальчиков отдельно (по форме обращения).
План-задание для самостоятельной работы
Ситуация 2.Задача 1 интересна тем, что при ее решении надо рассуждать, мыслить, но она нетрудная. При решении задачи 2 придется преодолевать большие трудности. Отметки за решение той и другой задачи будут ставиться одинаково. Задание считается выполненным, если решена одна из них. В этой ситуации обнаруживается столкновение мотивов — интереса к мыслительной деятельности и стремления к преодолению трудностей.
Ситуация 3.За решение задачи 1 будет поставлена отметка в журнал. За решение задачи 2 отметка ставиться не будет: решая ее, дети просто тренируются, учатся решать задачи. То есть сталкиваются следующие мотивы: стремление получить отметку и стремление приобрести умение решать задачи.
Ситуация 4.Задачи 1 и 2 одинаковы п о трудности. Отметка за их решение ставиться не будет. Дети могут выбрать любую. Но тот, кто возьмет задачу 1, должен решать ее совершенно самостоятельно, а при решении задачи 2 ребенок в случае затруднения может рассчитывать на помощь учителя. Сталкиваются мотивы избегания неприятностей и стремления к преодолению трудностей.
Следующая серия методик непосредственно связана с учебным процессом и может быть использована в массовой школе как в целях диагностики учебно-познавательных мотивов, так и в целях их формирования. Создание разнообразных экспериментальных ситуаций вполне возможно в самом учебном процессе.
Так, интеллектуальная активность, любознательность, пытливость ребенка проявляются прежде всего в постановке вопросов. Естественно, что их характер может быть разным: вопросы, направленные на дополнение или поиск недостающей информации, на установление взаимосвязей, свидетельствуют об интеллектуальной активности, познавательном интересе ученика на одном уровне; вопросы, направленные на воспроизведение информации, тоже могут говорить о познавательной активности, интересе, но уже на более низком уровне.
Постановка учащимися вопросов не только демонстрирует тот или иной уровень интеллектуальной активности, но и выполняет формирующую функцию - средство активизации мыслительной деятельности младших школьников, средство стимулирования их познавательной активности.
С целью диагностики уровня познавательной активности и познавательного интереса можно применять такие задания: письменно составить вопросы по пройденной теме, которые отражают основное ее содержание; задать вопросы по теме, которые только